О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 73.0156
EUR ЦБ 86.7717
 
Погода:
+19
°C
ясно
 
Пробки:
2 
Дороги почти свободны
16:04 / 10.01.2011

Издавать или не издавать? — Вот в чем вопрос!

В России работает более 16 тысяч издательств, что говорит о невероятной популярности этого бизнеса в нашей стране. Но так ли легко открыть свое дело? Об этом расскажет Эвелина Ракитская, создатель и директор издательства «Э.РА»

A A A
Издавать или не издавать? — Вот в чем вопрос!

Насколько издательский бизнес перспективен в финансовом отношении?
Наше издательство издает книги за счет средств авторов или их спонсоров. Сама по себе такая система неприбыльна для издателя. Назвать это бизнесом трудно. Это не бизнес, а работа. Мы получаем деньги за свой труд по подготовке издания и продвижению книг к читателю по мере готовности тиража. Также мы получаем от авторов деньги за тиражирование, но они уходят на оплату услуг типографии. Условно, из общей стоимости издания от 80 до 90 процентов — это стоимость печати тиража и всех материалов. Только 10-20 процентов — это оплата работы издательства. Тиражи, как правило, небольшие — от 100 до 1000 экземпляров, поэтому расходы на организацию работы издательства окупаются очень плохо и трудно, многое делается на энтузиазме.

Самая большая сложность для издательства — это распространение готового тиража. Формально авторы являются собственниками тиража, то есть если книги продаются нами через магазины, то суммы, полученные от продаж, достаются авторам. Однако магазины отдают деньги за проданное с трудом, берут книги по минимальной цене (зато делают огромную наценку), в результате ни нам, ни авторам не выгодно распространять тиражи. Однако и мы, и авторы хотим это делать и делаем, так как книги должны доходить до читателей. Кроме того, мы делаем рассылки по библиотекам, выдвигаем лучших авторов на премии, участвуем в выставках. Это тоже не бизнес, а культурная деятельность. Она ровно ничего в финансовом отношении не дает. Да, иной раз я прошу автора, например, оплатить транспортные расходы по отвозу книг в библиотечный коллектор. Сумма целиком покрывает только транспортные расходы. Иногда я прошу оплатить работу распространителя, который тратит свое рабочее время, пристраивая книги в магазины. Эти деньги идут сотруднику. Поэтому издателю лучше этим не заниматься. Но не заниматься — нельзя!

Мы помогаем авторам редактировать книги, стараемся не бросать автора на произвол судьбы после выхода книги в свет, иной раз даем рекомендации в творческие союзы, проводим презентации. Все это трудно назвать бизнесом. Есть анекдот: человек купил яйца, сварил их и продает по той же цене. А что он с этого имеет? Навар. Вот такой «навар» и у нас.

Хочу сказать, что те жанры, на которых специализируемся мы (художественная литература: проза, поэзия, мемуары, научно-популярных книги), никогда не были и не будут прибыльными. В то же время книги необходимо издавать, независимо от их прибыльности. Если не издавать книг, то погибнет культура. Поэтому в любом обществе находятся люди, которые занимаются неприбыльным делом. Это закон природы. К сожалению (или к счастью), этот удел пал на нас. Это не хорошо и не плохо, не подвиг и не глупость. Это просто, как я называю, «экологическая ниша».

Книгоиздание в СССР никогда не было неприбыльным. Во всяком случае, издание художественной литературы современных авторов дохода не приносило. Проза и поэзия не давала прибыли, книги издавались на средства, выделенные государством. Никого не интересовало, как они продаются. Выход в свет первой книги поэта или прозаика, одобренного всеми комиссиями, тиражом в 10000 экземпляров (в СССР были такие тиражи) и последующее распространение этой книги через книжные магазины страны было просто акцией поддержки культуры. Пример. Мой муж издал в 1990 году книжку стихов за счет государства, тираж 1000 экземпляров стоимостью 10 копеек (по этой цене она продавалась), но автору при этом выплатили гонорар 1800 советских рублей.

К сожалению, теперь этого нет. И авторы вынуждены сами оплачивать свои тиражи. Поэтому тиражи крохотны. Точно так же книгоиздание осуществляется и во всем мире. Неверно думать, что в США или Европе не издают книг за свой счет. Еще как издают. Наша экологическая ниша — некоммерческая литература. О коммерческой я ничего сказать не могу. На мой взгляд, коммерческие издательства работают по принципу: взять автора-двух-трех, вложить в их рекламу огромные деньги, потом гнать его большими тиражами и получать прибыль от продаж. Все они связаны с книготорговыми сетями, работающими по всей России. У них свои нравы и своя жизнь... Но для нас попасть в такую сеть немыслимо, так как нужно заплатить несколько тысяч долларов. Мы распространяем книги своими способами.

