О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 77.1657
EUR ЦБ 91.7809
 
Погода:
+5
°C
ясно
 
Пробки:
1 
На дорогах свободно
10:26 / 06.07.2011

Пропаганда и общественное мнение

Пропаганда воздействует на общественное мнение, как в процессе его формирования, так и в процессе его функционирования

A A A
Пропаганда и общественное мнение

Каковы же в целом функции пропаганды по отношению к общественному мнению? Во-первых, пропаганда подкрепляет и усиливает уже сложившееся общественное мнение, во-вторых, анализируя события внутренней и международной жизни, пропаганда стимулирует и организует общественное мнение, в-третьих, пропаганда изменяет неадекватно сложившееся мнение.

Повышение эффективности пропаганды по формированию общественного мнения зависит от знания закономерностей процесса, в результате которого происходит становление убеждений, от умелого использования пропагандой массовых средств информации.

Общественное мнение как критерий эффективности пропаганды

Поскольку общественное мнение есть состояние общественного сознания, анализ различные параметров общественного мнения дает определенное представление о влиянии пропаганды на умы. В частности, общественное мнение — показатель того, достигаются ли и насколько достигаются цели, которые преследует пропаганда. Это значит, что общественное мнение может выступать в роли показателя эффективности пропаганды, для которой «цель» есть ключевой элемент. Вне цели нет эффективности. 

Под термином «эффективность пропаганды» понимается степень достижения целей, преследуемых пропагандистом. Это итог сопоставления замысла пропагандиста с полученным результатом. Соответственно эффективной считают пропаганду, с помощью которой удается достичь нужного воздействия на сознание или поведение людей. Общественное мнение как результат, в основном, целенаправленных пропагандистских усилий не может не быть прямым свидетельством их эффективности.

Как критерий эффективности пропаганды, общественное мнение отличается тем, что непосредственно указывает на степень реализации главной цели — побуждение людей к определенной активности.

Социально-психологические механизмы воздействия общественного мнения на сознание и поведение людей

Общественное мнение регулирует социальные отношения, определяет поведение людей, побуждая их поступать так, как того требуют общепринятые нормы. Когда та или иная нравственная норма воплощается в каком-то адекватном действии индивида или группы, это происходит, во-первых, в результате идентификации взаимодействующих интересов индивида, группы и общества в целом; во-вторых, посредством процесса общения, рассматриваемого в единстве его социально-практической и духовной сторон; в-третьих, благодаря определенной типизации, выравниванию отношения людей к объекту мнения. Таким образом, идентификация интересов, процесс общения и типизация, выравнивание отношения — три решающих условия эффективного воздействия общественного мнения на сознание и поведение людей и вместе с тем три главных социально психологических механизма этого воздействия. Поскольку без них не обходится, пожалуй, ни один акт поведения, то это дает основание выделить их в особую группу механизмов «первого ряда». По отношению к ним предрасположенность к оценке и действию, подчинение мнению большинства, солидаризация индивида со своей социальной группой, убеждение, внушение, ассоциация, инерция, «взрывное» действие, параллельное воздействие следует считать вторичными механизмами, механизмами «второго ряда».
Идентификация интересов личности с интересами социальной группы и всего общества — это один из определяющих механизмов общественного мнения. Действия людей всегда детерминированы соответствующими интересами. Общественное мнение выступает как специфическое средство воздействия на индивида, чтобы тот не наносил ущерба общественному интересу, уважал его приоритет, способствовал его успешной реализации.

Общественный интерес — это вместе с тем и своеобразная движущая сила общественного мнения. Он обусловливает и само появление мнения, и характер его функционирования, и степень обязательности для всех членов социальной общности, которая его разделяет и считает отстаиваемые им нормы и правила безусловно справедливыми, необходимыми рамками поведения.

Состояние общественного мнения во многом определяется тем, как именно происходит идентификация — в результате правильного или ложного осознания индивидом и группой связи своих интересов с общественными. Процесс общения — второе важное условие существования общественного мнения. Через общение до сознание индивида доходят требования и установления общественного мнения, осуществляется его воспитательная и регулирующая функции.

