Лидер на кушетке. Кто готов?
Хочу посоветовать всем, кто руководит сегодня другими людьми, необыкновенно интересную, на мой взгляд, книгу «Лидер на кушетке. Клинический подход к изменению людей и организаций»*
A | A | A |

Наиболее важная вещь в жизни — принять себя и твердо стоять на ногах
Изречение дзен
Написал ее Манфред Кетс де Врис, профессор развития лидерства и директор Центра лидерства в бизнес-школе INSEAD.
Подзаголовок «клинический подход» может настораживать. В нашей стране неоднозначное отношение к медицине вообще, и к любому клиническому подходу в частности. Тем более в применении к бизнесу.
О чем на самом деле эта книга? Она о человеческом отношении к людям, как к руководителям, так и к тем, кого принято называть подчиненными. Она про единственно верный, на мой взгляд, путь управления: через постоянное личностное развитие, изменения себя и своего отношения к окружающему миру.
Вообще я думаю, что эту книгу, прежде всего, читают консультанты, бизнес -тренеры и коучи. Все те, кому по долгу службы приходится работать с организациями и их руководителями. Но книга написана все же не для них. Эта книга — приглашение высшему менеджменту компаний любого масштаба, от семейных до трансконтинентальных, к размышлению о собственном «внутреннем театре» и о том, как этот «театр» влияет на происходящие в компании события, на судьбы работающих на компанию людей. В общем, она про ответственность. Про ответственность, смелость и осознанное построение руководителем таких отношений в своей команде, которые способствуют развитию каждого ее участника.
Кетс де Врис пишет про глубокое принятие руководителем самого себя, своих слабых сторон. Не про развитие недостающих качеств, навыков, а именно про глубокое изучение своего внутреннего мира и принятия правды об истинных мотивах своего нынешнего поведения. Во-первых, только таким образом можно перейти к следующему этапу — изменению своего «внутреннего театра», сценария своей жизни. Кроме того, это исследование и принятие себя ведет к принятию других людей, помогает разглядеть их ограничения и потенциал, создать возможности для гармоничного развития организации в целом.
Автор очень верно озаглавил одну из частей своей книги: «Могут ли руководители меняться? Да, но только если захотят».
В своей практике мне приходится сталкиваться с руководителями, которые, подобно героям книги «Лидер на кушетке», обращаются ко мне за советом в ситуациях, грозящих их бизнесу. Как остановить отток клиентов, вернуть или удержать долю рынка, повысить отдачу работников и т. д.? Самый главный вопрос, с которого мы начинаем: «Как ты сам или сама повлиял на эту ситуацию?» Руководитель всегда является частью проблемы, и поэтому может стать и ключом к ее разрешению. Приняв этот посыл, многие «вспоминают», что нередко публично критикуют клиентов, особенно «ушедших»; открыто называют сотрудников проблематичных отделов «идиотами»; противопоставляют себя команде и т.п. Привычки так глубоко въедаются в наши ежедневные действия, что только «зеркало» коуча, его обратная связь помогает «увидеть» эту реальность. Что стоит за таким поведением? Зачастую это защитные реакции. И если корнями они уходят в детство, то осознать их не так легко. Зато нащупав эти образцы, поняв их природу, любому человеку проще их принять и перейти к исследованию новых способов взаимодействия, новым привычкам. Как ни странно, именно таким способом многие руководители получают «волшебные» результаты: проблемные отделы выравнивают свои показатели, с ними устанавливаются позитивные взаимоотношения коллег, возобновляются регулярные собрания среднего менеджмента, позволяющие улучшить информационный обмен и избегать авральных ситуаций, служащих причиной потери клиентов и т.д.
Завершить эту небольшую статью мне хочется словами Манфреда Кетса де Вриса:
Большее понимание себя — это первый шаг на пути более эффективного лидерства. Если лидер хочет себя обновить, изобрести заново, ему необходимо исследовать свой внутренний театр..намерение измениться означает готовность заняться самопознанием.
И еще:
Нежелание руководителей внимательно к себе присмотреться поддерживается социальным мифом, гласящим, что управление — рациональный процесс. К сожалению, это отрицание психологической реальности стимулирует руководителей продолжать посылать противоречивые сигналы, практиковать неадекватное поведение и обвинять внешние факторы в своих ошибках, а не принимать личную ответственность. Чтобы быть действительно эффективными, лидеры должны не терять связь с реальностью, они должны видеть вещи такими, какие они есть, избегая давления подчиненных полагаться на зеркальные лабиринты. Иногда это означает готовность довериться профессиональной поддержке и экспертизе в исследовании психологических триггеров и личностных трансформаций, необходимых для совершенства в лидерстве. Во всех случаях необходимо признать, что на это требуется время. Но это время, потраченное не зря: повышение осознанности относительно себя, изучение способов лучшим образом использовать свои сильные стороны и скрыть слабые — это фактически самопожертвование не только в целях собственного самоудовлетворения, но и для пользы сотрудников и организации.
*М. Кетс де Врис, «Лидер на кушетке. Клинический подход к изменению людей и организаций». Best Business Books, 2008. 336 стр.
Оценка материала: | (6) |
Новости
-
19 сентября, 13:26
ВЦИОМ рассказал, что чаще всего читают россияне -
05 февраля, 18:10
Российский книжный рынок продолжает расти -
15 августа, 10:27
Электронные книги стали покупать чаще -
09 октября, 20:31
Эксперты: женщина-руководитель — залог успешного бизнеса -
22 декабря, 17:56
Россия и Китай начнут исследования и учения для противостояния информационным войнам
Статьи
-
22 декабря, 22:53
«Нужно оставаться безответственным и одержимым, чтобы совершить что-то выдающееся» -
28 июля, 14:38
Как создать и развить команду? -
22 июля, 22:39
Вспомнить все. Невероятно правдивая история Арнольда Шварценеггера -
15 апреля, 14:49
Вильгельм Майбах: «Саморазвитие и упорство рождают победы» -
03 декабря, 06:52
Тайм-менеджмент для жизни по своему сценарию: 10 шагов
На данный момент нет комментария к этому материалу.