О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 81.2502
EUR ЦБ 86.9519
 
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
20:05 / 28.10.2010

Возможности российского арт-рынка глазами Марата Гельмана

Марат Гельман, известный московский галерист, рассказал об инвестиционных возможностях на отечественном арт-рынке

A A A
Возможности российского арт-рынка глазами Марата Гельмана

Справка от Brainity.ru:Марат Александрович Гельман родился 24 декабря 1960 года в Кишиневе. Его отец был известным драматургом и писателем. Гельман познакомился со своим родителем лишь в 12 лет. С детства он мечтал заниматься творческой профессией, однако никаких талантов у него не обнаружилось: ни к музыке, ни к рисованию, ни к пению. Марат окончил в 1983 году Московский электротехнический институт связи. Затем он работал инженером на заводе и заведующим лабораторией в НИИ. В 1986 году открыл с друзьями в Кишиневе Центр научно-технического творчества молодежи, который занимался проектными работами и автоматизацией телефонных сетей. В 1990 году Гельман переехал в Москву, где основал аналогичную кишиневской компанию. В это же время Марат стал заниматься коллекционированием картин и открыл собственную галерею. С 1991 года Гельман активно занимается политическим пиаром и подготовкой кандидатов к выборам, общественной деятельностью. С 2002 по 2004 год он был заместителем гендиректора ОАО «Первый канал». С марта 2009 года Гельман является директором пермского музея PERMM.

Для тех инвесторов, которые хотят сделать ставку на молодых художников, зарождающийся российский арт-рынок может быть идеальным вариантом. Он будет интересен не только для частных коллекционеров, но и для государственных организаций, которые рассматривают искусство и как часть бизнес-сферы, и как культурное достояние.

С точки зрения бизнеса внушительные и дорогостоящие коллекции произведений искусства могут быть использованы для погашения кредитов, как это было в случае с Lehman Brothers.

гельман.jpg

Взгляд галериста
В советское время ультрасовременное искусство не поощрялось. На нем ставили ярлык «антисоветская пропаганда», вспоминает Марат Гельман, известный российский галерист. Тогда, говорит он, коллекционирование модернистских произведений было делом героическим. Когда Советский Союз распался, очаги нового, современного искусства были только в двух столицах — Санкт-Петербурге и Москве.

Принимая во внимание масштабы страны, арт-рынок в то время был в зачаточном состоянии, возможности его широки, а потенциал еще не был реализован.

«Только два или три года назад в России стали открываться музеи и галереи современного искусства вне пределов Москвы и Петербурга», — признается Гельман. Он также сообщил, что произведения российских художников привлекают все больше внимания как отечественных, так и западных коллекционеров и инвесторов.

Российский арт-рынок растет стремительно, несмотря на то, что во время кризиса продажи картин резко упали. И если заинтересованные люди будут вкладывать средства в покупку произведений искусства, то в стране может начаться настоящий переворот в отечественной культуре. «Сейчас рынок активно меняется, но он все еще узок, поэтому цены на полотна остаются по-прежнему низкими, — сетует галерист. — Если в Европе „бедное искусство“ — это намеренный ход художников, которые удешевляют картину, используя недорогие материалы, то в России — это мера вынужденная». Поэтому первой выставкой пермского музея стал проект «Русское бедное», в рамках которого зрителям были представлены картины, написанные на картонных коробках, досках, автобусных дверях. Таким образом, Гельман умело обыграл неприглядные особенности современного российского искусства.

Именно в низкой стоимости картин на российском рынке Марат видит инвестиционные возможности для западных коллекционеров.

Потратив несколько тысяч долларов на покупку коллекции, через несколько лет можно выручить уже несколько сотен тысяч.

С Гельманом согласен Юрий Юдин, известный тюменский художник. Он уверен, что инвестиции в искусство всегда окупаются: «Всегда есть смысл вкладывать деньги в произведения искусства, в красоту, в то, что нетленно. Все, кто во время кризиса купил предметы искусства и антиквариат, сделали очень хорошее вложение — „дивиденды“ от таких инвестиций не обманут самые смелые ожидания. Сейчас российский арт-рынок гордо вскидывает голову, о чем говорят растущие цены на картины наших художников за рубежом». 

персс.jpg

Что касается пермского музея PERMM, Марат поясняет: «Музей — не бесплатная игрушка. Годовой бюджет составляет около пяти миллионов долларов, плюс привлекаем средства на реконструкцию здания». Но ситуация в Перми со спонсорами довольно сложная.

Средства в российские музеи и галереи вкладывают не частные коллекционеры или филантропы, как на Западе, а корпоративные меценаты.

А они стараются «засветиться» только в финансировании крупных и известных культурных учреждений: Большого театра, Мариинки, Музея ИЗО. В провинции таких спонсоров ничего не привлекает. Остается только надеяться на местных предпринимателей и богатых чиновников.