Причины эффективности общественного мнения коренятся в самой природе общения. Как существо общественное, деятельное, человек всегда находится под давлением «настоятельной необходимости общения с другими людьми». Место этого процесса в системе механизмов общественного мнения обусловлено тем, что общение с окружающими, их уважение, социальный статус личности относятся к группе потребностей, которая связана с самоутверждением, формированием самосознания. Общение — это нечто вроде мотора, приводящего в движение весь сложный механизм общественного мнения.

Из сказанного об идентификации интересов, а также о значении общения можно сделать некоторые выводы.

Во-первых, мнение индивида, способ его поведения зависит в основном от того, к какой социальной группе он принадлежит и в какой степени одобряет ее нормы и ценности, насколько она для него авторитетна.

Во-вторых, в референтной группе повышается роль общения, особенно межличностного, при котором чрезмерно эффективна обратная связь в восприятии требований общественного мнения. Существует определенное соответствие между уровнем референтности группы и степенью влияния межличностного общения на усвоение новой информации.

В-третьих, ценности, разделяемые группой, и межличностное общение в ней выступают опосредствующими факторами в воздействии общественного мнения на людей.

Типизация, выравнивание отношения к объекту мнения. Поддерживая определенные нравственные нормы, традиции и обычаи, общественное мнение ориентирует людей на взятые из конкретного опыта образцы отношения и поведения. Действуя в течение многих лет, эти ценности (нормы и т.д.) являются результатом переработки и обобщения в сознании людей множества типичных фактов. Для общественного мнения они служат своеобразным критерием при оценке новых явлений действительности.

Под воздействием общественного мнения вследствие идентификации интересов личности и общества в рамках привычных групповых представлений происходит выравнивание отношений людей к тем или иным явлениям действительности. При этом они «подтягиваются» под уровень норм, защищаемых общественным мнением. В результате поведение индивида как бы типизируется, выравнивается. Разумеется, в любой акт поведения конкретная ситуация вносит что-то свое, неповторимое, но каждому из них свойственно и нечто общее.

Происходящая в общении идентификация интересов приводит к определенному выравниванию отношения людей к объекту мнения. В результате они начинают вести себя сходным образом. Всякое резкое отклонение от нормы в ту или иную сторону встречает одобрение или осуждение, как только становится достоянием гласности. В этом выравнивании отношения и поведения суть воспитательного воздействия общественного мнения на людей, превращения его в мотивацию поступков.

Предрасположенность к оценке и действию. Все, что так или иначе затрагивает интересы и ценности людей, вызывает с их стороны соответствующую реакцию, в которой находят свое выражение процессы, происходящие в глубинах человеческого сознания. Одни и те же по содержанию воздействия внешнего мира воспринимаются далеко не однозначно, происходит их своеобразная сортировка и обработка. Вследствие этого не все из них достигают цели. Некоторые и вовсе минуют ее, не сумев преодолеть возникших препятствий, в то же время другие попадают на благоприятную психологическую почву. Здесь они наслаиваются на предыдущие воздействия, вызывают определенные ожидания, потребности в новых сведениях, расширяющих наше познание по данному предмету.

В результате у человека формируется состояние готовности, предрасположенности к восприятию информации определенной направленности. Это состояние сказывается как на его оценке явлений действительности, так и на его поступках.

В формировании этой предрасположенности участвуют убеждения, привычки, нормы взаимоотношений между людьми. Уровень культуры, традиции и обычаи — все это тоже в известной мере предопределяет восприятие людьми внешних воздействий, в том числе и высказанные публично требования общественного мнения.

