О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 75.7600
EUR ЦБ 89.9347
 
Погода:
+2
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
13:51 / 13.02.2012

Павел Морозов: начинайте наступать на грабли уже сегодня!

Предприниматель Павел Морозов, вошедший в 10-ку полуфиналистов Forbes со своим стартапом «Фломат», поделился с Brainity секретами создания успешного бизнес-проекта

A A A
Павел Морозов: начинайте наступать на грабли уже сегодня!

Brainity: Павел, расскажите, чем вы занимались до создания фломата (фломат — автомат по продаже цветов)?

Павел Морозов: Мой первый бизнес, который приносил деньги, был создан на третьем курсе университета. Это была дистрибуция аксессуаров для связи. Тогда мобильный Интернет начал набирать обороты, и мы были на коне. Я организовал представительства в регионах и даже интернет-магазин в Москве, хотя сам физически находился в Новосибирске. Но тогда еще не хватало опыта. Бизнес пришлось закрыть из-за разногласий с партнером, с которым у нас были разные взгляды на то, как тратить доходы.

Затем я открыл новый бизнес, уже гораздо внимательнее подойдя к выбору партнеров, — интернет-магазин бытовой техники. Однако, в какой-то определенный момент по причине болезни и ее продолжительного лечения я был вынужден остановить и этот бизнес.

Позже я задумался: хотелось придумать себе дело, которое не требовало бы ежедневного внимания и физического труда. Именно в тот момент я и решил заняться торговыми автоматами — копировальными машинами, работа с которыми не требовала бы ежедневного присутствия. Так, я написал бизнес-план, закупил бумагу и начал работать.

Brainity: Почему именно этот вид бизнеса?

Павел Морозов: Бизнес с копировальными машинами расширялся, я как раз закупил новую партию автоматов. Тем не менее, при, казалось бы, столь удачном развитии дела росло и внутреннее противоборство: копировальные машины надоели, определенно хотелось чего-то «новенького». Идея этого самого «новенького» пришла внезапно.

В мае 2009-го мы вместе с женой встречали бабушку в аэропорту и к самолету решили купить цветы. Рейс был вечерний, а магазин с цветами был закрыт: за стеклом стояли красивые букеты, но продавца не было, потому что рабочий день давно закончился. Так и возникла мысль о цветочном автомате, который смог бы продавать цветы в любое время суток.

Я изучил похожие предложения в Интернете и выяснил, что в России подобные машины вообще не производятся. Оказалось, что интересующие меня механизмы не только достаточно дороги (цена составляла порядка 20 тысяч евро), но и имеют множество недостатков. Например, в случае поломки устранить неисправность можно было только за границей. Я проанализировал ситуацию и понял, что у меня есть два выхода: либо отказываться от этой идеи, либо искать пути решения.

Я начал изучать рынок: мне было интересно, производятся ли где-нибудь в мире цветочные автоматы. Оказалось, что в Японии есть что-то похожее (в этой стране уже около двадцати лет продают при помощи автоматов практически все), есть американский автомат, европейский. Но все они имеют существенные недостатки. Американский вообще полуавтомат: человек сам открывает и закрывает дверцу, чтобы достать букет. Кроме этого, был вопрос о таможенном барьере и вопрос сервисного обслуживания в другой стране.

Как я уже говорил, у меня на тот момент было всего два выхода: либо отказаться от этой идеи совсем, либо сделать подобное устройство у нас в стране (ведь думать-то можно бесплатно, никаких материальных вложений для этого не требуется). Передо мной стояла непростая задача: я получил образование в сфере информационных технологий и непосредственно с производством я никогда не сталкивался. Но как предприниматель я разделил стоящую передо мной задачу на некоторые составляющие, составил для каждой из них соответствующие технические задания и предложил их инженерам, которых, кстати, нашел опять же через сеть Интернет. 

Павел Морозов-2.jpg

Brainity: Кто-то вас поддерживал, спонсировал? Как смотрели на этот проект инвесторы раньше и как они смотрят сейчас?

