О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 81.4581
EUR ЦБ 87.1651
 
 
Пробки:
4 
Местами затруднения
16:05 / 14.06.2011

Стресс-интервью: как распознать и пройти его выигрышно

Генеральный директор Центра развития карьеры AimToAction, консультант по карьере, коуч Вера Игнаткина продолжает серию рассказов о типах собеседования

A A A
Стресс-интервью: как распознать и пройти его выигрышно

Сегодня мы поговорим о таком виде собеседования, как стресс-интервью. Как правило, подобного вида интервью обычно проводится с кандидатами на должности, связанные с нервной работой. К ним относятся руководители и их помощники, менеджеры по продажам и по работе с клиентами, рекламные, страховые агенты, журналисты, офис-менеджеры, специалисты по разбору претензий, продавцы и другие.

Рядового сотрудника проверяют на стрессоустойчивость, лояльность, бесконфликтность и позитивную готовность к сотрудничеству, а также быстроту реакции и находчивость. Топ-менеджера и руководителя тестируют не только на устойчивость к стрессу, но и на наличие волевых качеств, лидерского потенциала, уверенности в себе, готовности решать задачи в нестандартных условиях.

Для менеджера по персоналу важны не только ответы претендента на поставленные вопросы, но и его эмоциональная реакция. Если вы начнете обороняться, оправдываться, злиться, обижаться — не пройдете испытание. Нужно во что бы то ни стало сохранить до конца беседы способность к дискуссии, позитивный настрой, уверенность и умение не выдавать своего раздражения.

Разнообразие приемов стресс-интервью зависит от фантазии проводящего собеседование, но, тем не менее, можно выделить несколько наиболее типичных.

Ожидание в коридоре или в кабинете (переговорной)

«Собеседование я провалила. Меня „забыли“ в коридоре минут на сорок, и я, видимо, расслабилась и „продала“ себя плохо...»

Расслабление — это, наверно, одно из самых приятных, но редких состояний в такой ситуации. Как правило, кандидаты, когда время ожидания начала собеседования затягивается по непонятным причинам, испытывают несколько другие эмоции: гнев, раздражение, появляется нервозность, чего собственно и добивается работодатель и что, в итоге, приводит к провалу. Не назначайте несколько собеседований подряд с небольшими временными промежутками между ними: ведь если на первом собеседовании вас заставят ждать, вы автоматически не успеете на следующее и уже на первом будете нервничать и злиться.

ЦЕЛЬ: Кандидата вынуждают почувствовать себя не в своей тарелке. Интервьюеру становится ясно, как он обычно реагирует на хамство, неуважение или дефицит времени.

НЕОБХОДИМО:
1. Не терять самообладания, выдержки, уважительного тона к будущему собеседнику и окружающим людям, а также высокой степени концентрации. Последнее особенно важно — потеря концентрации, вызванная расслаблением или раздражением, не позволит на самом собеседовании продемонстрировать себя с лучшей стороны, если необходимо, «разрядить» напор интервьюера или наоборот — зарядить энергичностью, если тот будет демонстрировать отсутствие интереса к кандидату.

2. Использовать время ожидания с пользой для себя: понаблюдать за взаимоотношениями коллег в коллективе; послушать, о чем говорят, проходящие мимо сотрудники; в каком настроении большинство из них пребывает; оценить степень их вовлеченности в рабочий процесс; какой дресс-код принят в компании; насколько дружелюбно секретари на ресепшен отвечают на входящие звонки; каков средний возраст сотрудников и т. п. То есть прочувствовать внутреннюю атмосферу компании, ее климат, и представить себя сотрудником этой организации.

А вот повторять самопрезентацию, нервно заучивая «правильные» ответы на «правильные» вопросы не стоит — в состоянии повышенного напряжения, что имеет место быть и на простом интервью, и тем более на стресс-интервью, эти действия будут, скорее, антиэффективными.

НЕЛЬЗЯ: подбегать каждые пять минут к секретарю на ресепшен с вопросами, типа: «А где же Иван Иванович? Он что про меня забыл?» или «А у вас ТАК принято?»; звонить интервьюеру на контактный телефон с аналогичными вопросами; ворчать, предъявлять претензии секретарю и/или проходящим мимо сотрудникам и любыми другими способами демонстрировать свое недовольство и раздражение. Возможно, долгое ожидание — никакое и не стресс-интервью, а интервьюер застрял в пробке, лифте или совещание на Совете директоров затянулось по независящим от него обстоятельствам. Но если это не так, и цель работодателя — выявить, как вы себя будете вести в подобной стрессовой ситуации, стоит помнить, что, возможно, за вами наблюдают по системе видеонаблюдения или дружелюбно настроенный секретарь делает специальные пометки в блокноте.

Пятеро на одного...

«Второе собеседование я должен был проходить с начальником отдела продаж. Подготовил самопрезентацию, изучил корпоративный сайт компании, прочитал о конкурентах — в общем, подготовился к собеседованию на уровне. А в итоге мне устроили перекрестный допрос целых четыре сотрудника: HR-менеджер, начальник отдела продаж, руководитель Департамента продаж и коммерческий директор. Я не успевал ответить на вопрос первого, как второй перебивал и задавал следующий вопрос, причем, совершенно из другой области, я начинал отвечать на этот вопрос, меня перебивал третий и т. п. В результате я не смог ответить ни на один вопрос полностью и мне кажется, мои ответы были неубедительны и малоэффективны... »

Также для этого приема характерно противоположное поведение интервьюеров: один будет настроен дружелюбно, другой — агрессивно, третий займет позицию наблюдателя, а четвертый — модератора. Если представители работодателя поймут, что кандидат говорит неправду или это станет ясно из ранее проведенной проверки рекомендаций, то стоит ждать одинаковых вопросов, но сформулированных по-разному.