Механизм подчинения мнению большинства. В условиях предрасположенности человек вполне добровольно, без какого-либо внутреннего сопротивления следует предписаниям общественного мнения, так как они согласуются с его ценностной ориентацией, с его интересами. Однако поступки людей не всегда продиктованы глубоким пониманием объективной связи личных и общественных интересов. Иногда они противоречат последним. И даже если индивид не согласен с требованиями общественного мнения, он все же в конце концов подчиняется им. Дорожа своей принадлежностью к данной социальной группе, он не рискует противопоставлять себя ей. Или же, не чувствуя себя достаточно компетентным в каком-то вопросе, он склоняется перед авторитетом общего мнения. Кроме того, это объясняется и психологической потребностью индивида чувствовать поддержку, одобрение своим взглядам и действиям. Эффективность общественного мнения в значительной мере основывается на том, что оно представляет позицию, разделяемую большинством.

Солидаризация индивида с группой. Большинство людей принимают коллективные нормы без какого-либо психологического принуждения, выражая тем самым свое сознательное подчинение требованиям общего мнения вследствие внутреннего согласия с его позицией.

Наиболее систематическое, касающееся самых ближайших и существенных интересов, а потому и наиболее сильное воздействие оказывает на индивида его ближайшее окружение, прежде всего люди, контактирующие с ним в первичном коллективе и первичной группе. Их доброе отношение — важный фактор в его жизни, и он считается с их мнением.

Убеждение играет важную роль в формировании и функционировании общественного мнения. Во-первых, оно создает установки, которые представляют собой как бы психологическую основу мнения; во-вторых, усиливает уже сложившиеся установки благодаря новой информации; в-третьих, посредством так называемых малых изменений оно интенсифицирует мнение; в-четвертых, способствует изменению имеющихся социальных установок.

Убеждение, фиксируясь в установке, формирует, в конце концов, состояние твердой уверенности в истинности определенных идей и представлений. Чтобы не ослабевать, не поддаваться все новыми и новыми подтверждениями своей истинности и актуальности. Убеждение необходимо лишь как программа и моральное оправдание каких-то действий, и это делает его одним из социально-психологических механизмов общественного мнения.

Внушение — это способ воздействия на сознание людей, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений. При внушении главную роль играют эмоциональное убеждение, заражение, подражание, авторитет, доверие к групповому и общественному мнению. Из предыдущего опыта выносятся убеждения, не нуждающиеся в доказательствах, перешедшие в установку и регулирующие так называемый климат мнения, который благоприятствует восприятию информации определенной направленности. Внушение апеллирует к готовности индивида воспринять даваемую информацию как должное, как инструкцию к действию, и потому здесь нет необходимости в логических доказательствах.

Подражание в жизни отдельных людей и целых групп проявляется как стремление воспроизвести чьи-то поступки, взгляды, представления.

Инерция связана с такими устойчивыми формами и продуктами деятельности, как привычки, обычаи и традиции, которые выполняют роль своеобразного стабилизирующего фактора, средств воспроизводства общественных отношений все новыми и новыми поколениями.

Параллельное воздействие основано на сопереживании, заражении общим настроением. Его сущность — одновременное воздействие на коллектив и каждую личность в отдельности. Каждое воспитательное воздействие на личность должно быть вместе с тем и воздействием на коллектив.
«Взрывное» действие — это частное проявление параллельного воздействия. Суть его состоит в том, что общественное мнение не только заставляет соблюдать нормы общежития, но и стремится произвести в человеке определенную нравственную реконструкцию, чтобы исключить саму возможность антиобщественных поступков.

Такова в целом система социально-психологических механизмов общественного мнения. Они отображают наиболее существенные формы и способы воздействия общественного мнения на массовое сознание, не исчерпывая полностью все возможные пути воздействия.

Социально-психологическая стереотипизация в процессе функционирования общественного мнения

Общественное мнение есть суждение, которое не терпит разных толкований и разночтений. Для того чтобы выраженная в нем оценка как санкция социальной группы, как производное от ценностной ориентации группы была очевидна и понималась всеми ее членами недвусмысленно, она должна непременно передаваться в специфической форме. Общественное мнение как суждение — оценка пробуждает в сознании множества людей идентичные, равнозначные, равнопонятные представления, образы и т.п. Они-то и вызывают соответствующие реакции, которые регулируют поведение людей. И наоборот, определенные представления, образы, с которыми приходится сталкиваться в процессе жизнедеятельности и которые несут в себе ярко выраженную оценку, подсказывают, как правильно относится к отражаемым ими явлениям. Отсюда видно, что общественное мнение выступает в зафиксированном виде и доведенном в определенном отношении до схематизированного уровня проявлении общественного сознания. Общественное мнение выражается и закрепляется в сознании людей с помощью стереотипов.

