Как управлять женским коллективом?
С тем, что работать в чисто женском коллективе непросто, а управлять им — тем более, мало кто спорит. Чрезмерная эмоциональность, частая смена настроения, обсуждение на работе личных проблем, что ведет к снижению эффективности труда, — вот лишь несколько грехов, в которых обвиняют женские команды.
A | A | A |

«Змеиный клубок» с оптимистичным настроем
Противники дамских коллективов называют такие объединения «курятником», «клубком змей» и «рассадником сплетен». С другой стороной, защитники женских ансамблей напоминают о таких базовых качествах девушек, как доброта, отзывчивость, гибкость — что способно создать благоприятный рабочий климат и наладить хорошие отношения с клиентами. Любопытно, что позитивно отзываются о компаниях, в которых работают только девушки, в основном, представители противоположенного пола. Кроме того, мужчины не против стать сотрудниками такого офиса, надеясь в отсутствии конкуренции на повышенное внимание к совей персоне. Однако и здесь не обходится без негативного опыта. «Женский коллектив — это смерть для мужчины, — такое мнение было опубликовано на одном интернет-форуме. — Серпентарий ещё тот. 1,5 года работы — ощущение, что пора накрываться белой простынёй и тихонько ползти в сторону кладбища. Нервной системы нет, седина бьёт упорно».
Сами барышни к женским подрядам тоже относятся строго — редкая дама мечтает трудиться в такой компании. Так, во время одного из визитов в салон красоты, я услышала, как сотрудница, описывая рабочие будни, жаловалась, что ожидание клиентов девушки-парикмахеры скрашивают взаимными придирками, нападками и выяснениями подробностей личной жизни друг друга.
Конечно, женский коллектив — организм настолько сложный и противоречивый, что нарисовать его только двумя красками — белой или черной — нельзя. Психологи утверждают, что здесь палитра может быть самой разнообразной. Женские команды они называют работоспособными, ответственными; капризными, но очень отзывчивыми; любящими подарки по поводу и без повода; склочными, иногда интригующими, а иногда добрыми. Специалисты выделяют несколько моментов, определяющих работу исключительно дамского коллектива:
• Более высокая значимость межличностных отношений
• Эмоциональность
• Чуткость
• Спешка и опоздания
• Лучшие вербальные способности
• Запасливость
• Стремление к стабильности
• Домысливание
• Изменчивость
• Оптимистичный настрой по отношению к будущему.
Согласитесь, в основном, не самые плохие качества. Зная эти особенности и делая на них акцент, руководитель имеет возможность корректировать стиль управления коллективом и сделать его работу более эффективным. Так, хорошие вербальные способности женщин активно используются на таких позициях как телефонный консультант, сотрудник службы поддержки, pr-менеджер, психолог, hr-менеджер. А принимая во внимание, что женщины склонны к домысливанию, руководитель должен предельно четко формулировать задачи и цели, которые нужно достигнуть, обозначив при этом временные сроки.
Управлять не только подчиненными, но и собой
Психологи неоднократно проводили исследования однополых коллективов. Один из главных выводов специалистов на первый взгляд парадоксален — женским коллективом должен управлять мужчина. Считается, что при таком варианте производительность труда в фирме будет выше. Кроме того, мужчины по определению более выдержанны и спокойны, чем женщины, им проще справиться с конфликтами в коллективе. Безусловно, это не приговор дамам-руководителям. Женщина также может возглавлять однополый коллектив, но обязана при этом обладать железным характером. Руководитель должен владеть собой, хорошо управлять собственными эмоциями. Тогда пресловутая женская эмоциональность не станет для него проблемой.
Тема управления женским коллективом вызвала активную дискуссию на интернет-форумах. Один из участников спора, Леонид, руководитель департамента страховой компании, отметил: «Имея более, чем пятилетний опыт управления чисто женским коллективом, могу заверить, что все конфликты можно урегулировать или притушить. Я уже и не вспомню, когда кто-то из моих подчинённых повысил голос на свою коллегу. На людей из других отделов или фирм — бывает, это дело, но мы стараемся быть командой. Пусть не всегда дружной командой, но «свой» для нас всегда ближе «чужого».
В женском коллективе больше эмоциональных, а не производственных конфликтов. И, предостерегают психологи, в женские конфликты лучше не влезать. Опять же в такой ситуации дистанцироваться от склок проще директору-мужчине. Женщина-управленец непременно захочет узнать, в чем суть скандала, постарается урегулировать проблему. Сильный руководитель не должен собирать сплетни, иначе он погрязнет в интригах. И дело здесь касается не только отношений директор-подчиненный, но и взаимодействия между коллегами.
Комментируя тему, Евгений, которому довелось трудиться в девичьем коллективе, пишет на форуме: «Вообще не понимаю тех, кто начинают жаловаться — мол, с женщинами работать невозможно. Очень даже возможно! Главное сразу поставить себя так, что вы вне сплетен и вне всяких интрижек. Просто сами не проявляйте к этому интереса, не давайте себя завлекать в перетирание чьих-то косточек... просто работайте».
