О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 74.2529
EUR ЦБ 90.2618
 
Погода:
-4
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
15:38 / 15.12.2010

Саморазвитие творческого потенциала руководителя

В современной управленческой культуре превалирует аналитический подход к решению любой бизнес-задачи. Приветствуются разного рода схемы, модели, формулы

A A A
Саморазвитие творческого потенциала руководителя

Любимое искомое участников бизнес-тренингов, слушателей МВА — это новые инструменты!

Сегодня любой начинающий менеджер хотя бы в первом приближении знаком с колоссальным набором матриц, моделей, типологий, диаграмм: PEST, SWOT, матрица БКГ, 5 сил Портера, от 4 до 7 P, SMART, диаграмма Исикавы и т.д. и тому подобное. Применение моделей дает свой положительный эффект управленцу. Это бесспорно. Однако далеко не все проблемные ситуации можно разрешить с помощью шаблона. Более того, во все более и более усложняющемся мире модели (и даже их комбинация) не дают устойчивого результата. В чем же здесь дело?

На мой взгляд, такие неудачи во многом связаны с убеждением большинства менеджеров, что любую проблемную ситуацию можно решить, как задачу. Как консультант сталкивалась также с тем, что в организациях не принято и даже запрещено говорить слово «проблема». Это якобы снижает мотивацию людей к достижению результатов. Между тем, различия между задачей, требующей применения известной логической схемы, и проблемой, предполагающей нестандартный творческий подход к управлению, существуют и довольно хорошо описаны в научной литературе.

В своем авторском курсе для МВА «Управленческие исследования» в качестве точки отсчета я опираюсь на одну из многочисленных классификаций понятия «проблемная ситуация» П. Натта* , который предлагает рассматривать ее как совокупность трех элементов:
Собственно проблема — источник, причина неудовлетворительного состояния дел.
Ожидания принимающих решения лиц — ценностный аспект, т.е. представления о решении, позволяющие оценивать их допустимость и сравнивать привлекательность различных вариантов решений. Такие представления могут быть и не осознаны, а значит отсутствовать.
Возможные пути решения проблемы. Т.е. конкретные варианты действий, которые нужно не придумывать, изобретать, а лишь оценивать и сравнивать на предмет соответствия ожиданиям. Такие варианты могут быть в наличии или могут отсутствовать.

Натт строит свою классификацию проблемных ситуаций на том, что каждый из трех выделенных структурных элементов может быть как известен (ясен, задан) лицу, принимающему решение, так и неизвестен. Это дает 8 типов проблемных ситуаций (см. Таблица 1):

таб1.JPG

Таблица 1. Классификация проблемных ситуаций

Из этой классификации видно, что чем выше степень определенности компонентов проблемной ситуации, тем ближе мы к решению задач. Чем ниже — тем ближе к решению проблем.

Частота возникновения проблем зависит, прежде всего, от степени стабильности внешней среды. Для современной управленческой практики все более и более характерна ее высокая нестабильность. В таких условиях решение происходит на интуитивной основе и, кажется, не подчиняется никаким закономерностям. Очевидно, что проблемные ситуации требуют творческого подхода и поиска альтернативных решений.

Вот здесь и возникает сложность, т.к. многие руководители либо просто не знают, как можно развивать свой творческий потенциал, либо прячутся за «ширмой занятости» и упорно применяют знакомые методы решения задач, не позволяющие поднять эффективность работы вверенных им организаций.

Попробуем восполнить дефицит знаний тех менеджеров, которые готовы посмотреть в сторону креативных способов решения проблемных ситуаций на новом уровне.

К таким творческим технологиям относятся эвристические приемы. Эвристика (от греч. — «нахожу, открываю») является универсальным мыслительным средством, функцией которого является помощь в достижении понимания. Эвристические приемы представляют собой описание действий или состояний, помогающих приблизиться к решению проблемы. Они позволяют преодолеть психологическую инерцию и добиться большей гибкости мышления.
В качестве примера приведем метод фокальных объектов (МФО)* .