Стереотип — это представление или образ, который отличается высокой степенью схематичности и устойчивости, широким распространением в данной социальной группе, а также определенной эмоционально-оценочной окрашенности. Благодаря всем этим качествам стереотипы есть своеобразное средство общественного мнения — они выражают оценку явлений, которые предстают перед людьми в самых общих чертах, чаще всего лишь обозначаются всем знакомым контурами, но зато понятно и одинаково для всех.

Воздействие пропаганды на общественное мнение, ее активное участие в его формировании и функционировании, ее роль в поддержании и усилении влияния общественного мнения объясняются тем, что у массовой пропаганды много общего с механизмами общественного мнения. Будучи по своей природе информационным процессом, пропаганда связывает между собой отдельных людей и человеческие общности, снабжая их сведениями, которые помогают им ощутить единство интересов и соотнести с ними свои индивидуальные запросы.

Под термином «стереотипизация мышления» понимается способность человеческой психики закреплять информацию об однородных явлениях, фактах, предметах, процессах, людях и т.д. в тех или иных устойчивых и единообразных образованиях. Стереотипизация психических явлений, фиксирующая их в виде мыслительных стереотипов — представлениях, образах, оценках, позволяет людям обмениваться информацией, понимать друг друга, участвовать в совместной деятельности, вырабатывать общие взгляды, одинаковую ценностную ориентацию, единое мировоззрение.

К числу пропагандистских стереотипов можно отнести так называемый имидж. Имидж — это виртуальный образ, создаваемый пропагандой по заданной схеме с целью вызвать в массовой аудитории желательное восприятие его как определенного объекта, а так же вызвать нужное отношение к нему и соответственно ту или иную активность в поведении к нему. Имиджи создаются с помощью подтасованной подлинной и нередко фальсифицированной или фиктивной информации, которая прямо или косвенно приписывает объекту те или иные черты и свойства, рисует его красками нужных тонов, делает привычными какие-то его особенности.

Формы стереотипизации мыслительной деятельности весьма разнообразны: образы, представления, оценки т.д. Любое слово в подобном смысле является стереотипизированной формой психического отражения. В равной мере многочисленны и способы обозначения мыслительных стереотипов — одно слово и целое суждение, умозаключение и т.п. Это может быть образ — зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательно-двигательный.

Общепсихологический стереотип. К разряду общепсихологических относятся такие психические явления и процессы отражения, которые протекают в наиболее общей для всех людей форме.

Общепсихологические стереотипы несут в себе значения, которые для множества людей выражаются в стандартизированных образах и представлениях. Благодаря этому общепсихологические стереотипы служат в качестве опосредствующего звена в коммуникациях всех видов, своего рода систематизирующей переменной, обеспечивающей общее понимание людьми друг друга.

Социально-психологический стереотип. Он передает общий опыт не всех и не большинства людей, а только данной социальной группы. Характерной отличительной чертой социально-психологического стереотипа является то, что он передает совокупный опыт людей в наиболее синтетической форме — в форме одинакового отношения к объекту.

Александра Кочеткова, эксперт Brainity

Количество просмотров:

Оценка материала:
(1)
(1)
(6)
Все материалы

A A A

Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью




Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
RadioCity
Статуэтки
Михаил сапенюк, Наталья Макарова. Даша Богачкина
_MG_2192
Иван Тонких, создатель и руководитель интернет-проекта «Один дома»
Общение с аудиторией
Тимур Султанов, обладатель премии Brainer года
Спикеры
 
Rambler's Top100