О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 63.7420
EUR ЦБ 72.7870
 
Погода:
0
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
09:05 / 30.07.2010

Запретный плод

«Think Different» - этим лозунгом компания Apple когда-то объявила всей компьютерной индустрии «священную войну», которая продолжается по сей день.

A A A
Запретный плод

Дело не в том, что длится это противостояние не первый десяток лет. Дело даже не в масштабах враждующих сторон, хотя они несопоставимы. Все дело в зачинщике этого соперничества. Спровоцировали его вовсе не пользователи, как это обычно бывает, а сама Apple.

Вся маркетинговая политика компании, все рекламные инициативы и весь ассортимент ее продукции из года в год противопоставляются остальному миру IT. Думать иначе, иначе жить, работать и развлекаться — эти постулаты Apple ставит во главу угла, это ядро ее идеологии. Эта «яблочная» уникальность — нарядная, стильная и нарочито простая, и оттого — коммерчески успешная.

Впрочем, демонстративное, а местами — откровенно показное, позиционирование себя вне мейнстрима — вовсе не единственный фактор, который позволяет компании все эти годы оставаться на плаву. Apple — это больше, чем просто производитель софта и гаджетов. Apple — это феномен, намертво внедрившийся в рынок, мировое медиапространство и повседневную жизнь многих людей.

Истоки

История компании Apple — наглядная иллюстрация «великой американской мечты». Весной 1976 года двое предприимчивых, талантливых молодых людей Стив Джобс и Стив Возняк создали компанию, которая преобразовала мир. Другое дело, что история эта уже не только и не столько история двух создателей, сколько история потребительского феномена. Спрос на продукцию Apple с момента основания компании демонстрировал непредсказуемую динамику: сперва он был самым массовым на компьютерном рынке, потом использование продуктов Apple неожиданно стало дурным тоном, сами гаджеты стали олицетворением маргинальности, а затем они вдруг снова оказалась на пике востребованности.

Джобс и Возняк познакомились еще в колледже. Уже тогда это был успешный бизнес-тандем. Возняк интересовался программированием и быстро прослыл техническим гением. Джобс же, по воспоминаниям товарищей по школе, был заносчивым, наглым юношей, который больше всего любил оспаривать очевидные истины.

Начинали друзья с производства устройств, позволявших бесплатно пользоваться междугородной телефонной связью — так называемых «голубых коробочек». Возняк конструировал «коробочки» по схеме из журнала «Популярная механика», а Джобс помогал ему их продавать. Всего друзья продали больше 200 коробочек по цене 150 долларов за штуку. Детали же для каждого устройства стоили всего 40 долларов. Первые деньги для стартовых инвестиций — 120 долларов Джобс одолжил у родителей.

Однако бизнес двух вундеркиндов просуществовал недолго. Телефонным компаниям потребовался год, чтобы усовершенствовать коммутационную систему. После этого хитрые устройства Возняка стали бесполезными. Получив к тому моменту бесценный опыт работы в сфере IT-технологий, в начале 1970-х годов Джобс и Возняк устроились наемными служащими в крупные компании. Джобс занялся разработкой компьютерных игр в фирме Atari, а Возняк оказался в могущественной Hewlett-Packard.

Именно на это время пришелся прорыв в области компьютерных разработок для частных пользователей. Появился Altair-8800 — первый компьютерный набор для электронщиков-любителей. Набор деталей стоил 375 долларов. Но даже асов компьютерного дела он разочаровал. Набор продавали без программного обеспечения и без операционной системы, поэтому программировать машину был вынужден сам покупатель. Всю сборку и пайку тоже предстояло выполнить пользователю, ему также предлагалось самостоятельно подключить дополнительные микросхемы запоминающего устройства, телетайп или ТВ-монитор. И только после этого компьютер становился более или менее функциональным, в то время как его фактическая стоимость возрастала до нескольких тысяч долларов.

В свою очередь Возняк, который всегда хотел создать что-то подобное, решает разработать собственную модель персонального компьютера. Он довольно быстро сконструировал свой самодельный компьютер и представил его в местном клубе инженеров-энтузиастов. Так появился Apple I. Главное отличие детища Возняка от Altair-8800 — предусмотренная возможность пользовательского программирования. Узнав об этом, Стив Джобс настоял на том, чтобы его друг продемонстрировал свою разработку руководству Hewlett-Packard. Там на изобретателя не обратили никакого внимания. Проигнорировали идею Возняка и в Atari. Тогда Джобс решил организовать собственную компанию и производство. На тот момент друзьям было чуть больше 20 лет.

Apple планомерно укрепляла свои позиции на молодом рынке персональных компьютеров. Модели Apple II, II+, IIe и IIgs, Lisa и Lisa II, выпущенные с 1978 по 1984 год, стали вехами в истории ПК. Самым же знаменитым проектом калифорнийской компании стала линейка компьютеров Macintosh, которая успешно существует уже 26 лет и постоянно обновляется. За это время Mac уже два раза «переезжали» на новые процессоры. В 1980-х годах центральный процессор для Apple производила Motorola, в 1990-х и начале нового века — IBM. Не так давно компания перевела свои продукты на системную архитектуру Intel и ее новейшие чипы.