ЦЕЛЬ: «Выбить почву» из-под ног кандидата; усыпить его бдительность и дождаться момента, когда тот выдаст сам себя, в случае, если кандидат говорит неправду; проверить гибкость, умение быстро адаптироваться к новым условиям и одновременно работать над несколькими разными заданиями и, естественно, стрессоустойчивость в подобных ситуациях.

НЕОБХОДИМО: Продержаться и не потерять самообладания, уважительного тона к собеседникам. Именно этого от вас ждут в ответ на некорректное поведение.

Для этого необходимо заранее подготовиться к собеседованию:
1. «Проработать» слабые места в биографии, если таковые есть: например, значительные перерывы в работе, или несколько смен специализаций, или увольнение через три месяца работы по собственному желанию (в понимании работодателя этот факт трактуется, что сотрудник не прошел испытательный срок) и т. п.
2. Подготовить эффективную самопрезентацию. То есть продумать рассказ о себе, как о профессионале, констатировав факты успешных проектов, реализации идей, навыков и компетенций.

НЕЛЬЗЯ: поддаваться на провокацию со стороны интервьюеров, врать, дерзить относительно поведения интервьюеров и т. п. Если вы не согласны с мнением одного из интервьюеров, как правило, того самого, который настроен агрессивно, то при полной уверенности в себе, в своих профессиональных знаниях и навыках, можно поспорить с ним, но делать это необходимо дружелюбно, без проявления встречной агрессии и трезво. Возможно, именно этого от вас и добиваются.

А в ответ тишина...

«На интервью со мной просто не разговаривали: собеседник „уставился“ на меня и долго молчал, я не знала, как быть, то ли у него голоса нет (возможно, простыл), то ли разговаривать не хотел. Я начала невнятно рассказывать о своем опыте работы на последнем месте работы, но обратной реакции не видела. Мне не задали ни одного вопроса. Промаявшись так полчаса я покинула компанию...»

ЦЕЛЬ: Проверить умение завладеть и удерживать внимание собеседника, не смущаясь того, что вы ему неинтересны. Как правило, такой прием используется при приеме на работу менеджеров по продажам и других специалистов в области прямых продаж, обязанностью которых является «холодные» звонки и «превращение» нелояльного клиента в потенциального и затем постоянного.

НЕОБХОДИМО: Вывести собеседника на диалог. В этом опять поможет заранее подготовленная самопрезентация. Начните рассказ с ответа на вопрос «Расскажите о себе». На практике, это один из самых распространенных первых вопросов. Продолжайте доброжелательно рассказывать о себе и своем опыте, навыках и знаниях. Как правило, минут через 10 вашего монолога собеседник должен включиться в диалог и начать задавать вопросы по ходу вашего рассказа. Если не включится, закончите вашу подготовленную речь и скажите фразу, типа: «А теперь, Иван Иванович, я готов ответить на ваши вопросы». Если собеседник и на это не отреагирует, спросите разрешения задать интересующие вас вопросы, которые вы должны подготовить также заранее, и задайте их. Эти вопросы могут касаться работы компании в целом, отдела в частности, а также любые другие вопросы, которые вас интересуют. Очень хорошо, если эти вопросы будут носить не общий характер, типа: «Каков график работы в компании?», а частный — например, «Принято ли в вашей компании поздравлять постоянных клиентов с праздниками?» или «Как в отделе принять „разруливать“ ситуацию, когда один менеджер „уводит“ клиента другого?» и т. п.

НЕЛЬЗЯ: Молчать в ответ; теребить визитку собеседника или глядеть, как и он, в окно, интересоваться, почему тот молчит; неуверенно мямлить и т. п.

Глупые или неудобные вопросы

«Валерия мои профессиональные качества почему-то интересовали слабо, зато он заметно оживился на личных вопросах. Спросил, замужем ли я. Я ответила, что нет. Он начал выпытывать, почему. Я ответила общей фразой. Тогда он спросил о молодом человеке. Его у меня тоже не оказалось. После этого он начал спрашивать меня, когда я рассталась со своим последним бойфрендом, почему так вышло, и не считаю ли я себя неудачницей...»

К подобным вопросам также относятся: «А почему у вас нет детей?» (задается, в основном, тем, кто состоит в браке), «Как вы относитесь к людям нетрадиционной сексуальной ориентации?», «Были ли у вас контакты с их представителями?», «Какова норма алкоголя для вас?» и т. п.

ЦЕЛЬ: Спровоцировать вас на агрессивные, заносчивые поступки или слова. Такая проверка на прочность обычно очень хорошо срабатывает и позволяет отсеять на собеседовании тех кандидатов, которые могут повести себя неадекватно в конфликтной ситуации.

НЕОБХОДИМО: Решить для себя, где заканчиваются рамки приличия, и начинается банальное невежество. Ответить в спокойной манере на те вопросы, которые, на ваш взгляд, допустимы с точки зрения этики. А от ответа на остальные вы имеете полное право отказаться. Это добавит вам больше положительных очков в глазах невежливого интервьюера.

НЕЛЬЗЯ: также, как и в случае с вопросами, носящими стрессовый характер, поддаваться на провокацию, дерзить, хамить в ответ и т. п.

Вера Игнаткина, эксперт Brainity

Количество просмотров:

Оценка материала:
(2)
Все материалы

A A A

Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью




Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
01.02.2011 040
Гости премии
_MG_3954
Представители компании OTEM
01.02.2011 018
Натали Заева и Владимир Брилёв
Все нужно законспектировать!
Интерьер FAQ-cafe
 
Rambler's Top100