Комил Рузаев: «Многие россияне совершили первую в жизни интернет-покупку именно на купонных сайтах»
Основатель и гендиректор КупиКупон Комил Рузаев рассказал об истории развития компании и современном состоянии рынка daily deals сервисов
A | A | A |

Brainity: КупиКупон не назовешь стартапом в обычном понимании этого слова, он был запущен крупным международным холдингом Veritas Financial Europe и сразу получил большие деньги на развитие. И все-таки любая идея имеет точку отсчета. Кто стоял у истоков идеи КупиКупона, что послужило толчком к ее появлению?
Комил Рузаев: Нельзя сказать, что мы сразу получили большие деньги на развитие. Это случилось только на третий месяц нашей работы, весной 2010 года, после того, как мы уже запустили прототип. Проект успел поработать на рынке и доказал, что может продавать купоны с первого дня своей работы. А идея появилась после ошеломляющего успеха Groupon на американском рынке, подал ее один из основателей Шавкат Хатамов, который также придумал для нас название. Шавкат Хатамов, я и еще двое наших друзей-однокурсников решили повторить успех Groupon в России и основали проект КупиКупон, которым заинтересовалась компания Veritas Financial Europe. Так что КупиКупон вполне можно назвать стартапом в обычном понимании этого слова.
Brainity: В каких условиях начинал КупиКупон, какой тогда была конкуренция на российском рынке?
Комил Рузаев: КупиКупон начинал работать в условиях, когда в России идея купонных сервисов была совершенно новой. Ведь на западных рынках купонный бизнес существовал уже несколько десятилетий, пусть немного в другой форме, в офлайне. Для России же это было уникально. Мы вышли на рынок, где уже несколько месяцев работали два других проекта. Впоследствии подобные сервисы начали появляться чуть ли не каждый день, что также было довольно уникально для рунета: еще никогда ни одна бизнес-модель не была настолько часто воспроизводимой. Естественно, большинство мелких игроков либо кануло в лету, либо продолжают тихо-мирно работать, не оказывая на рынок ощутимого влияния. Рынок продолжаем контролировать мы и еще два крупных игрока.
Brainity: Если сегодня кто-то вздумает основать стартап на рынке daily deals, что его ждет?
Комил Рузаев: Стартап на данном рынке может ожидать только уже практически завоеванный рынок. Я уверен, что уже невозможно стать заметным игроком на данном рынке без огромных вложений, потому что крупнейшие компании практически покрыли всю самую активную часть аудитории. Новички могут найти себя только в каких-либо узкоспециализированных сегментах, например, товары для детей, дорогие дизайнерские товары и т.д.
Brainity: Есть ли у российской аудитории какие-то особенности поведения, которые мешали или, наоборот, помогали успеху сервиса?
Комил Рузаев: Недоверие к онлайн-платежам, а также элементарное отсутствие привычки покупать услуги онлайн были, с одной стороны, барьером, так как приходилось инвестировать ресурсы в обучение пользователей и убеждение в 100%-ной безопасности платежей. С другой стороны, данный фактор стал драйвером роста, так как очень большое количество людей впервые в жизни совершило свою первую покупку в интернете именно через купонные сайты. Им было интересно попробовать что-то новое и необычное — прыгнуть с парашютом, слазить в подземные пещеры, назвать именем любимой звезду. Именно на таких ярких предложениях в самом начале концентрировались все купонные сайты.
Brainity: Как росла компания КупиКупон и когда вышла на точку безубыточности?
Комил Рузаев: Первые два года обороты компании росли экспоненциально, то есть на сотни и десятки процентов в месяц. Далее, когда рынок вошел в фазу более плавного роста, наши показатели стали увеличиваться на десятки процентов в год. И даже это было бы просто феноменальным результатом для любой индустрии. На точку безубыточности мы вышли через два года после начала работы.
Brainity: Были ли идеи за вашу историю, ошибочность которых выяснилась со временем, и от которых пришлось отказаться? Были ли заметные смены курса — переориентация на другую аудиторию, смена бизнес-модели?
Комил Рузаев: Конечно же, были. Мы, например, думали, что наша аудитория готова покупать у нас все, что угодно. Оказалось, что нет. Так случилось, например, когда мы решили дать возможность заказывать через нас еду в ресторане. После месяца работы продукт пришлось закрыть. Зато мы очень много полезного извлекли из этого опыта.
Переориентаций на другую аудиторию не было, мы просто стали выходить за рамки тех предложений, которые изначально рассматривались как единственно подходящие для купонного сайта: рестораны, развлечения, красота. Мы стали предлагать людям со скидкой все, что им может понадобиться в жизни, в том числе товары, путешествия, профессиональные услуги — юридические, клининговые или бухгалтерские.
Также мы первые, возможно, создали тренд на рынке по небольшому изменению в бизнес-модели, когда сами партнеры платят купонному сервису за размещение акции.