Еще один важный принцип руководства женским коллективом — директор должен задавать тон. Елена, которая в течение долгого времени руководила женским отделом, рассказала на форуме, что хорошая атмосфера в офисе — отчасти была и её заслугой: «Мне всегда нормальные женские коллективы попадались. Я сама лидер и умею задать правильный тон в коллективе. После моего увольнения девчонки звонят и жалуются, что атмосфера совсем другая стала. Если вы сами злюки, то и вокруг вас будут люди недобрые. И ещё больше всего раздражают в других свои собственные недостатки. Задумайтесь об этом».
Пожилые — сварливы, упитанные — добродушны
Портал Russian Business опубликовал специальную инструкцию для руководителей по управлению женским коллективом, которая вышла в США в далеком 1943 году — в военный и послевоенный периоды на американские производства все чаще стали устраиваться женщины и такая инструкция была как нельзя кстати. Несмотря на то, что со времени выхода инструкции прошло уже более полувека и некоторые положения документа вызывают улыбку, основные принципы все же не потеряли актуальность. Американские психологи советовали работодателям:
1. Старайтесь нанимать молодых замужних женщин. Обычно они обладают большим чувством ответственности, чем незамужние, и менее склонны к флирту. Они нанимаются на работу, потому что она им необходима. Они достаточно энергичны и заинтересованы в интенсивной и эффективной работе.
2. Если приходится иметь дело с пожилыми женщинами, старайтесь выбирать тех, у кого есть опыт работы вне дома. Пожилые женщины, никогда не занимавшиеся общественным трудом, плохо адаптируются и склонны к сварливости. Никогда не помешает лишний раз напомнить пожилым женщинам о важности дружелюбия и вежливости.
3. Опыт показывает, что упитанные девушки более добродушны и эффективны, чем худые.
4. Наймите врача по женским болезням для осмотра будущих работниц. Это не только защитит вас от судебных исков в будущем, но также позволит выявить кандидаток с женскими проблемами, как физическими, так и психологическими, которые могут помешать выполнению должностных обязанностей.
5. С самого начала разъясните сотрудницам важность фактора времени. Каждая потерянная минута может привести к серьезным проблемам в эффективности. Пока этот момент не будет хорошо усвоен, темп выполнения работы будет оставлять желать лучшего.
6. Выдайте каждой новой сотруднице конкретный план работы на день с тем, чтобы избежать постоянных обращений к менеджменту за инструкциями. Многие организации заметили, что женщины прекрасно выполняют четко сформулированные задания, но им не хватает инициативы для самостоятельной постановки задач.
7. По мере возможности позволяйте работницам менять занятия в течение дня. Монотонная работа нервирует женщин.
8. Предусмотрите достаточное количество перерывов в течение дня. Следует учитывать женскую психологию: девушки чувствуют себя намного увереннее и лучше работают, если у них есть возможность несколько раз в день причесаться и подкрасить губы.
9. Инструктировать и критиковать работниц следует с большим тактом. Женщины чувствительны: они не могут, в отличие от мужчин, спокойно переносить грубость и резкость. Никогда не насмехайтесь над женщинами — это расстраивает их и приводит к снижению эффективности работы.
10. Не увлекайтесь использованием неформальной лексики в женских коллективах. Даже если дома женщина постоянно слышит ругань мужа или отца, при выборе работы она предпочтет ту компанию, где подобного не наблюдается.
11. Подготовьте спецодежду максимально большого количества размеров, чтобы каждая девушка могла подобрать себе подходящий. Важность этого момента для хорошего настроения женщины нельзя недооценивать.
Помимо актуальности отдельный положений этой инструкции стоит отметить, что некоторые правила универсальны — и могут использоваться, как для управления женским коллективом, так и для организации эффективной работы мужской команды (отметить важность фактора времени, менять задания в течение дня, критиковать с тактом, перерывы в течение дня) или команды смешанного типа. Слава богу, коллективов, где работают представители обоих полов — становится все больше.
Ирина Пискун
Оценка материала: | (1) | (4) |
Новости
-
20 февраля, 00:58
Силуанов: В качестве самозанятых зарегистрировались 30 тысяч человек -
03 мая, 17:53
Минфин предлагает ввести налог на доход самозанятых -
24 января, 15:15
Налоговые каникулы для самозанятых продлят еще на год -
18 июня, 14:04
Пятая часть россиян будет работать удаленно к 2020 году -
08 апреля, 16:47
Путин обязал работодателей заключать трудовые договоры с сотрудниками, работающими удаленно
Статьи
-
05 апреля, 20:53
Второй фокус управленческого мышления: обратная связь -
15 марта, 21:34
Управленческое мышление -
06 декабря, 04:29
Исследование перспектив удаленной работы. Как оставаться ценным сотрудником, находясь вне офиса? -
10 марта, 23:26
Денис Нежданов: Три сказочных комплекса топ-менеджеров, которые приносят реальный вред -
23 октября, 10:15
Самые важные пять шагов в управлении ресурсами и персоналом
На данный момент нет комментария к этому материалу.