О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 79.3323
EUR ЦБ 92.6284
 
Погода:
+6
°C
облачно
 
Пробки:
1 
На дорогах свободно
13:00 / 10.11.2011

Орел VS Дракон. Мировые системы менеджмента

В мировой практике существуют различные модели менеджмента

A A A
Орел VS Дракон. Мировые системы менеджмента

«Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере». Карл Генрих Маркс

Модели

В мировой практике существуют различные модели менеджмента. В этой статье мне бы хотелось порассуждать о двух абсолютно противоположных стилях управления — японском и американском, которые, получив широкое распространение по всему миру, плавно подобрались и к топ-менеджменту российских компаний.

Япония

Япония... Страна восходящего солнца и развивающихся инноваций. Во всем мире Япония считается одной из самых благоприятных стран для рождения и проживания. Отчасти, экономический успех этой страны зависит от традиционного стиля менеджмента, который позволяет сотруднику чувствовать себя частью единого организма. 

Японский стиль управления считается одним из самых эффективных в мире, во многом благодаря политике коллективизма, которой придерживаются японские руководители. Важным является тот факт, что все сотрудники подразделения имеют равные права в принятии решений и несут одинаковую ответственность за их реализацию. Более того, работники заинтересованы помогать друг другу, т.к. при перевыполнении производственного плана заработная плата повышается для всех.   

Особое внимание хочется уделить нюансам кадровой политики японских организаций.

Нюансы

Довольно распространена практика, когда возглавляет компанию, так сказать, «разнорабочий». Имеется ввиду, что руководитель должен быть специалистом во всех областях деятельности своей компании, чтобы при необходимости заменить любого отсутствующего сотрудника. 

При повышении квалификации работник выбирает для себя новую сферу, в которой имеет наименьший опыт деятельности.Таким образом, за время сотрудничества с одной организацией специалист может получить навык работы в пяти-шести профессиях.

Еще один интересный факт — каждые три-пять лет происходит масштабное переучивание персонала на новые специальности в рамках основной профессиональной деятельности. Подобная регулярная ротация персонала позволяет «выращивать» профессионалов внутри компании, во многих случаях решить проблему взаимозаменяемости, а также является дополнительным мотивирующим фактором.

Что касается иерархии в японский организациях, здесь также все направлено на наибольшее взаимодействие сотрудников между собой. Упор делается на создание эффективной горизонтальной структуры власти, обязательными в которой является непосредственный обмен информацией и взаимопомощь сотрудников. Большое внимание в японских организациях уделяется возрасту и стажу работы сотрудника — редко встретишь руководителя, который был бы моложе своих подчиненных.

Властью наделяется тот, кто старше, а, следовательно, опытнее и авторитетнее. Идеальный управляющий японской организации — человек, учитывающий психологические особенности коллектива и направляющий его действия непрямыми приказами, а своим индивидуальным подходом к каждой конкретной ситуации и сотруднику.

США

В отличие от коллективизма, присущего японскому менеджменту, кадровая политика американских компаний построена на принципах индивидуализма и четкого разделения труда. Вся система управления ориентирована именно индивидуальную ответственность сотрудников за их деятельность. Специалисты американской системы менеджмента всегда узко образованы, поэтому продвижение по карьерной лестнице возможно лишь по вертикали. 

Одним из качественных недостатков такого подхода является большая текучесть кадров в организации, так как, не обладая знаниями для смены сферы деятельности и не имея возможности повышения в одной компании, сотрудник вынужден искать себе достойное место «по специальности» в другой.

Как уже говорилось выше, принципиальным отличием американской системы менеджмента от японской является четкое распределение ответственности и полномочий, а также обязательное соблюдение формальных механизмов контроля. Другими словами, вся власть в подразделении находится в руках одного человека, который, получая указания «сверху», единолично отвечает за выполнение их сотрудниками. Существенным плюсом такого подхода является оперативность и окончательность принятых решений.

Американский стиль управления можно охарактеризовать так — «каждый за себя». Речи о развитии духа взаимопомощи здесь нет, так как все сотрудники поставлены в условия жесткой конкуренции. Идеальный американский руководитель — это сильная личность, замыкающая на себе весь процесс управления и обладающая способностью заставить своих подчиненных достигать поставленных перед ними целей. При этом, взаимоотношения «начальник-подчиненный» четко сужены до обсуждения рабочих дел. 

Вывод

Подводя итоги вышесказанному, можно с уверенность сказать, что принципы построения кадровой политики в японских и американских организациях во многом являются отражением культуры этих стран. Японский коллективизм проявляется в наличии большого количества общих столовых для руководителей и подчиненных, просторного рабочего помещения со стеклянными перегородками, а зачастую и совместного времяпрепровождения. 

Что касается США, то здесь культура поведения строго иерархична: положение в компании четко определяет соответствующее место на автомобильной парковке или в офисе. 

В завершении хочется отметить, что все хорошие коллективы — это коллективы, которые постоянно развиваются и совершенствуются. В свою очередь, успешный руководитель вынужден оставаться гибким к различным изменениям в компании и, учитывая каждую конкретную ситуацию, совмещать в своей тактике управления различные стили менеджмента. 

Только такой управленец в состоянии создать эффективную и замотивированную на результат команду.

Алексей Дворников, эксперт Brainity

Количество просмотров:

Оценка материала:
(4)
Все материалы

A A A

Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью




Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Знакомства после мастер-класса
DSC_4563
Annkvin, певица. актриса мюзикла Норд Ост
Начало встречи
Мастер-класс Networking
макарова н., Сапенюк М., Кекулов А.
Гости Brainity
Курочкина Татьяна
 
Rambler's Top100