О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 63.8487
EUR ЦБ 70.5975
 
Погода:
+4
°C
облачно
 
Пробки:
3 
Местами затруднения
15:58 / 21.03.2012

Творческая направленность личности

Brainer Елена Афанасьева продолжает разговор о формировании  профессиональной творческой направленности человека

A A A
Творческая направленность личности

Направленность выступает как совокупность устойчивых мотивов и жизненных целей человека, складывающихся на основе потребностей и мировоззрения, которые проявляются в деятельности. Они взаимосвязаны, а сама направленность выражает в единстве всю личность, которая проявляется в социальном взаимодействии с другими людьми. Профессиональная направленность личности проявляется у человека в его отношении к профессиональной деятельности. Она обусловлена социально-историческими условиями развития общества, особенностями профессиональной деятельности, реальным социальным взаимодействием и тем, как это психическое свойство формировалось у будущего специалиста на предшествующих этапах жизненного пути.

Формирование профессиональной творческой направленности образует основное содержание самоопределения личности. Первое необходимое условие формирования профессионально-творческой направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне.

Важным условием эффективного выполнения деятельности является соответствие субъективных свойств, склонностей, способностей человека характеру профессии. Наличие таких склонностей обеспечивает успех и творческий подход к деятельности.

Психологический механизм адаптации к творческой специальной деятельности включает личностные средства, которые используются во взаимодействии на межличностном уровне и в самоадаптировании субъекта.

Эти средства подразделяются на пять групп:

• Мотивационные и эмоционально-волевые (мотивы, навыки, привычки, способность чувствовать новое и т.п.);
• Когнитивно-аксиологические (эвристический стиль мышления, логические навыки, познавательные алгоритмы, ценностные ориентации и т.п.);
• Содержательно-операционные (своевременное и высокое обеспечение реализации побуждений личности к творческой деятельности);
• Гностические (творческое овладение способами, приемами и средствами, необходимыми для профессиональной деятельности);
• Поведенческие средства (практические меры, действия, поступки).

Как понять, что человек предрасположен к творческой деятельности

Основными показателями состояния психической готовности к профессионально-творческой деятельности являются отсутствие суетливости либо замкнутости — «ровное» поведение; безошибочное выполнение определенного набора специальных действий, необходимых для достижения результата; нормальное физиологическое состояние (частота пульса, дыхание, цвет лица).

По указанным показателям можно оценить уровень готовности человека к профессионально-творческой деятельности:

Низкий уровень — недостаточное понимание и осознание комплекса выполняемых специальных действий, слабо выраженное состояние уверенности в себе, нерешительность, излишняя суетливость либо быстрый переход от одного к другому, нарушение физиологического состояния.
Средний уровень — достаточное осознание собственных действий, имеющих конкретную направленность, уверенность в себе при некоторой нерешительности действий, средняя активность и незначительные ошибки при выполнении набора специальных действий, физиологическое состояние близко к норме.
Высокий уровень — активное желание действовать, отсутствие сомнений, стремление добиться успеха, ярко выраженное состояние решительности, физиологическое состояние в норме.

А как дело обстоит с руководителями

Также уровень развития профессионального творчества руководителей можно определить и по другим критериям, например:

По критерию профессионального самосознания руководителя уровнями развития профессионального творчества являются следующие: 1) Не структурированность компонентов профессионального самосознания; 2) Достаточный уровень развития компонентов профессионального самосознания, что приводит к неполному развитию Я-концепции и профессионального мастерства; 3) Оптимальное развитие компонентов профессионального самосознания, что выражается в самотождественности, высоком уровне развития Я-концепции и профессионального мастерства;
По критерию опыта взаимодействия с подчиненными, включающего опыт решения творческих проблем в управлении: 1) Подражание преуспевшим руководителям, часто вышестоящим, в аналогичных ситуациях, имитация их действий; 2) Метод собственных проб и ошибок, 3) Научно-интеллектуальный поиск в деятельности управленца;
По критерию профессионального общения: 1) Не заинтересованность в общении с коллегами; 2) Монологическое общение; 3) Профессиональный диалог;
По критерию профессионального мышления, связанного с решением управленческих задач: 1) Спонтанность принятия решений, низкая прогностичность; 2) Непоследовательность в принятии решений, ситуационная прогностичность; 3) Высоко развитые аналитические способности и когнитивная рефлексивность, системная прогностичность и многоконтекстность, высокая устойчивость к познавательной фрустрации;
• По критерию реализации творческого потенциала личности руководителя и построения отношений в профессиональном социуме: 1) Применение старых шаблонных способов управления профессиональным социумом; 2) Усовершенствование чужих способов управления профессиональным социумом; 3) Выработка новых способов управления профессиональным социумом.

