Коллектив не принимает сотрудника?
Вот только не говорите, что никогда с такой ситуацией не сталкивались или никогда о таком не слышали — не поверю. Лучше давайте попробуем разобраться, как подобные конфликты «разруливать»
A | A | A |

Задача адаптации сотрудника в случае кризисных ситуаций в обновленном коллективе ложится на менеджера по персоналу. В его компетенцию входит выяснить причины конфликта, провести беседы с новым сотрудником, а также руководителем подразделения, ключевыми членами и неформальным лидером коллектива. Менеджер по персоналу должен разобраться, кто виноват в конфликтной ситуации: не всегда в этом виноват новый работник, причиной может послужить и сам коллектив. В ситуации конфликта менеджеру по персоналу приходится выполнять роль «хирурга», который должен либо вылечить конфликт, либо изъять из коллектива работника и перевести его в другое отделение, либо расформировать коллектив как неэффективный.
Как вылечить конфликт
Причин для конфликтов может быть множество, так же велико и число способов борьбы с ними. Если предприятие одинаково высоко ценит как устоявшийся коллектив, так и нового работника, то менеджер по персоналу должен провести лечение проблемы. Эффективное лечение заключается в коррекции поведения как новичка, так и коллектива (или же всех вместе). Для корректировки поведения подходят тренинги и мотивирующие беседы по устранению конфликта. Менеджеру придется и в дальнейшем контролировать ситуацию, проводя профилактические беседы с новичком и коллективом. Отличным выходом будет провести тренинг Team building для закрепления командного духа нового коллектива.
Ниже будут приведены несколько частных причин конфликтов, разрешать которые рекомендуется только изъятием.
Причина конфликта — коллектив
В одной из фирм в коллективе работников склада благодаря круговой поруке процветало воровство и злоупотребления положением. Новый сотрудник оказался более честным человеком и отказался поддерживать общий обман, чем вызвал остро негативную реакцию со стороны коллектива. Тогда было проведено дополнительное расследование обстоятельств, вызвавших конфликт, и проступки членов старого коллектива подтвердились. Таким образом, новый сотрудник успешно продолжал свою карьеру, а коллектив-агрессор был расформирован.
Причина конфликта — новый сотрудник
В крупный банк поступил на работу новый сотрудник, его особенной чертой была искренняя вера в бога, которая зачастую не находит отклика в современных людях. Новый сотрудник как верующий считал для себя неприличным участвовать в неподобающих его религии разговорах, не употреблял спиртного, не курил и вел себя очень скромно. В раскрепощенном коллективе крупного филиала он стал изгоем и тяжело переносил эту ситуацию, нелегко было и остальным членам коллектива. Данная ситуация разрешилась тем, что работник добровольно покинул банк ради работы в благотворительной организации после беседы с менеджером. Коллектив вновь стал однородным.
Чтобы избежать конфликтов между устоявшимся коллективом и новичком, нужно тщательно оценивать нового сотрудника еще при отборе на должность и подбирать кандидатуру, которая максимально гладко впишется в коллектив. Новый сотрудник должен быть близок по культуре, интересам, мировосприятию, духу — оцениваться должна не только его профессиональная пригодность.
Обязанность менеджера по персоналу — знать корпоративную культуру фирмы, быть в курсе взаимоотношений в коллективе. Чтобы в компании не происходило неприятия сотрудника, рекомендуется с нуля формировать бесконфликтный коллектив.
Для нормальной работы коллектива требуется:
1. Грамотно организованное рабочее пространство, обеспечивающее максимальный психологический и физический комфорт.
2. Справедливое распределение материальных благ между сотрудниками.
3. Четкие инструкции по обязанностям и месту в структуре компании для каждого сотрудника.
4. Развивать коммуникации в компании и отладить обмен информацией.
Появление нового лица в коллективе — нарушение стабильности и стресс для рабочей группы, новое всегда вызывает у людей настороженность.
Задача менеджера по персоналу — провести безболезненную адаптацию нового сотрудника, ведь хорошие отношения в коллективе — залог эффективной работы новичка. Социальная адаптация тесно связана с адаптацией профессиональной.
Наставничество — эффективный прием успешной «притирки» новичка. Некоторые компании даже вводят надбавку к зарплате для наставников. Предпочтительно, когда наставник — один из неформальных лидеров, ведь именно такие люди определяют стиль общения в коллективе и взаимодействие сотрудников. Наставник будет не только помогать новичку войти в курс дела, но и постепенно введет его в круг общения. Менеджер по персоналу для определения наставника должен знать схему общения в коллективе.
На общем собрании новый работник представляется коллективу, озвучиваются его обязанности. Крупная компания может издать буклет для новичков, где будет схема помещений компании, расписание обеда и рабочего дня, краткий список сотрудников и их должностей, в конце буклета стоит пожелать новичку успеха на рабочем поприще. Только что принятый сотрудник всегда мотивирован на работу и успехи в карьере, задача менеджера по персоналу — укрепить в нем его энтузиазм.
Если в коллективе происходит единичный случай неприятия сотрудника, то, скорее всего, в этом вина новичка. Быть может, он трудно адаптируется в новой среде и не слишком хорошо знает правила компании. Неприятие новичков в постоянном порядке — целиком и полностью проблема коллектива, в таком случае для перетасовки коллектива придется вмешаться его руководителю.
Ирина Гольштейн
Оценка материала: | (2) |
Новости
-
09 октября, 20:31
Эксперты: женщина-руководитель — залог успешного бизнеса -
20 апреля, 23:39
Ученые назвали главную опасность работы в офисе и предложили решение -
22 октября, 13:55
Служебные романы отвлекают от работы -
06 мая, 11:00
Россияне устали отдыхать -
06 февраля, 17:03
Карьере мешают неумение принимать решения и лень
Статьи
-
03 декабря, 06:52
Тайм-менеджмент для жизни по своему сценарию: 10 шагов -
08 августа, 11:22
И снова об отпуске -
17 июля, 14:19
Империя Амазон Джэффри Безоса -
07 июля, 14:44
Карьера по диагонали -
09 марта, 13:30
Компетенции и роль HR-менеджера
Думаю, что принятие или непринятие нового сотрудкника коллективом в большей степени зависит от самого человека, чем от коллектива. Потому что в основном своем сам коллектив в большинстве случаев вполне доброжелателен и лоялен к новичкам.
Верхняя фотография хорошая- мне нравится задумка автора
Примерно так и должен себя чувствовать "отрезанный ломоть" в коллективе.
Если человека сделали изгоем, значит, в коллективе сильны стадные чувства. Такой коллектив можно лечить только расформированием, либо смещением с должности руководства. А сотруднику не помогут никакие психологические манёвры менеджера по персоналу, если из него сделали изгоя - то это навсегда. В нормальном коллективе ни при каких обстоятельствах не будет изгоев, как и не будет слишком уж неформальных лидеров, а всё будет под контролем руководства.
Человек и сам может противопоставить себя целому коллективу. Как не так давно один известны футболист, противопотсавил себя целой команде. Почему то ни с кем другим до этого и после этого ничего подобного не происходило.
Это что значит - и один в поле воин? Или паршивая овца способна заразить всё стадо? Тогда логический вопрос: каково это войско, если его может победить один воин и каков иммунитет стада, если его подкашивает эпидемия, занесённая одним носителем? Или в здоровом теле здоровый дух - это только прибаутка для физкультурников? Всё-таки со стороны моего личного субъективизма - в здоровом коллективе никакие чуждые провокации просто не будут восприняты как нечто серьёзное, на что следовало бы реагировать. А если есть реакции - значит, организм был предрасположен к заражению.