Российский рынок труда будет «взрослеть»
Российский рынок труда будет «взрослеть», а молодые специалисты будут еще более востребованы, чем прежде
A | A | A |

Согласно результатам исследования Kelly Global Workforce Index (KGWI), проведенного международным рекрутинговым агентством Kelly Services, российские кандидаты, родившиеся до 1964 года, так называемые «бэби-бумеры» чувствуют себя востребованными на рынке труда и готовы продолжить работу в режиме гибкого рабочего графика или частичной занятости.
Согласно результатам исследования, в котором приняли участие 164 000 респондентов из 28 стран, включая 12 760 человек из России, бэби-бумеры в России и странах Европы считают себя достаточно востребованными на рынке труда (63% респондентов в России и 60% в Европе подтвердили это). Что же касается молодого поколения Y (родились с 1980 по 1999 год), то, по сравнению с Европой наши молодые специалисты гораздо более уверены в своей востребованности на рынке труда 82% против 67%! (рис.1).
Рис.1. Субъективная оценка степени востребованности бэби-бумеров на рынке труда в России и странах Европы: Я чувствую себя очень востребованным, востребованным на рынке труда (%)

Несмотря на чувство собственной востребованности, многие представители старшего поколения испытывают неуверенность в будущем трудоустройстве. Только 40% бэби-бумеров в России считают, что при необходимости смогут найти работу аналогичную или лучше предыдущей, в странах Европы доля таких сотрудников составляет 49% (рис.2).
Работники этой возрастной категории считают возраст одной из главных причин, по которым им будет тяжело вновь найти новую работу в случае потери текущей. Эксперты Kelly Services полагают, что у российских бэби-бумеров есть веские причины для беспокойства о перспективах своего будущего трудоустройства: помимо проявлений дискриминации по возрастному принципу, привлечение и удержание представителей старшего поколения не вписывается в HR стратегию большинства компаний, в отличии представителей поколения Y над привлечением которых в компаниях иногда работают целые отделы.
Именно поэтому российские Y чувствуют себя более уверенно в перспективах будущего трудоустройства (57%) не только по сравнению с представителями старшего поколения, но и с представителями поколения Y в странах Европы (53%).
Рис.2. Субъективная оценка текущих навыков и степени востребованности бэби-бумеров и поколения Y на рынке труда в России и странах Европы: При необходимости я всегда могу найти работу, аналогичную или лучше текущей (%)

Между тем, поиск работы для бэби-бумеров может быть осложнен не только вследствие существования возрастной дискриминации. Низкие шансы на трудоустройство работников старшего поколения зачастую связаны с их отношением к более молодым коллегам. Особый интерес здесь представляет поколение Y, представители которого все чаще оказываются в роли руководителей бэби-бумеров или занимаются их приемом на работу.
Согласно результатам исследования, 67% бэби-бумеров в России и 54% в Европе считают, что люди поколения Y стремятся исключительно к получению немедленного результата. Больше половины российских бэби-бумеров (55%) обвиняют поколение Y в нежелании тратить дополнительное время и усилия для выполнения задачи. Это мнение разделяют и представители старшего поколения из стран Европы (46%). Лишь 25% бэби-бумеров в России и 21% в странах Европы считают своих более молодых коллег ориентированными на результат, при этом среди работников всех возрастных групп в совокупности такого мнения придерживаются 34% респондентов. 21% бэби-бумеров в России и 22% в странах Европы признаются, что поколение Y ценит командную работу, в то время как 40% представителей поколения Y приписывают себе способность работать в команде. Интересно, что европейские бэби-бумеры (25%) гораздо выше чем коллеги из России (14%) оценили способность Y работать в режиме многозадачности. Кроме того, европейские представители старшего поколения приписывают Y желание хорошо проводить время и развлекаться гораздо чаще (30%) российских бэби-бумеров (14%) (рис.3).
По мере роста влияния представителей поколения Y на процесс принятия решений о приеме на работу, такое отношение бэби-бумеров может оказать негативное воздействие на их карьерные перспективы.
Рис.3. Как бэби-бумеры относятся к поколению Y (% в России, странах EMEA)
Существующее между поколениями напряжение также усугубляет отношение Y к представителям старшего поколения: большинство Y (76%) в России и (60%) в Европе считают, что бэби-бумеры отстают от других поколений с точки зрения использования технологий. Также, по мнению более половины (65%) респондентов поколения Y, бэби-бумеры зачастую оторваны от действительности и не стремятся узнавать что-то новое.
Между тем, сотрудники этих двух возрастных категорий разделяют общие взгляды на некоторые вопросы, например, в отношении к гибкому рабочему графику и частичной занятости. Многие бэби-бумеры (36%), как и представители поколения Y (30%) нуждаются в гибком графике и большем количестве выходных дней. 38% российских бэби-бумеров признались, что при принятии решения в пользу того или иного предложения работодателя, они будут учитывать возможность дистанционной работы, как и 30% представителей поколения Y. Другими привлекательными факторами выбора работодателя для представителей обоих поколений являются возможность сокращения ответственности и руководящих функций (по 22%), а также дополнительный оплачиваемый отпуск (рис.4).
Рис.4. Гибкий рабочий график или альтернативные типы занятости (%, по странам)
С выходом на пенсию первой волны высокопрофессиональных бэби-бумеров в 2010-2014 годах, работодатели обнаружили что найти замену среди работников в возрасте от 25 до 45 лет не так-то просто. В Германии, например, передовые компании продумывают стратегии по подбору и удержанию персонала, с учетом потребностей и адаптации бэби-бумеров. Взрослые и опытные специалисты способны помочь сохранить экспертизу компании и решить проблему нехватки персонала для многих работодателей. Важной проблемой привлечения взрослого поколения на работу сегодня является тот факт, что часто их руководителями становятся люди значительно более молодого возраста, которые относятся с недоверием к подчиненным, годящимся им в мамы или бабушки. Однако, взрослые кандидаты могут принести много пользы и поддержки молодым специалистам, поделиться не только профессиональным, но и жизненным опытом. Научить работать вместе людей из разных поколений — это серьезный вызов для современных и будущих работодателей.
Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services Россия и Польша, эксперт Brainity
Оценка материала: | (1) |
Новости
-
09 июня, 21:21
Более 60% руководителей не верят в эффективность удаленной работы -
03 июня, 08:08
Эксперт предсказал рост безработицы в России до 20 млн человек -
26 мая, 22:04
Исследование: выгорание стало самой большой угрозой состоянию работников -
21 мая, 18:46
ВЦИОМ: Россияне освоили дистанционную работу -
19 мая, 21:11
«Левада-центр»: у четверти россиян происходят сокращения на работе
Статьи
-
09 июня, 21:59
Как защитить зрение, если вы весь день работаете за компьютером -
26 мая, 22:33
Пять полезных привычек для тех, кто работает из дома -
12 апреля, 22:47
Влияние кризиса на российских работников: самоизоляция плюс диджитализация всей страны -
15 декабря, 22:35
«Квадрант потока» моделей семьи -
22 июля, 21:38
Как объединять коллективы: 5 законов командной идеологии
На данный момент нет комментария к этому материалу.