Психологические аспекты взаимодействия с кандидатами
К рекрутеру в день стекаются десятки и сотни резюме в день – с интернет-порталов, по факсу. Как разобраться в этом потоке и отделить ценное от «пустой породы»?
A | A | A |

Резюме не всегда достоверно рассказывает о своем хозяине: там может быть недостаточно информации (путаница с опытом работы в определенный промежуток, не указаны компьютерные программы, которыми владеет кандидат и т. д.), или же встречаются «идеальные» резюме, которые составлены спецагентствами. В этих случаях необходимо встретиться лично или переговорить по телефону для выяснения профессионального уровня кандидата и его мотивации.
В резюме всегда ряд пунктов, которые весьма красноречиво описывающих личные качества кандидатов.
1) Должность. Если кандидат указал более двух сходных по функционалу должностей в резюме типа «менеджер по продажам/ секретарь/ менеджер по работе с клиентами/ помощник бухгалтера», это указывает на то, что соискатель еще сам не определился, какая профессиональная сфера интересует его больше и чем лично он хотел бы заниматься. К схожим по сути, но разным по названию должностям (секретарь — офис-менеджер) это не относится.
2) Имя. Как ни странно, но топовые или околотоповые соискатели часто указывают либо только имя, либо имя-отчество, либо псевдоним. Это связано с тем, что линейные руководители, планируя уход из компании, не желают, чтобы о поисках знали его нынешние работодатели. Поэтому перед тем, как направить резюме заказчику, нужно выяснить подлинное ФИО.
3) Возраст. Один из пунктов, на который стоит обратить внимание, т. к. соискатели частенько привирают, чтоб быть востребованными на рынке труда.
4) Образование. Сейчас «высшее» образрование не указывает только ленивый, хотя на деле оно может быть незаконченным или средне-специальным. Обязательно расшифровываем аббревиатуры в названиях вузов с помощью хотя бы тех же поисковых систем.
5) Зарплата. Многие не указывают уровень зарплаты, чтоб иметь возможность сравнить различные варианты в зависимости от условий работы и обязанностей. Но если желаемая ЗП указана, обратите внимание на как на завышенность, так и заниженность цифер.
6) Опыт работы. В 90% случаев имеет принципиальное значение, т. к. ситуация на рынке труда сейчас такова, что компаниям не нужны специалисты без опыта работы.
Перечисление собственных обязанностей и своих достижений на две страницы также характеризует специалиста не с лучшей стороны. Возникает вопрос, почему резюме такого замечательного специалиста долгие месяцы висит на работных сайтах? В идеале описание опыта работы выглядит так: должность, название компании и специфика ее деятельности, должностные обязанности (не слишком подробно и не словосочетанием), если кандидат занимал руководящую должность — количество подчиненных и зону ответственности. Особое внимание следует уделять резюме руководителей. Часто это многостраничные документы, в которых подробнейшим образом описаны места работы, достижения, бесчисленные тренинги и проч. Зачастую изобилие цифр («увеличил прибыль в ... раз», «объемы производства увеличены в...») перечислена производимая продукция и оборудование, но вот о подчиненных упоминает либо вскользь, либо попросту забывает. Что на выходе? Портрет жесткого, авторитарного руководителя, идущего к намеченной цели и не жалеющий ничего и никого для ее достижения.
Как правило, руководители используют в резюме не существительные, а глаголы, причем совершенного вида («добился», «внедрил», «организовал» и т. п). Использование же в резюме существительных («увеличение», «организация») больше свойственно либо исполнителю, либо не слишком удовлетворенному результатами труда кандидату.
7) Структурированность и общий стиль подачи материала. Кажется весьма странным, что при обилии специальных изданий и полезных рекомендаций в интернете для соискателей многие до сих пор не умеют (или не хотят?) правильно оформлять резюме.
8) Личностные качества, хобби. Наиболее «продвинутые» соискатели этот пункт пропускают. Но зачастую эти пункты изложены как эссе разведении о собачек-мопсиков, кактусов, нацеленности на результат и гибкости мышления и коммуникабельности. Правда, верить этому не стоит ― присмотритесь, часто в таких резюме указаны взаимоисключающие пункты.
9) Частота смены мест работы. Поэтому HR должен уметь проверять информацию, изложенную в резюме, и отделять «летунов» от ценных работников, которые возможно, делали просто проектную работу. Перерывы в работе тоже можно легко объяснить, если внимательно читать резюме: пропущенные годы и месяцы работы дополняет информация об обучении, стажировке, а также о наличие детей с указанием их возраста (разумеется, у соискательниц).
10) Рекомендации. Спорное место в резюме. С одной стороны, хорошо, когда у кандидата они есть, когда бывшие руководители могут поручиться за специалиста. Вот только нехорошо, когда мобильные телефоны топ-менеджеров известных компаний указаны в резюме и опубликованы в свободном или почти в свободном доступе. В «правильном» варианте достаточно указать, что рекомендации есть и будут предоставлены по требованию.
Несколько рекомендаций для подготовки к собеседованию у руководителя
1) Продумайте примеры из вашей практики, которые наглядно продемонстрируют, что вы не только владеете данным опытом, но и имеете положительные результаты в работе.
2) Не пытайтесь говорить, что проблем не было никогда. Так не бывает. Все, даже самые гениальные люди допускают ошибки и на них получают свой самый ценный опыт. Продумайте заранее примеры из вашей практики, которые вы сможете привести и тем самым продемонстрировать свои умения.
3) Старайтесь избегать приводить примеры с плохим концом. Но и не бойтесь рассказать о том, что проблема была, но вы смогли ее решить и вышли не только победителем, но еще и опыт получили; благодаря которому вы сделали выводы, которые в свою очередь помогли вам существенно улучшить результаты деятельности или сократить количество ошибок до минимума.
4) Если случилось, что пример не совсем соответствует заданному вопросу, не бойтесь переспросить: «Я правильно вас понял? Вы это хотели узнать»? Если нет, то в некоторых случаях можно прямо сказать, что сейчас вы не можете вспомнить пример с ситуацией, о которой интервьюер хочет услышать. Не нужно придумывать и сочинять; иначе запутаетесь и предстанете в невыгодном свете или зайдете в тупик. Ведь как ни крути, а все вопросы предусмотреть вы не сможете.
Аутплейсмент (англ. Outplacement) — работа с сокращенным персоналом, форма расторжения трудового договора между предприятиями и работниками, предусматривающая привлечение специализированных организаций в целях оказания заинтересованным лицам помощи при трудоустройстве. Включает сопровождение, ориентацию на рынке труда, психологическую поддержку и, в конечном итоге, трудоустройство сокращенного в результате реструктуризации или каких-либо других организационных изменений работника. Предложение уволенным специалистам специальные обучающие программы, направленные на развитие навыков правильного поиска работы. Поиск новой работы для сокращенных сотрудников своих компаний-клиентов. Участие в процедуре расторжения трудового договора независимой третьей стороны позволяет снять напряженность и найти компромиссное решение.
Оценка материала: | (6) | (110) |
На данный момент нет комментария к этому материалу.