Так, PERMM поддерживает сенатор от Пермского края Сергей Гордеев. Однако Марат рассчитывает, что скоро это препятствие будет преодолено благодаря инвестициям западных коллекционеров и бизнесменов.

Как показывает пример Гельмана, в расширении возможностей арт-рынка страны большое значение имеет наличие связей у галериста. Благодаря знакомствам Марат заполучил в свою коллекцию дорогостоящие картины от ЛУКОЙЛа, «Реновы», Национального резервного банка. Возможно, харизматичный Гельман откроет для Европы и Америки отечественный арт-рынок.

выставка.png

Взгляд из-за бугра

«Когда инвестор вкладывает деньги в произведение искусства, он должен быть уверен, что оно со временем вырастет в цене», — утверждает Джуди Шелковитс, президент группы Art Advisery Service, основанной ООН для помощи корпоративным и частным коллекционерам. — И в этом смысле российский арт-рынок очень привлекателен«.

Джуди Шелковитс считает открытие провинциальных галерей прекрасным начинанием. По ее мнению, это расширит кругозор горожан и улучшит репутацию местных деятелей искусства. Такая тенденция откроет двери в Америку и Европу начинающим художникам и скульпторам, ведь благодаря выставкам их смогут заметить.

Американский искусствовед согласна с мнением Гельмана о том, что возможности российского рынка будут расти. Она предрекает, что большинство инвестиций будет идти не из-за рубежа. «Люди во всем мире предпочитают покупать произведения своих соотечественников», — рассказывает Джуди Шелковитс о международной тенденции в сфере арт-бизнеса.

История и перспективы
Однако и западные инвесторы желают вкладывать средства в российское искусство. 

жук.jpg

Так, лондонский аукционный дом MacDougall’s, который специализируется на продаже отечественных произведений искусства, продал современной живописи на 1,09 миллиона долларов, а полотен классиков — на 11,3 миллионов долларов. Одной из самых дорогих картин стала работа Олега Целкова, который эмигрировал из СССР. Ее купили за 120 тысяч фунтов стерлингов.

В последние годы картины современных российских художников активно продавались и на аукционах Sotheby’s и Phillips de Pury.

Самым популярным из живописцев, рожденных в СССР, является Илья Кабаков, эмигрировавший на Запад в 1980-х. Его картина «Жук», написанная в 1982 году, была куплена за три миллиона фунтов стерлингов на аукционе в 2008 году.

Таким образом, современные художники приходят в Европу не как чужаки. Советское и постсоветское искусство уже завоевало популярность. На Западе не изменилось представление о русских как о прекрасных живописцах. Для бизнеса самое главное — идея, деньги и репутация. Во-первых, российское искусство очень концептуальное. Во-вторых, репутация его незыблема. Не хватает лишь денег, которые и должны привнести в искусство как в бизнес-сферу отечественные и западные инвесторы.

Анна Чащина 
Количество просмотров: 1748
 
A A A
Оценка материала:
(3)
Все материалы


Комментарии
Белка 28.10.2010 21:51:37

Цитата
«Когда инвестор вкладывает деньги в произведение искусства, он должен быть уверен, что оно со временем вырастет в цене»
А разве можно быть в этом уверенным? Еще очень многое зависит от квалификации искуссвоведов. Но в целом я рада, что наше искусство востребовано за рубежом и есть определенные люди, которые прилагают очень большие усилия для его популиризации.

slowcountry 28.10.2010 21:58:32

Белка, Гельман первоначально нанимал искусствоведа, который подбирал для него "потенциально денежные" картины!

зверюга 29.10.2010 01:22:33

Цитата
С точки зрения бизнеса внушительные и дорогостоящие коллекции произведений искусства могут быть использованы для погашения кредитов
Во-во, как что-то стоящее, так сразу забугорные кредиты картинами отдавать. Лес-уголь-нефть-газ-электричество за бугор, искусство туда же...

maruzella 29.10.2010 09:30:00

Три лимона за жука?? Мож я чего не понимаю...но не до такой же степени... Где тут великая и могучая русская концептуальность???  :?:

Dominov 29.10.2010 10:26:17

Цитата
нанимал искусствоведа, который подбирал для него "потенциально денежные" картины!
Ставка на молодых художников может скорее себя оправдать если приоретным критерием для подбра картин будет не их потенциальная "денежность", а творчество в обычном своем виде, ценность котрого может определить искусствовед обладающий в первую очередь не академическими знаниями, а интуицией! Такие искусствоведы редкость и их услуги дороги.

Белка 29.10.2010 11:21:23

slowcountry
Ага. Теперь понятно.

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Гости премии
Мастер-класс Networking
DSC_4472
Влад Давыдов и Нина Филоненко
Алексей Дружинин (12)
Вадим Наливайко (4)
Гостья
Наша аудитория
 
Rambler's Top100