Павел Морозов: Конечно, самая большая поддержка — это поддержка любимой супруги. Это тот вид поддержки, который не оценивается деньгами, но без которого ничего бы не получилось. Когда у тебя в комнате стоит громоздкая конструкция с непонятными перспективами, а муж целыми днями крутится вокруг нее, нужно много сил и терпения.

Что касается денег, то мы инвестировали в разработку фломата семейные накопления из паевых фондов и деньги от продажи Toyota Prius.

На тот момент я отчетливо понимал, что должен дойти до рабочего прототипа на собственных ресурсах и только потом пользоваться кредитами — когда будет уверенность, что смогу их выплатить. А эта уверенность росла с каждым новым потенциальным клиентом.

Как раз в тот момент, когда мне понадобилось воспользоваться кредитом, в Новосибирске запустили программу «Молодежный бизнес России», которую организовали в сотрудничестве Международный форум лидеров бизнеса IBLF, правительство Новосибирской области, областной фонд микрофинансирования малого и среднего бизнеса и торгово-промышленная палата Новосибирска.

Я показал свой бизнес-план, мне одобрили заявку и оформили кредит по программе «Молодежный бизнес России» в размере 150 000 рублей на три года с отсрочкой три месяца под 12%. В то время, пока я ждал перевода денег из Великобритании, заем на 70 000 рублей мне предложили взять в Фонде микрофинансирования, причем на льготных условиях, поскольку у меня собственное производство по ставке рефинансирования.

Периодически мне поступают предложения об инвестициях, но у меня нет острой потребности в деньгах, поэтому пока пользуюсь небольшими кредитами, в том числе беспроцентными от друзей.

Brainity: На какой стадии проект находится сейчас?

Павел Морозов: Сейчас мы проходим удивительный этап развития. Я думаю, совсем скоро нам будет приятно вспоминать то, на что мы решились ради запуска серийного производства.

Дело в том, что мы столкнулись с проблемой: на рынке отсутствует достаточно простая, но необходимая нам деталь, с помощью которой мы бы пришли к заданной себестоимости и простоте производства. Так вот в эти минуты «с нуля» собирается станок, сконструированный моим техническим директором, на котором мы будем изготавливать эту деталь.

Когда я начинал создавать фломат, я и представить себе не мог, что нам придется создавать станок, чтобы создавать фломат! И, тем не менее, несмотря на отсутствие опыта изготовления данной детали, есть уверенность, что опыт придет если не за неделю, то за месяц уж точно.

После того как мы решим эту проблему, все будет готово для полноценного запуска серийного производства.

Павел Морозов-1.jpg

Brainity: Его можно назвать в некоторой степени инновацией или аналогичные аппараты уже есть, к примеру, в Европе?

Павел Морозов: Однозначно, это инновация. Во-первых, это маркетинговая инновация — новые места продаж традиционного продукта, новая аудитория — те, кто до этого отказывался от покупок по разным причинам, теперь смогут делать это в новом формате. И, конечно, это технологическая инновация, ведь при создании фломата мы не опирались на чей-то опыт, поэтому нам удалось придумать автомат, отличающийся от других. В нем отсутствуют те проблемы, которые накопились в конструкции у «опытных производителей».

По сути, это первый автомат с прямым доступом к товару прямо с витрины. Здесь применен совершенно иной принцип выдачи, который идеально подходит для цветов, но может подойти и для других товаров. Например, для тортов. В других автоматах что-то выпадает, выталкивается... или нужно тянуться через окошко. Мы же создаем действительно автомат, ведь процесс покупки полностью автоматизирован. Нужно только протянуть руку, чтобы взять товар.

Мы создаем конструктор, из частей которого можно конфигурированием создать уникальный и в то же время универсальный торговый автомат под конкретное место. Такого автомата больше нет в мире.

Brainity: Я знаю, что фломат принес Вам известность на конкурсе Forbes.

