Возможности российского арт-рынка глазами Марата Гельмана
Марат Гельман, известный московский галерист, рассказал об инвестиционных возможностях на отечественном арт-рынке
A | A | A |

Справка от Brainity.ru:Марат Александрович Гельман родился 24 декабря 1960 года в Кишиневе. Его отец был известным драматургом и писателем. Гельман познакомился со своим родителем лишь в 12 лет. С детства он мечтал заниматься творческой профессией, однако никаких талантов у него не обнаружилось: ни к музыке, ни к рисованию, ни к пению. Марат окончил в 1983 году Московский электротехнический институт связи. Затем он работал инженером на заводе и заведующим лабораторией в НИИ. В 1986 году открыл с друзьями в Кишиневе Центр научно-технического творчества молодежи, который занимался проектными работами и автоматизацией телефонных сетей. В 1990 году Гельман переехал в Москву, где основал аналогичную кишиневской компанию. В это же время Марат стал заниматься коллекционированием картин и открыл собственную галерею. С 1991 года Гельман активно занимается политическим пиаром и подготовкой кандидатов к выборам, общественной деятельностью. С 2002 по 2004 год он был заместителем гендиректора ОАО «Первый канал». С марта 2009 года Гельман является директором пермского музея PERMM.
Для тех инвесторов, которые хотят сделать ставку на молодых художников, зарождающийся российский арт-рынок может быть идеальным вариантом. Он будет интересен не только для частных коллекционеров, но и для государственных организаций, которые рассматривают искусство и как часть бизнес-сферы, и как культурное достояние.
С точки зрения бизнеса внушительные и дорогостоящие коллекции произведений искусства могут быть использованы для погашения кредитов, как это было в случае с Lehman Brothers.
Взгляд галериста
В советское время ультрасовременное искусство не поощрялось. На нем ставили ярлык «антисоветская пропаганда», вспоминает Марат Гельман, известный российский галерист. Тогда, говорит он, коллекционирование модернистских произведений было делом героическим. Когда Советский Союз распался, очаги нового, современного искусства были только в двух столицах — Санкт-Петербурге и Москве.
Принимая во внимание масштабы страны, арт-рынок в то время был в зачаточном состоянии, возможности его широки, а потенциал еще не был реализован.
«Только два или три года назад в России стали открываться музеи и галереи современного искусства вне пределов Москвы и Петербурга», — признается Гельман. Он также сообщил, что произведения российских художников привлекают все больше внимания как отечественных, так и западных коллекционеров и инвесторов.
Российский арт-рынок растет стремительно, несмотря на то, что во время кризиса продажи картин резко упали. И если заинтересованные люди будут вкладывать средства в покупку произведений искусства, то в стране может начаться настоящий переворот в отечественной культуре. «Сейчас рынок активно меняется, но он все еще узок, поэтому цены на полотна остаются по-прежнему низкими, — сетует галерист. — Если в Европе „бедное искусство“ — это намеренный ход художников, которые удешевляют картину, используя недорогие материалы, то в России — это мера вынужденная». Поэтому первой выставкой пермского музея стал проект «Русское бедное», в рамках которого зрителям были представлены картины, написанные на картонных коробках, досках, автобусных дверях. Таким образом, Гельман умело обыграл неприглядные особенности современного российского искусства.
Именно в низкой стоимости картин на российском рынке Марат видит инвестиционные возможности для западных коллекционеров.
Потратив несколько тысяч долларов на покупку коллекции, через несколько лет можно выручить уже несколько сотен тысяч.
С Гельманом согласен Юрий Юдин, известный тюменский художник. Он уверен, что инвестиции в искусство всегда окупаются: «Всегда есть смысл вкладывать деньги в произведения искусства, в красоту, в то, что нетленно. Все, кто во время кризиса купил предметы искусства и антиквариат, сделали очень хорошее вложение — „дивиденды“ от таких инвестиций не обманут самые смелые ожидания. Сейчас российский арт-рынок гордо вскидывает голову, о чем говорят растущие цены на картины наших художников за рубежом».
Что касается пермского музея PERMM, Марат поясняет: «Музей — не бесплатная игрушка. Годовой бюджет составляет около пяти миллионов долларов, плюс привлекаем средства на реконструкцию здания». Но ситуация в Перми со спонсорами довольно сложная.
