Цифровой удар по незыблемым основам
Медиаотрасль находится в центре жесточайшего катаклизма. Цифровая революция уничтожает казалось бы неуязвимые бизнес-модели
A | A | A |

В прошлом году россияне потратили 2,9 миллиарда на доступ в Сеть. В 2014 году эти затраты возрастут до 5,9 миллиарда долларов. Примерно столько же в 2014-ом заработает телевидение на рекламе.
Уход потребителя в Сеть уже сейчас оказывает мощное влияние на медиаотрасль. Офлайновые доходы, в первую очередь рекламные, упали. Например, объем рекламы в бумажных журналах уменьшился за 2009 год на 40 процентов и не торопится возвращаться на исходные позиции. Продавать тот же продукт в онлайне гораздо сложнее. Люди свободно обмениваются информацией вместо того, чтобы покупать ее у производителей, как в старые добрые времена. К тому же смещается фокус внимания потребителя. Он начинает тратить на интернет-серфинг на несколько минут в неделю больше, чем на офлайн-чтение, и целые отрасли, например, бумажные книги или СМИ, теряют десятки миллионов долларов.
Исследование потребления медиаконтента в Европе, проведенное McKinsey, показывает, что за 20 лет интернет с нуля отвоевал 5 — 8 процентную долю в медиапотреблении (количество времени, потраченное потребителем на то или иное СМИ), более чем вдвое уменьшив доли газет, журналов, радио и даже потеснив ТВ. В США это еще до кризиса (в 1995 — 2008 годах) стоило газетам 10 процентных пунктов рекламного рынка (доля ежедневной периодики упала с 40 до 30 процентов), журналы потеряли 5 процентных пунктов (с 20 до 15 процентов).
Потребителей контента уже не устраивает, что никто не спрашивает их, о чем и в каком виде они хотят потреблять информацию, как это было последние пару сотен лет. Более того, они стремятся участвовать в создании контента и формировать индивидуальный список предпочтений. Но слушать и подстраиваться у традиционных медиа, привыкших исключительно вещать, получается с трудом.
В нашей стране до 2009 года это мало кого беспокоило — большая вода поднимала все лодки. Но в прошлом году Россия оказалась мировым рекордсменом по темпам падения медиаиндустрии и индустрии развлечений — минус 9 процентов. С началом кризиса выяснилось, что многие медиасегменты уже давно на мели или окажутся на ней очень скоро.
Поиск новых бизнес-моделей идет тяжело. Конечно, проще всего согласиться на правовой нигилизм и всепоглощающее пиратство. Но находятся и те, кто готов экспериментировать и зарабатывать по-новому.
В свое время много говорили о прелестях фотопленки, но цифровые «мыльницы» убили ее в мгновение ока. Так и с печатными изданиями: вскоре запах бумаги будет приятен исключительно коллекционерам.
A | A | A |
Оценка материала: | (5) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
На данный момент нет комментария к этому материалу.