Этапы развития профессионального творчества

Логика развития профессионального творчества предполагает следующие этапы: профессионально-избирательное узнавание, осмысление и осознание проблемной ситуации; выделение главной проблемы и отделение от второстепенной, постановка проблемы; поиск подходов к решению проблемы, выбор стратегии решения проблемы; разработка идеальной модели реализации выбранной стратегии; логическое и математическое обоснование принятой идеальной модели; решение проблемы через реализацию творческой идеи на практике.

Первый этап профессионального творчества руководителя можно назвать этапом профессионально-избирательного узнавания, осмысления и осознания проблемной ситуации и, самое главное, постановки творческой проблемы. Этот этап включает в себя осмысление и осознание личностью реальных условий технологического процесса (возможность овладения теорией, методологией и методикой применения системных научных знаний для решения задач); уяснение и формулирование на этой основе творческой задачи для себя; обдумывание творческого замысла (получение необходимых знаний, формирование специальных навыков, комплексных умений, профессиональных способностей).

Решение творческой комплексной задачи — относительно самостоятельный этап. Его можно рассматривать широко, как весь творческий процесс, включающий в себя все логические этапы. В данном случае речь идет об этапе мысленного решения, нахождения идеи, решения творческой задачи, мысленного отражения конкретного творческого процесса. На этом этапе возникают идеи о создании конкретных проблемных ситуаций, их оптимальном количестве, о том, когда их необходимо создать, о логике их разрешения.

Этап решения творческой задачи в профессиональной деятельности содержит в себе в определенной степени собственно творчество. Его осуществление предполагает единство строго логических и интуитивных механизмов. В этом единстве большое значение имеют интуитивные мыслительные процессы. Степень зрелости творческой идеи на этом этапе профессионального творчества может быть различной: от едва намеченных контуров возможного решения до его сравнительного полного обоснования.

Следующий этап творческой профессиональной деятельности — логическое обоснование выдвинутой творческой идеи. Наличие творческих элементов на данном этапе деятельности свидетельствует о том, что при решении задачи ограничиваться только строго логическими средствами нельзя, хотя они и играют основную роль.

Заключительный этап профессионального творчества — реализация творческой идеи на практике. На этом этапе могут возникнуть новые творческие задачи, что определяет специфичность профессионального творчества, которая выражается в возможности сжатой по времени творческой деятельности, включающей все перечисленные ранее этапы.

Таким образом, в ходе профессионального творчества руководитель осознает новые для него знания в качестве ориентировочной основы для последующей разработки способа решения управленческих и профессиональных задач. Новый, полученный в ходе профессионального творчества руководителя способ управления деятельностью подчиненных с целью высокоэффективного решения управленческих задач, может иметь три вектора направления анализа

• Своей собственной деятельности и своего личностно-профессионального развития, включающий: личностную рефлексию с рефлексивной саморегуляцией, управленческую рефлексию; профессиональное самосознание; аутопсихологическую компетентность; творческие способности;
• Личностно-профессионального развития подчиненных, включающий межличностную рефлексию; профессиональное общение; позицию руководителя; творческий потенциал; знания и опыт взаимодействия с подчиненными (опыт познания своих подчиненных и организация этого опыта);
• Совместной деятельности с подчиненными, которой он руководит как управленец и профессионал, включающий: интеллектуальную рефлексию, профессиональное мышление, профессиональные знания и опыт, как руководителя, так и профессионала в той или иной области деятельности, творческое отношение к труду.

Источник картинки: cmsmagazine.ru

Количество просмотров:

Оценка материала:
(2)
(2)
(49)
Все материалы

A A A

Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью




Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Тина Митусова, Школа фриланса (3)
_MG_2271
Аудитория
аудитория 9
Элина Гедревич и Вадим Наливайко
Ольга Юрьева - за офис!
01.02.2011 026
Гости
 
Rambler's Top100