Ясно, что при такой системе коммерческим издательствам неинтересно брать много новых авторов. Нам же интересно как раз обратное — мы издаем по 50-70 различных книг в год. Большинство авторов отличаются талантом и заслуживают того, чтобы оставить на земле свою книгу. Даже если ваши воспоминания будут изданы тиражом 50 или 30 экземпляров и достанутся для прочтения только членам вашей семьи, то это гораздо лучше, чем оставить после себя на земле несколько долларовых бумажек. Они забудутся, а книга пока что вечна.

Мемуары всегда очень ценны, я бы на месте государства (любого) имела программу финансирования издания (редактуры, подготовки и печати хотя бы 50 книг) и размещения в крупных библиотеках страны любых мемуаров любых граждан. Но говорить об этом — только воздух сотрясать.

ArticleIcon_956.jpg

Оказывает ли государство помощь издательствам (налоговые льготы, сниженные пошлины на ввоз бумаги или оборудования, гранты и т.д.)?
Есть гранты от правительства Москвы, наверное, есть и другие способы получить помощь от государства. Но аппаратуру я не ввожу, своей типографии у меня нет, бумагу я не закупаю. Гораздо проще, если это сделает типография. Грантами я никогда не пользовалась. Но в этом году мы с одной поэтессой, написавшей детскую книжку про московский зоопарк, сделали пакет документов и подали на грант правительства Москвы. Финансируют только часть стоимости издания. Пакет документов было делать очень тяжело. Вот ждем результата. Может быть, что-то и дадут. В основном, я не могу тратить время на поиск государственной поддержки, так как авторы стоят в очереди и нужно просто работать. Ходить и обивать пороги некогда.

Эвелина, расскажите, пожалуйста, как открыть свое издательство? Какие финансовые затраты необходимы?
Мы работаем 12 лет. Основные финансовые затраты идут на регистрацию ИП или ООО... На аренду офиса также нужны средства. Однако необходимости в «точке» нет, так как офис — показатель солидности. Главное, что нужно, — это помещение для хранения книг. В этом и заключается основная проблема. В крайнем случае, книги можно хранить и дома, если у вас есть место. У нас небольшие тиражи, нам под хранение книг требуется от 10 до 15 квадратных метров. Цены за аренду в Москве высокие. Но мы как-то выходили из положения все эти годы. Первые два года мы работали без офиса. Не стоит забывать и об оргтехнике: нужно иметь компьютер, принтер, сканер...

Но самое главное — надо иметь голову и добросовестность. Любовь к людям.

Создавая издательство, нужно ли иметь свое полиграфическое производство или выгоднее сдавать текст в независимую типографию?
Это зависит от целей. Для меня пока недоступно иметь свое производство. На покупку типографии нужны деньги. Мы издали более 1000 наименований книг, но все расходы у нас минимизированы, сбережений не создается. Вполне можно работать на постоянной основе по договору с типографиями, которые знают ваши требования. Со временем они становятся вашими друзьями.

Эвелина, какой минимальный штат сотрудников нужен? Как подбирать персонал для издательства?
Наш штат составляет несколько корректоров-редакторов, двух верстальщиков, работающих сдельно, двух художников, которые трудятся время от времени по договору, а также еще двух человек, кроме меня, занимающихся организационными вопросами и распространением. Оба они являются поэтами. Я бы предпочитала всегда работать с людьми, близкими мне по взглядам, которым можно доверять, поделиться горем и радостью. Чтобы они воспринимали дела издательства как свои, а не просто ждали зарплату. В маленьком предприятии иначе нельзя.

Идеально было бы, если бы я все делала одна. Вот тогда бы не было финансовых проблем. Но, во-первых, это тоскливо, а во-вторых, к сожалению, одному человеку все не под силу. Раньше я занималась издательскими делами вместе с мужем, сейчас он болен и не может мне много помогать. Мне очень жаль иной раз, что я не могу сама отредактировать ту или иную книгу, иногда кажется, что я бы сделала это лучше, чем сотрудники. Но, увы, времени хватает не на все.

Как Вам удается привлекать авторов?
Возможно, это покажется хвастовством, но мне люди всегда объясняют, что издательство — это я... Наверное, они правы. Надо быть личностью.

815-knigi.jpg

Посоветуйте, как лучше распространять книги: через интернет-магазин, на сайте издательства, через розничные магазины?
У нас есть свой интернет-магазин, сделанный усилиями моего друга и заместителя Михаила Наумовича Ромма.

