Управление коллективом как воспитание детей (часть 2)
Хотите небольшой экскурс в историю стилей и практических исследований эффективности этих стилей для бизнеса, его результативности?
A | A | A |
Большими возможностями для различения стилей поведения эффективных и неэффективных руководителей обладает двухмерная модель (называемая «управленческой решеткой»).
А сейчас хочу отметить, что данные знания об управлении не всегда приводят к хорошим результатам для управленца и его коллектива. Почему?
Ответ ясен — в неиспользовании этих знаний. Зачастую, изучая некий материал, мы вычленяем только то, что близко нам и отвечаем нашим внутренним вопросам, заданным много раньше. Материал, который не был интересен, может вытесняться.
Второй ответ на поставленный вопрос может показаться не таким очевидным. Эта теория об управлении проста и ясна, как Божий день, мы говорим: «Это элементарно! Завтра начну!» И этим заканчивается. Простое сложно применить из-за постоянного откладывания.
Третий ответ — мы не можем применить эти знания, потому что не знаем, как теорию совместить с конкретными практическими действиями.
Для того чтобы применить теоретические знания, необходимо представлять конечный результат — этому поможет образ, который поможет увидеть сам процесс. То есть нужно процесс управления коллективом сопоставить с процессом, знакомым нам лично и соизмеримым с управлением.
Я предлагаю вам образ — управление коллективом как воспитание детей! Кто-то, улыбнувшись, отмахнется. А я советую прочесть дальше.
Чтобы поверить, вспомните знания о системах — социальных, семейных, профессиональных и так далее. Законы систем одни и те же, закономерности схожи:
1. Закон иерархии — важнее то, что старше. В системе важно, кто и кому подчиняется. Переступая через закон, нарушается гармония системы.
2. Закон принадлежности — если часть системы исчезает или ее вытесняют, то с течением времени недостающий элемент заменит кто-то другой. Например, если принудительно убрать аутсайдера с целью повышения продуктивности, система найдет себе другого аутсайдера из числа тех, кто в этой системе остался.
3. Закон баланса «брать» и «давать» — если мы что-то отдаем, то в праве что-то получить взамен. Если не берем или не возвращаем, то это нарушает баланс системы и приводит к внутренней дисгармонии, конфликтам, разрывам отношений.
4. Закон целого — части системы обладают иными свойствами, чем целая система. Совокупность частей дает иное качество. То есть сплочение
Эти законы систем работают и в семье, и в коллективе, и в социальных процессах. Следовательно, те методы, которые работают в одной системе эффективно, эффективно будут работать и в другой.
Поэтому я предлагаю ту систему, с которой сталкивается большинство людей на нашей планете — воспитание детей.
Давайте посмотрим на стили управления, применимые к этапам развития коллектива и этапам взросления ребенка.
1) Когда коллектив несплоченный, неопытный, он похож на грудного ребенка — опыта нет, даже интуитивных знаний нет — все пробует наощупь, получится или нет. Если получается, результат закрепляется. Вмешательство взрослого, а в нашем случае — управленца, — просто необходимо. Мы применяем авторитарный стиль — четко задаем задачи, показываем, рассказываем, постоянно следим, как бы чего не вышло. Разграничиваем «нельзя» и «можно».
2) Вот наш коллектив набрался опыта, у него есть интуитивные знания, он уже поверил в свой успех! Однако сейчас он ведет себя, как подросток! Он вроде уже взрослый, однако, еще остается ребенком. Часты бунты и конфликты, проявления самостоятельности, инициативы. В коллективе появляются свои лидеры и свои аутсайдеры, свои «звезды» и свои «середняки». Эти процессы также присутствуют и в подростковой среде. Здесь вмешательство родителя (управленца) также необходимо, хотя и не так явно. Смесь авторитарного и демократического стиля управления над коллективом, опеки и принятия суверенности подростка — такие схожие процессы с точки зрения системы!
3) И вот,наконец, коллектив вырос — он знает свои слабые и сильные стороны, способен применять свои знания и опыт других сообществ, если у него возникают сложности, не стыдиться спросить о помощи другие коллективы, экспертов, руководителя. Это можно сравнить с тем этапом взросления, когда ребенок готов создать свою семью, когда он готов принять ответственность на себя, готов производить результаты для других, в том числе для своих родителей, а не только подрабатывать для себя и усмирять свои амбиции.
К такому коллективу стремятся все управленцы. Однако мешает то, что они не готовы посмотреть на управление, как на воспитание.
Пересмотреть свои привычные взгляды — непростая задача, однако реализуемая. Нужно только уметь отстраняться и смотреть трехмерно на события.
Лучшие открытия в науке происходили благодаря наблюдательности ученых, которые смогли применить в науке опыт поколений, природные закономерности, закономерности разных систем, на первый взгляд, не схожих между собой!
A | A | A |
Оценка материала: | (12) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
На данный момент нет комментария к этому материалу.