Средства в российские музеи и галереи вкладывают не частные коллекционеры или филантропы, как на Западе, а корпоративные меценаты.
А они стараются «засветиться» только в финансировании крупных и известных культурных учреждений: Большого театра, Мариинки, Музея ИЗО. В провинции таких спонсоров ничего не привлекает. Остается только надеяться на местных предпринимателей и богатых чиновников.
Так, PERMM поддерживает сенатор от Пермского края Сергей Гордеев. Однако Марат рассчитывает, что скоро это препятствие будет преодолено благодаря инвестициям западных коллекционеров и бизнесменов.
Как показывает пример Гельмана, в расширении возможностей арт-рынка страны большое значение имеет наличие связей у галериста. Благодаря знакомствам Марат заполучил в свою коллекцию дорогостоящие картины от ЛУКОЙЛа, «Реновы», Национального резервного банка. Возможно, харизматичный Гельман откроет для Европы и Америки отечественный арт-рынок.
Взгляд из-за бугра
«Когда инвестор вкладывает деньги в произведение искусства, он должен быть уверен, что оно со временем вырастет в цене», — утверждает Джуди Шелковитс, президент группы Art Advisery Service, основанной ООН для помощи корпоративным и частным коллекционерам. — И в этом смысле российский арт-рынок очень привлекателен«.
Джуди Шелковитс считает открытие провинциальных галерей прекрасным начинанием. По ее мнению, это расширит кругозор горожан и улучшит репутацию местных деятелей искусства. Такая тенденция откроет двери в Америку и Европу начинающим художникам и скульпторам, ведь благодаря выставкам их смогут заметить.
Американский искусствовед согласна с мнением Гельмана о том, что возможности российского рынка будут расти. Она предрекает, что большинство инвестиций будет идти не из-за рубежа. «Люди во всем мире предпочитают покупать произведения своих соотечественников», — рассказывает Джуди Шелковитс о международной тенденции в сфере арт-бизнеса.
История и перспективы
Однако и западные инвесторы желают вкладывать средства в российское искусство.
Так, лондонский аукционный дом MacDougall’s, который специализируется на продаже отечественных произведений искусства, продал современной живописи на 1,09 миллиона долларов, а полотен классиков — на 11,3 миллионов долларов. Одной из самых дорогих картин стала работа Олега Целкова, который эмигрировал из СССР. Ее купили за 120 тысяч фунтов стерлингов.
В последние годы картины современных российских художников активно продавались и на аукционах Sotheby’s и Phillips de Pury.
Самым популярным из живописцев, рожденных в СССР, является Илья Кабаков, эмигрировавший на Запад в
Таким образом, современные художники приходят в Европу не как чужаки. Советское и постсоветское искусство уже завоевало популярность. На Западе не изменилось представление о русских как о прекрасных живописцах. Для бизнеса самое главное — идея, деньги и репутация. Во-первых, российское искусство очень концептуальное. Во-вторых, репутация его незыблема. Не хватает лишь денег, которые и должны привнести в искусство как в бизнес-сферу отечественные и западные инвесторы.
A | A | A |
Оценка материала: | (3) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
24 января, 15:29
«Утечка мозгов» из России усилилась -
28 марта, 14:27
Российский туристический сервис Ostrovok.ru привлек $25 млн инвестиций -
25 февраля, 11:03
Венчурный фонда Runa Capital вложился в сервис мобильных платежей uBank -
30 января, 14:41
Наталья Касперская инвестирует в московские школы -
08 ноября, 12:45
Runa Capital вложила $2,5 млн в новую социальную видеосеть
-
15 апреля, 14:49
Вильгельм Майбах: «Саморазвитие и упорство рождают победы» -
17 июля, 14:19
Империя Амазон Джэффри Безоса -
28 февраля, 13:17
Велобизнес Кирилла Остапенко -
18 февраля, 15:38
Какова идеальная модель строительного бизнеса? -
26 ноября, 15:09
Как сделать идеальный питч и привлечь инвестиции
Белка, Гельман первоначально нанимал искусствоведа, который подбирал для него "потенциально денежные" картины!
Три лимона за жука?? Мож я чего не понимаю...но не до такой же степени... Где тут великая и могучая русская концептуальность???
slowcountry
Ага. Теперь понятно.