Сквозь тернии к процветанию

За прошедшие десятилетия успех компании не всегда был безусловным, а положение на рынке — не всегда стабильным. К 1985 году из руководящего состава Apple выбыли все ее основатели. Рон Вейн покинул двух Стивов спустя 12 дней после регистрации фирмы — сожалеть об этом впоследствии пришлось лишь ему самому. А вот потеря технического гения Возняка и гуру маркетинга Джобса после долгих лет их совместной плодотворной работы оказалась для компании невосполнимой.

Несмотря на серьезные кадровые проблемы, в 1990-е годы Macintosh стали повсеместно использовать в качестве платформы для дизайна и полиграфии. В это же время Apple приходит на рынок мобильных компьютеров: если Mac Portable, выпущенный в 1989 году, и не стал «бомбой», то появившийся два года спустя PowerBook пользовался заслуженной популярностью.

В 1993 году компания представила принципиально новый класс устройств — первый в мире КПК под названием MessagePad. Тогда потребители не смогли по достоинству оценить это нововведение — до «бума PDA» оставалось еще семь лет.

Для Apple наступили тяжелые времена. Компании все сложнее было сдерживать натиск конкурентов во главе с Microsoft. В 1996 году Apple оказалась на грани банкротства и практически полностью потеряла свою долю рынка. Ситуацию спас Стив Джобс, вернувшийся в компанию сначала на позицию консультанта, а впоследствии занявший пост исполнительного директора.

В 1997 году начинается второй подъем Apple.Разработка iMac, iBook, iPod, а также платформы Mac OS X стали отправной точкой стремительного прогресса компании в новом тысячелетии.

Так, первый квартал 2007 финансового года Apple окончила с рекордными показателями. 7,1 млрд долларов дохода при чистой прибыли в 1 млрд — почти в два раза больше, чем в первом квартале 2006 года. За этот период времени компания поставила 1,6 млн компьютеров Macintosh и 21,07 млн плееров iPod. 42 процента от общего дохода Apple составили международные продажи.

Сегодня компания стоит на ногах крепче, чем когда-либо. В актуальном модельном ряду производителя — удачные продукты, уже ставшие классическими: профессиональные высокотехнологичные ноутбуки, богатая линейка настольных ПК, культовый MP3-плеер iPod, наделавший много шума на рынке iPad, а также iPhone — пожалуй, самый популярный на сегодняшний день гаджет, выхода обновленной версии которого многие ждут с таким нетерпением.

От любви до ненависти

Максимально дружественный пользователю интерфейс, вызывающий у юзера богатую палитру эмоций, — едва ли не половина Apple как бренда. Вся продукция Apple — будь то гаджет или программа — обладает сильнейшим эмоциональным зарядом. Apple любят или ненавидят, равнодушным никто не остается.

В России, наверное, самое неоднозначное отношение к Apple и платформе Macintosh. Парадокс заключается в том, что столь различные потребительские оценки основаны на одних и тех же фактах:


- уникальный компьютерный менталитет потребителя;

- хроническое недоверие среднестатистического пользователя к любым нестандартным решениям;

- жесткая ценовая политика Apple IMC Russia, приемлемая далеко не для всех.

Стоит ли переходить с PC на Mac, каждый решает сам. В качестве домашнего компьютера платформа Macintosh идеальна. Мощные встроенные средства для работы с мультимедийными файлами, удобный адаптированный интерфейс, выдающийся дизайн — все это аргументы в пользу Apple. Хорош Mac и для повседневных задач: офисные приложения, Интернет, электронная почта, работа с изображениями. Он незаменим для профессионалов дизайна, видео и звука. Несмотря на это, сегодня Mac вряд ли способен полностью заменить PC. Вы можете просто не найти нужной вам программы. Огромное количество специализированных приложений (например - 1С «Бухгалтерия») для Mac не выпущено вовсе. Разумеется, для Mac OS уже давно существуют эмуляторы Windows, однако это не выход. Продвинутым пользователям, которые наизусть помнят все ключи реестра Windows XP, или заядлым геймерам Macintosh строго противопоказан. Если вам приходится часто работать в крупной локальной сети — Mac тоже не для вас. Хотя попытаться, конечно, можно. Что не вызывает никаких сомнений, так это то, что если Вы и не перейдете на Mac, то, по крайней мере, обязательно когда-нибудь всерьез об этом задумаетесь.

Сергей Симов 
Количество просмотров: 69217
 
A A A
Оценка материала:
(1)
(2)
(8)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Аудитория
Общение с аудиторией
_MG_2166
Сергей Михайлов, МГЮА, и Александр Попович
IMG_2334
Геннадий Чернецов, эксперт Brainity
Никита Ларин
Гости
 
Rambler's Top100