Ступени мастерства. Часть вторая
В этой статье новый эксперт Brainity Павел Безручко продолжает раскрывать тему выбора правильного подхода к обучению
A | A | A |

Развитие
На этом этапе поможет практика: осознанное применение в работе навыков, полученных на тренинге, самооценка и обратная связь коллег, анализ успехов и неудач, выводы и коррекция. Такой метод обучения, как практикум в реальной жизни, часто называют «развитием на рабочем месте». Хорошо, если в этом процессе «практикующему» помогает опытный и доброжелательный наставник.
В этот момент очень полезно браться за решение задач и выполнение проектов, требующих применения навыка. Например, в случае бизнес-презентаций это может быть защита проекта перед группой коллег.
Такой метод обучения, как тренинг, для учащихся этого типа оказывается малоэффективен. Не тратьте время и деньги на очередные, все более «продвинутые» тренинги. Создайте условия и стимулы для практики и закрепления полученного навыка в реальной работе.
Тип четвертый. «Опытный»
Характеристика: уверенно применяет необходимые навыки в типичных рабочих ситуациях.
Задача: оттачивать мастерство, эффективно действовать в сложных и нестандартных ситуациях.
Основной метод: обучающееся сообщество.
Необходимость выступать, вопросы и возражения аудитории не вызывают тревоги у представителей этого типа: выступления уже стали для них привычным делом.
Появилось желание стать мастером, освоить сложные техники, быть эффективным в ситуациях с высокой степенью риска и ответственности — например, научиться в ходе выступлений «продавать» сложные, небесспорные идеи «трудной» аудитории.
Для решения такой задачи уже недостаточно самостоятельной практики. Не поможет и более «продвинутый» тренинг — он окажется недостаточно «продвинутым», так как не будет учитывать индивидуальные потребности учащихся.
Люди
Действительно может помочь объединение с людьми, имеющими сходные задачи развития и высокий уровень освоения навыка — формирование так называемого обучающегося сообщества, или мастерской.
Обычно на встречах такого сообщества происходит обмен опытом. Учащиеся обсуждают ошибки и успехи, свои конкретные «хитрые» приемы, разыгрывают реальные сложные ситуации, которые служат серьезным испытанием даже для опытных, экспериментируют, ищут решения таких ситуаций, учатся друг у друга.
Например, в работе мастерской по бизнес-презентациям могут участвовать реальные топ-менеджеры компании, которым участники в течение пяти минут выступления пытаются «продать» конкретные идеи и проекты.
Топ-менеджерам дается инструкция: не жалеть учащихся, критиковать, создавать им сложности. Сами участники также играют «сложных слушателей» друг для друга. Успех в подобной ситуации требует большого мастерства и, самое главное, формирует это мастерство.
Конкуренция
Полезны также ситуации (дружеского) соревнования с коллегами, например, когда участники борются своими презентациями за ограниченный бюджет.
Базовое обучение теории через книги, статьи, видео, а также тренинги можно отнести к формальным методам обучения. Их значимость велика для таких типов учащихся, как «новичок» и «начинающий».
Для «практикующих» и «опытных» лучше подходят неформальные методы: практикум, обучение на рабочем месте, обучающееся сообщество, или мастерская.
Подобная логика обучения взрослых людей позволяет совместить обучение с реальной работой, осознанно использовать как привычные, так и инновационные методы для достижения мастерства в любом деле.
A | A | A |
Оценка материала: | (1) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
11 ноября, 21:42
«Сбербанк» заменил 70% сотрудников среднего звена на искусственный интеллект -
24 января, 15:29
«Утечка мозгов» из России усилилась -
06 декабря, 20:38
ВЦИОМ: Россияне стали читать в полтора раза больше книг -
20 сентября, 14:26
Ученые: Уровень интеллекта зависит от матери -
17 августа, 17:52
Обнаружена связь между ленью и интеллектом
-
09 июня, 21:43
Как преодолеть границу собственных способностей -
05 апреля, 20:53
Второй фокус управленческого мышления: обратная связь -
15 марта, 21:34
Управленческое мышление -
28 января, 21:12
Как закладываются основы ресурсного мышления -
19 января, 20:59
О важности ресурсного мышления
На данный момент нет комментария к этому материалу.