Павел Морозов: У меня уже была некоторая известность в Новосибирске до выхода в 10-ку полуфинаналистов конкурса Форбс. В августе 2011 года на выставке «Цветы в Новосибирске» я понял, что меня уже знает примерно половина посетителей, которые следят за новостями в данной сфере. Попадание в полуфинал в значительной мере усилило эффект, поэтому меня стали узнавать в масштабах РФ. Итоги конкурса Форбс будут подведены летом 2012. Я веду свой блог на Форбсе. Это одно из условий конкурса— рассказывать о том, как движется проект.

Кроме того, я стал серебряным призером в финале конкурса «Бизнес Успех». На региональном этапе в Новосибирске я занял первое место в номинации «Лучший стартап», а сейчас — второе место среди всех участников. Все финалисты получили ценные призы. Например, мне подарили программу для бизнес-планирования и консультационные услуги от Expert Systems на сумму около 100 тысяч рублей и сертификат от медиахолдинга «Опора-Кредит» на 200 тысяч рублей на рекламу фломатов.

Brainity: По какой маркетинговой стратегии пойдет фломат?

Павел Морозов: Мне хотелось бы, чтобы предприниматели, использующие мой продукт, сами добавляли и развивали новые идеи с использованием фломатов. Чтобы они добавляли ценность для потребителя за счет развития своих собственных брендов. А фломат бы им в этом помогал. Я нацеливаюсь на экспорт, поэтому лет через 5 фломат уже должен быть глобальным продуктом.

Brainity: Павел, в период работы на фломатом не появилось ли у вас новых идей, которые вы собираетесь в ближайшем времени реализовывать?

Павел Морозов: Идей появилось много. Одна из них — производство специальной упаковки для цветов. Это ближайшие планы. Что касается идей в принципе, то более глобальная идея — создать холодильник, который ходит за вас по магазинам. Например, вы выпили молоко. Холодильник определил, что оно исчезло с полки. Продукт автоматически попадает в список покупок. Вам же только надо будет подтвердить заказ в вашем любимом магазине.

Сначала такой холодильник появится в вашем подъезде, и вы будете забирать оттуда покупки, возвращаясь с работы. Затем он придет к вам в дом. Первую статью на эту тему я написал еще в 2005 году, когда работал над дипломной работой по теме RFID (радиочастотная идентификация). Тогда это было что-то совсем новое — не все преподаватели с моей кафедры «врубились в тему».

Brainity: В чем вы видите основу успешного бизнес-продукта?

Павел Морозов: Продукт должен быть понятен потребителю, но в какой-то степени его шокировать. Я думаю, это сочетание удалось найти во фломате.

Brainity: Павел, что Вас мотивировало на предпринимательскую деятельность? Можете ли Вы дать свой личный бизнес-совет для читателей Brainity?

Павел Морозов: Меня мотивировало наличие нерешенной проблемы и привычка делать окружающее пространство более удобным. Мой совет для читателей Brainity такой: начинайте наступать на свои грабли прямо сегодня! Многие мечтают, что вот сейчас еще чуть-чуть поработаю на дядю, стану опытным и безошибочно создам проект, на котором разбогатею. Так не бывает, на мой взгляд.

Эти люди чаще втягиваются в привычный уклад жизни. И предпринимательство остается нереализованной мечтой. А вам нужна ежедневная привычка делать что-то новое в условиях неопределенности. Поэтому наемную работу надо бросать как можно раньше, тогда мозг начнет работать в правильном направлении.

Беседовала Наталья Павлова 
Количество просмотров: 2727
 
A A A
Оценка материала:
(1)
Все материалы


Комментарии
alex 13.02.2012 18:34:41

Наверное, очень удобный автомат.

marta 13.02.2012 18:38:52

А почему предприниматель считает, что этот автомат инновационный, ведь есть же зарубежные аналоги, которые он изучил.

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Наши гости
Аудитория
С нами всегда комфортно!
_MG_4099
Натали Заева, официальный фотограф премии Brainer года
_MG_2188
Гости дискуссии (26)
_MG_4003
 
Rambler's Top100