Управление коллективом как воспитание детей (часть 1)
Приглашаю вас вспомнить, какими бывают стили управления, как их принято называть и определять в качестве наиболее эффективных?
A | A | A |

Приведу схему одномерной модели стилей.
Рис. 1. Одномерная модель стилей руководства
Авторитарный руководитель всегда принимает решение сам, не советуясь с подчиненными. Он, пользуется данной ему властью, чтобы навязывать подчиненным свою волю и не дает возможности проявить инициативу. Он часто оторван от коллектива и, держит подчиненных на большом расстоянии. Они для него — исполнители, призванные выполнять свои должностные функции. Автократ предпочитает административные методы воздействия на подчиненных: приказ, выговор, взыскания, лишение определенных льгот. Он признает только два способа стимулирования подчиненных — кнут и пряник.
Однако такой стиль управления, скорректированный в сторону исполнения задач бизнеса, а не только использования данной власти (как часто случается), бывает очень эффективным на производстве, стройке, службах, связанных с риском для жизни. В подобных сферах четкое исполнение обязанностей и низкий процент добровольного вмешательства и инициативы в выверенный рабочий процесс со стороны работников — это залог безопасности для жизни всех его исполнителей и окружающих. Отхождения от правил может приводить к пагубным последствиям.
Руководитель с демократическим стилем принимает решения также самостоятельно, но вырабатывает их совместно с подчиненными. Такой руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным административными методами. Он предпочитает влиять на них при помощи убеждения и стимулирует участие подчиненных в выработке решений.
Руководитель с либеральным стилем целиком делегирует выработку и принятие решений подчиненным, предоставляя им полную свободу. За собой он оставляет лишь представительскую функцию, считая, что в вопросах внутренней жизни может целиком положиться на своих подчиненных. Либерал стремится наладить с ними хорошие товарищеские отношения.
Как видите, демократический стиль в большинстве пособий по управлению принят в качестве самого продуктивного и лояльного коллективу.
Изначально предполагалось, что лучший стиль руководства — демократический. Однако проведенные исследования этой гипотезы не подтвердили. Исследователи, считавшие, что демократический (ориентированный на человека) стиль руководства всегда самый лучший, исходили из того, что между продуктивностью работы группы и удовлетворенностью ее членов существует однозначная связь: чем больше удовлетворенность людей своей работой в группе, тем более продуктивно работает группа. Поскольку демократический стиль руководства способствует более высокой удовлетворенности, то предполагалось, что благодаря этому, он будет способствовать и более высокой продуктивности. Но этого не происходит. Как показали исследования, низкая удовлетворенность часто ведет к высокой текучести и низкой продуктивности. Но высокая удовлетворенность далеко не всегда сопровождается высокой продуктивностью.
Выводы, к которым пришли ученые, были следующими:
1. Во многих ситуациях демократичный, ориентированный на человека стиль не приводит к большей удовлетворенности.
2. В ситуациях, где у исполнителей действуют потребности низкого уровня (физиологические, избегания неудач, защищенности), демократичный стиль может снизить степень удовлетворенности. Однако участие работников в принятии решений, в большинстве случаев оказывает положительное влияние на их удовлетворенность у тех из них, которые имеют высокий уровень потребностей (в самореализации, саморазвитии, в уважении, в успехе).
3. Высокий моральный настрой и большая удовлетворенность, не всегда повышают продуктивность. Наоборот, продуктивность ведет к удовлетворенности.
Одномерная модель стиля руководства, конечно же, слишком упрощенна, она учитывает, хотя и важную, но лишь одну переменную, характеризующую стиль.
Продолжение следует...
A | A | A |
Оценка материала: | (1) | (1) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
На данный момент нет комментария к этому материалу.