Все, что необходимо для использования метода фокальных объектов, имеется в наличии у каждого человека — это слова, наш язык. Известно, что язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Слово объединяет объекты в известные системы, кодирует наш опыт. Каждое слово возбуждает целую сложную систему связей, являясь центром некоторой семантической сети. Оно актуализирует определенные «семантические поля», которые содержат смысловую информацию об объекте, обозначенном этим словом.

Одним из самых распространенных методов оценки семантических полей является метод ассоциаций. Например, слово «лимон» связано в нашем сознании со словами: кислый, желтый, чай, сок, соковыжималка и т.п. Откуда взялись все эти слова, это семантическое поле, ведь только что их не было? Ответ — из подсознания.

МФО заключается в переносе признаков случайно выбранных объектов на фокальный объект, который должен находиться в фокусе переноса.

Фокальным называют объект, который собираются исследовать с целью совершенствования, поэтому он находится в «фокусе» внимания. При переносе признаков нескольких случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть инерцию мышления и по-новому взглянуть на ситуацию.

Порядок работы с МФО

ШАГ 1. Выбираем фокальный объект — объект, который необходимо усовершенствовать; для этого помещаем его в фокус внимания.
ШАГ 2. Выбираем случайные объекты.
ШАГ 3. Выписываем признаки случайных объектов.
ШАГ 4. Переносим признаки случайных объектов на фокальный объект.
ШАГ 5. Находим способ полезного применения получившегося объекта. Рассматриваем также «цепные» ассоциации. Для выбора оптимального варианта решения применяют экспертную оценку или проводят опрос группы экспертов.

В качестве примера приведем способ создания нового продукта.

таб2.JPG

Перенесем признаки случайных объектов на фокальный.

Ответим на вопросы:
1. Что мы создали (как презентовать?)
2. Где, когда и как использовать?
3. Кто будет покупать (потреблять)?

Безымянный.JPG
Если один из вопросов не находит ответа — ОТСЕКАЕМ!

МФО — лишь один из методов, помогающих, уйти от шаблонного мышления. Прием инверсии, аналогии (синектика), ментальная провокация и целый ряд аналитических креатив-методов (майндмэппинг, стулья Диснея, шляпы де Боно и другие) помогают руководителям развивать свою креативность и оказываются чрезвычайно полезными для управления в сложных ситуациях.

                                                                     

* Nutt P.C. Making Tough Decisions: Tactics for Improving Managerial Decision-Making. Jossey-Bass Inc., 1989.

* Он был предложен в 1926 г. немецким профессором Кунце, а затем в 50-е г.г. усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.

Елена Агафонова, эксперт Brainity


Количество просмотров:

Оценка материала:
(1)
Все материалы

A A A

Комментарии
Dominov 16.12.2010 14:17:58

Цитата
Между тем, различия между задачей, требующей применения известной логической схемы, и проблемой, предполагающей нестандартный творческий подход к управлению, существуют и довольно хорошо описаны в научной литературе.
Все задачи можно решить как с прмменением логической схемы, так и с применением творческого подхода. Зависит от человека, а не от его умения применять в зависмости от каждой ситуации тот или иной метод решения. Так мне кажется.

Дульсинея Тамбовская 17.12.2010 09:31:32

Цитата
Dominov пишет:
Все задачи можно решить как с прмменением логической схемы, так и с применением творческого подхода. Зависит от человека, а не от его умения применять в зависмости от каждой ситуации тот или иной метод решения. Так мне кажется.

Именно. От названия суть не меняется - проблема или задача - что в лоб, что по лбу, для кого как. Школяр плачет над задачей, а супергерой в фильме, вися над пропастью сообщает по мобиле "шеф, у меня проблемы". Всё зависит от того, как относиться к ситуации.  :D

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью




Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Гости Brainity
Геннадий Чернецов и Екатерина Антошкина
Елена Афанасьева
DSC_4404
Елена Агафонова, бизнес-тренер, жюри дискуссии
Гости портала
_MG_4052
Гости
 
Rambler's Top100