О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.4667
EUR ЦБ 90.4142
 
Погода:
+8
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
15:27 / 30.06.2010

Так есть ли в России грамотные топы?

Руководители крупных компаний в интервью различным изданиям нередко относят к проблемам российского бизнеса слабый топ-менеджмент. Brainity разбирается, актуально  ли сегодня утверждение  о недостаточной зрелости  российских  управленцев среднего звена.

A A A
Так есть ли в России грамотные топы?

Хотя рыночные отношения в России стали формироваться около 20 лет назад, русский бизнес вышел на новый уровень развития только в конце 90-х годов. Многие руководители предприятий взяли курс на западную модель бизнеса, предполагающую не только получение сиюминутной прибыли, но и более долгосрочное планирование, в том числе — выход на лидерские позиции на рынке. Это потребовало принципиально нового подхода к организации производства и управлению компанией. Как следствие, в специализированной прессе стали мелькать дискуссии о слабости топ-менеджеров — отсутствии у них необходимого подхода к управлению, понимания своей роли в компании и готовности к ответственности. Brainity заинтересовался, сохраняется ли эта тенденция на сегодняшний день.

Перед таким разговором необходимо обратить внимание на то, что в российских бизнес-кругах само слово «топ-менеджер», хотя и является модным и «статусным», не имеет единого толкования. За рубежом топ-менеджментом традиционно называют исключительно высший руководящий состав, работающий по найму: высшее руководство компании, региональных директоров, управляющих бизнес-подразделениями. Тех, кто стоит на карьерной лестнице чуть ниже, принято называть мидл-менеджерами. В России же одни разделяют такой подход, другие к понятию «топ» относят как высшее, так и среднее руководящее звено компаний, поскольку понятие «мидл-менеджмент» не слишком распространено в России. Мы будем придерживаться второй точки зрения, ведь руководители отделов — это люди, в большой степени влияющие на развитие бизнеса компании в целом.

Что требуется от управленцев среднего звена?

Два года назад Исследовательский центр портала SuperJob.ru провёл среди 100 директоров предприятий опрос «Какими основными качествами должен обладать топ-менеджер?» Респонденты в первую очередь выделили профессионализм (22%), компетентность (18%), интеллект, целеустремлённость и стратегическое мышление (16%). Не забыли опрошенные и о таких качествах, как ответственность и решительность (15%), наличие лидерских качеств (12%) и устойчивость к нервным перегрузкам (11%), а вот о коммуникабельности, харизматичности и порядочности вспомнили далеко не все (10%).

«Сейчас требования к среднему руководящему персоналу ужесточились, — говорит Юлия Костина, директор по развитию кадрового агентства „Формтайм персонал“. — Топ должен обладать аналитическим складом ума, стратегическим (возможно нестандартным) мышлением, широким кругозором, умением убеждать и работать в команде. И помимо всего этого, работодатели стали чаще требовать от современных топ-менеджеров не только наличие профильного образования, но и сертификаты, подтверждающие степень профессионализма. От финансовых специалистов многие компании также требуют наличие степени АССА, СРА, CFA , свободное владение двумя и более языками».

Впрочем, руководитель отдела по связям с общественностью рекрутингового агентства AVANTA Personnel Надежда Ляховская считает, что набор качеств, считающийся необходимым для эффективного руководителя, не может быть универсальными: «Многое определяет и география бизнеса, и особенности той или иной отрасли. Исследования показывают, что индивидуальные качества и черты поведения российских, американских, японских, китайских и других руководителей существенно различаются». Эту мысль поддерживают некоторые эксперты HR-консалтинга: российским топ-менеджерам присущи умение адаптироваться к неопределенности и приспосабливаться к требованиям руководства, но также — эмоциональная неуравновешенность, недостаточная коммуникабельность и неумение делегировать полномочия.

Как подобрать топ-менеджера?

«Выбор „правильного“ топ-менеджера — задача не из легких, — говорит Клаудио Фернандес-Араос, партнер консалтинговой компании Egon Zehnder International. — Но есть методы, которые помогут не просто найти подходящего топа, но и сделать ему предложение, от которого он не сможет отказаться». Brainity приводит несколько советов, которые дает Клаудио своим клиентам:

Определите компетенции. Когда речь идет о руководящих постах, все требования к потенциальному сотруднику должны быть определены особенно детально.

Ищите везде. Очень часто организации ограничивают свои поиски определенными рынками, отраслями или географическими регионами. Но не нужно забывать о том, что настоящих управленцев очень мало, поэтому компании лучше выстроить широкую сеть поиска.

Не забывайте, что топ — тоже новичок. Самая распространенная ошибка работодателей заключается в убеждении, что высокооплачиваемые управленцы отлично справятся с работой самостоятельно. При этом от приглашенных топ-менеджеров обычно ожидают немедленных результатов, в то время как ставленникам изнутри компании делают значительные скидки на период адаптации.

Доведите работу до конца. Поиск будет впустую, если найденному с таким трудом кандидату работодатель не будет готов предложить достойную оплату труда. С последним утверждением согласна Юлия Костина, считающая сегодняшнюю ситуацию на рынке российского топ-менеджмента стабильной: «Проблема в том, что многие работодатели хотят получить талантливых управленцев, но не готовы платить топам достойную заработную плату. В целом же — дефицит хороших топ-менеджеров был лет пять назад, когда управленческая деятельность только-только выделилась в отдельную сферу. Сейчас в России уже довольно много грамотных, образованных топов, которые имеют квалификацию MBA и опыт работы в зарубежных компаниях».

Алина Владимирова

Количество просмотров:

Оценка материала:
(2)
(2)
Все материалы

A A A

Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью




Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Гости дискуссии (35)
Даша Богачкина руководитель отдела PR  и продвижения Brainity
гости10
Сергей Митрофанов
Начало встречи
Влад Давыдов и Нина Филоненко
Участники Пикника
Жанна Волкова (3)
 
Rambler's Top100