Brainity: Назовите решения, стопроцентно верные, которыми сервис обязан своему успеху.
Комил Рузаев: Мы первые среди крупных игроков рынка стали предлагать не одну акцию в день, а сразу несколько. Как все видят, это стало ходом развития для всех купонных сайтов без исключения.
Brainity: Какие маркетинговые инструменты являются ключевыми для КупиКупон, и что вы посоветуете использовать начинающему бизнесу?
Комил Рузаев: Многое зависит от специфики и индустрии бизнеса. Но для любого интернет-проекта прибыльными инструментами всегда будут SEO и контекстная реклама. А дальше нужно тестировать множество каналов, чтобы найти для себя то, что подходит именно вашему бизнесу.
Brainity: Каковы планы КупиКупон на будущее?
Комил Рузаев: Мы все больше будем уходить в рынок рекламы, только более локальной и таргетированной, чем какие-либо другие маркетинговые инструменты.
КупиКупон сейчас движется в сторону становления скорее рекламной компании, нежели компании e-commerce, в том числе за счет развития своей новой поисковой системы КупиКупон.Поиск. Она представляет собой сквозную платформу для мерчантов (партнеров, предоставляющих скидки на свои товары или услуги), которые могут давать точечную и локальную рекламу, привлекая реальных покупателей более эффективно, чем это делают другие онлайн-, а тем более офлайн-инструменты рекламы.
Brainity: КупиКупон.Поиск оправдывает ожидания? Некоторое время назад вы заявляли, что его оборот в 2013 году должен составить $1,1 млн.
Комил Рузаев: КупиКупон.Поиск, мы уверены, станет самым успешным нашим начинанием. Цифру, которую вы озвучили, мы с большой долей вероятности превысим, и, скорее всего, намного.
Brainity: В чем конкурентное преимущество КупиКупон на российском рынке?
Комил Рузаев: У нас хорошие партнеры и условия акций. В отношениях с партнерами мы всегда стараемся проявлять гибкость, а также делать так, чтобы каждая наша акция была для них выгодной, чтобы компании возвращались к нам. Преимущество для пользователей — это четко работающая служба поддержки. Мы лояльны в плане возвратов денег за купоны в том случае, если человек по объективным причинам не смог воспользоваться купоном.
Brainity: Каковы перспективы российского рынка daily deals? Не достиг ли он своего предела роста, в какую сторону он будет развиваться?
Комил Рузаев: Рынок еще не достиг своего предела только за счет того, что проникновение интернета в России довольно низкое, особенно в регионах. Именно там, в регионах, мы видим наибольший потенциал для роста. Еще один драйвер — органический рост интернет-аудитории.
Если говорить о том, как изменится рынок, то с большой долей уверенности могу сказать, что игроки разделятся на несколько групп разной направленности. Некоторые останутся чисто daily deal компаниями, предлагающими стандартного вида купоны на стандартные услуги и товары, а некоторые превратятся в этакие гипермаркеты, где будет продаваться все, что человеку только может понадобиться.
Brainity: Вы опытный основатель стартапов. Не планируете ли в ближайшее время запускать новые проекты вне рамок КупиКупона?
Комил Рузаев: Конечно же, у меня в записной книжке есть уже с десяток проектов, которые однозначно будут успешными. Но в ближайшее время в моих планах только развитие КупиКупона и КупиКупон.Поиска.
Brainity: Поделитесь секретом успеха от Комила Рузаева.
Комил Рузаев: Главный совет — не бояться и идти к своей цели. Ошибки — это нормально. Главное — иметь внутреннюю силу признать их и больше не допускать. Также важно делать в своем бизнесе только то, что с большей долей вероятности поможет вам достичь поставленных целей. А цели каждый ставит себе сам: для кого-то — это прибыль, для кого-то — капитализация бизнеса, а для кого-то — признание общества.
A | A | A |
Оценка материала: | (4) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
13 апреля, 14:52
В Москве пройдут VII Международный Форум безопасного интернета и первый Российско-китайский интернет-форум -
22 декабря, 17:56
Россия и Китай начнут исследования и учения для противостояния информационным войнам -
22 декабря, 17:53
Представитель РФ вошел в экспертный совет при ВКУИ вместе с основателем Alibaba -
13 мая, 16:04
В Москве состоялся VI Международный Форум безопасного интернета-2015 -
22 апреля, 13:27
Проект резолюции Форума безопасного интернета-2015 вынесен на общественное обсуждение
-
15 апреля, 14:49
Вильгельм Майбах: «Саморазвитие и упорство рождают победы» -
25 ноября, 12:30
Стратегия win-win в общении рекрутера и кандидата -
06 июля, 17:05
Самые распространенные ошибки при проведении интервью -
09 января, 23:41
Усталость от диджитал: время работать руками -
05 августа, 17:29
Энциклопедия интернет-бизнеса. Партнерские программы
На данный момент нет комментария к этому материалу.