Магазин не совсем обычный. Мы берем деньги с покупателя только за почтовую посылку. За сами книги деньги не взимаются. Это помогает книгам наших авторов дойти до читателя, так как при малых тиражах стоимость книг велика, если к ней прибавить почтовые расходы и расходы на организацию посылки, то книги будут стоить 500, 600 рублей. Кто их будет покупать? Ведь это не бухучет, а стихи. Проза. То есть книги для души... Поэтому мы выставляем в интернет-магазине стоимость наших книг от 100 до 200 рублей. Многие авторы не хотят получать деньги за проданные экземпляры. Им важно достучаться до читателя. Мы можем смело брать деньги только за почтовые расходы и труд работника, который занимается рассылкой. Тут все честно. Мы повесили объявление, что если читатель придет на склад издательства, а не будет заказывать книгу почтой, то он получит книгу бесплатно.

Также мы сдаем книги в несколько магазинов Москвы. Но, как я писала выше, для наших некоммерческих книг это выгодно только с той точки зрения, что книга стоит на прилавке престижного, скажем, «Библио-Глобуса», и это приятно автору. Денежной отдачи это нам практически не дает. Книга, изданная тиражом 100, или 200, или даже 1000 экземпляров имеет высокую себестоимость. Если, скажем, книга имеет себестоимость 150 рублей, и вы захотите получить от магазина после продажи такую сумму, то на прилавке книга будет предлагаться покупателю по 400-500 рублей. По такой цене ее не будут покупать. Практически все магазины и книготорговые сети делают наценку от 70 до 100 процентов. Если книга проходит на пути к прилавку не одну ступень, а два-три посреднических этапа, то она вырастает в цене в три-четыре раза... При этом магазины предлагают нам сдавать книги по цене от 20 до 60 рулей, не выше.

Нужно ли и возможно ли привлекать спонсоров?
У меня пока нет времени заняться спонсорами вплотную. У некоторых авторов есть спонсоры, но они их нашли сами. Если к нам обращается спонсор того или иного автора, мы ему пишем смету расходов по всей форме.

Насколько популярен издательский бизнес, и с чем это связано?
Некоммерческое издательство — это специфический, редкий бизнес.

Верней, не бизнес, а работа. Есть люди, которые печатают книги по заказам. Но мы создаем книги по другой схеме. Мы работаем с авторами творчески, стараемся им помочь продвинуться куда-то после выхода тиража, а не просто напечатать тираж и бросить в угол. Скажем, усилия по распространению приносят мне лично одни убытки. Но если книги не доводить до читателя, то зачем их издавать?

Я даже проводила такие акции: на книжных выставках раздаривала книги тем людям, кто ими интересуется. При этом я платила за место на выставке. Это дешевле, чем организовать платную продажу.

Почему Вы решили открыть свое издательство? Какова была мотивация?
Мотивация была заработать себе и своей семье на пропитание. А что я умею делать? Умею редактировать. Потом я научилась делать полный издательский цикл. Я все могу сделать сама — от рукописи до готового оригинал-макета. И обложки могу оформлять, но только компьютерно. Рисовать руками не могу. Я член Союза писателей, а не художников (смеется).

В чем миссия Вашего издательства?
Моя область — некоммерческая литература. Мой успех заключается не в том, чтобы получить как можно больше денег, так как это все равно невозможно, а чтобы помочь людям выразить себя... Скажем, если я помогла автору издать хорошую книгу, грамотно ее подготовить, отредактировать, и потом мой автор с этой книгой попадает в шорт-лист престижной литературной премии или получает премию, побеждает в конкурсе, то это и мой успех, но он не материальный. Я же не беру себе этих премий...

Как будет развиваться издательской бизнес, учитывая конкуренцию со стороны интернета и электронных книг? Утратит ли свои позиции книга или найдет иной способ найти своего читателя?
Я думаю, что никогда не переведутся люди, которые хотят читать книгу из бумаги, лежа на диване...

Что вы думаете о системе book-on-demand? Каковы ее перспективы на постсоветском пространстве?
Я думаю, это невыгодно для авторов. В результате увеличивается себестоимость каждой книги. Лучше издать 50 или 100 экземпляров, а потом допечатать с готового макета.

Если честно, этот «деманд» — надувательство. Автор много платит за макет, подготовку издания, а потом они вешают книгу в интернет и ждут, пока кто-то закажет. А никто не заказывает... Чтобы книгу прочли, нужен не «деманд», а работа по продвижению книг к читателю.

С Эвелиной Ракитской, экспертом Brainity, беседовала Чащина Анна

Количество просмотров:

Оценка материала:
(2)
Все материалы

A A A

Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью




Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Евгений Ковалёв
Вручение призов Экспертам
Гости
Презентация поисковика в мире знаний fill-in.ru
Интерьер FAQ-cafe
Выступление Вадима Наливайко
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
Влад Давыдов
 
Rambler's Top100