Успех компании и система мотивации персонала: есть ли связь?
Успешность хозяйственной деятельности организации во многом зависит от поведения ее сотрудников, в основе которого лежат внутренние ценности и устремления
A | A | A |

Как же выбрать правильную систему мотивации персонала к труду?
Основой эффективной деятельности коллектива являются определенность прав и обязанностей каждого сотрудника, четкая организационная структура, отлаженные информационные каналы. Однако решающее значение для успешности компании имеет трудовое поведение ее сотрудников. Характеризуя человека как добросовестного и ответственного работника, имеют в виду следующее: выполнение обязанностей в соответствии с должностной инструкцией; быструю адаптацию и активные действия при изменении обстановки, даже если это не входит в круг его прямых обязанностей; помощь коллегам; удовлетворенность своей работой.
Отечественные психологи выделяют следующие основные мотивы:
— увлеченность своим делом, профессией;
— ориентированность на получение материального вознаграждения;
— осознание важности и необходимости своей работы;
Что скрывается за той или иной формой трудового поведения, например, когда сотрудник, выказывая явное удовольствие, остается после рабочего дня, чтобы помочь молодому коллеге? Причины такого поведения могут быть самыми разными: это и переживания за интересы дела, и попытки понравиться товарищам, которые его недолюбливают, и отсутствие интересов вне работы, и желание помочь из-за личной симпатии и так далее.
Таким образом, основой понимания человеческого поведения и способов воздействия на него является знание эффективной системы мотивации персонала.
Интерес к работе зависит не только от ее содержания, но и от системы мотивации персонала, организации труда, методики управления и степени влияния сотрудника на весь процесс производства (инициатива, участие в принятии решений, самостоятельность).
Материальная заинтересованность — основополагающий общечеловеческий стимул трудовой активности. Но, при всей его очевидности, он не всегда будет «срабатывать», поэтому нужно относиться к нему с долей осторожности. Например, молодые сотрудники, у которых еще нет семьи и четкой определенности в профессиональном плане, могут считать приоритетным не высокий заработок, а наличие свободного времени; пожилые же, напротив, больше ценят облегчение условий труда, даже если это и снизит размер его оплаты.
На степень удовлетворенности работников влияет не столько размер заработной платы, сколько социальная справедливость. Таким образом, унификация оплаты препятствует усилению трудовой мотивации. Ведь работник, увлеченный своим делом, добросовестно выполняющий свои обязанности, стремящийся к большему, в результате получит наравне с теми, кто просто отбывает время, что не может не деморализовать.
Немаловажным мотивом также является социальная значимость труда, то есть осознание работником общественной полезности своей деятельности. Отношение руководства, внимание коллег к его вкладу в общее дело, отношение в компании к добросовестному труду — все эти аспекты и определяют социальную справедливость в коллективе.
Зарубежная социология придерживается более развернутого перечня факторов, которые определяют удовлетворенность работой и мотивацию персонала.
1. Рабочая среда.
Не нуждается в доказательствах тот факт, что обстановка, в которой осуществляется трудовая деятельность, оказывает существенное влияние на отношение к ней работников. Например, если дружба между сотрудниками продолжается и за пределами работы, это не может не сказаться положительно на результатах труда. Следовательно, руководству необходимо проявить заинтересованность в создании такой обстановки, и с учетом этого строить систему мотивации персонала..
2. Вознаграждение.
Данное понятие включает в себя не только заработную плату и прочие выплаты (премии, бонусы), но и дополнительные выходные дни, и разнообразные льготы. Сегодня широко распространены именно дополнительные льготы. Компания, предлагающая личное медицинское страхование, жилье, оплаченное питание, страхование жизни от несчастных случаев, бесплатные товары, возможности для развлечения, проведение диспансеризации и лечения, низкопроцентные кредиты, программы участия в прибыли, возмещение затрат на образование, загородные выезды для служащих и их семей, выбирает практически беспроигрышную систему мотивации персонала.
3. Безопасность.
Вряд ли сотрудники бюджетной организации будут «выкладываться по-полной», если ее финансирование неуклонно сокращается и неизвестно, не прекратится ли вообще. Чувство безопасности сродни животному инстинкту самосохранения. Но помимо боязни потерять работу, людям свойственен страх потери уважения окружающих или своего положения.
4. Личное развитие и профессиональный рост.
Помогая личному развитию сотрудников, можно добиться максимальной отдачи. Таким образом, разрабатывая систему мотивации персонала, следует немало внимания уделить созданию оптимальных условий для личностного роста работников.
5. Чувство причастности.
Многим нравится чувствовать себя частью организации-нанимателя, потому что ощущение полезности и востребованности своего труда значительно повышает уверенность в собственных силах и положительно сказывается на самооценке. Руководителю не следует забывать о том, что чувство причастности — двусторонний процесс, поэтому для эффективной работы системы мотивации персонала необходимо вникать в систему взглядов, суждений работников, интересоваться их мнением.
6. Интерес и вызов.
Во многих организациях широко распространено стремление к достижению значительных результатов. Активные люди ищут работу посложнее, требующую высокого уровня мастерства. К сожалению, современный рынок труда не может похвастаться особыми требованиями к соискателям. В интересах руководителя перестроить скучные и явно исполнительские виды деятельности таким образом, чтобы они стали приносить больше удовлетворения.
Если сложившаяся в компании система мотивации персонала отвечает потребностям работника, предоставляет ему все условия для профессионального и личностного роста, такой сотрудник будет удовлетворен своей деятельностью, и в свою очередь будет работать на благо компании с максимальной отдачей.
Ирина Гольштейн
Оценка материала: | (4) |
Новости
-
09 июня, 21:21
Более 60% руководителей не верят в эффективность удаленной работы -
03 июня, 08:08
Эксперт предсказал рост безработицы в России до 20 млн человек -
26 мая, 22:04
Исследование: выгорание стало самой большой угрозой состоянию работников -
21 мая, 18:46
ВЦИОМ: Россияне освоили дистанционную работу -
19 мая, 21:11
«Левада-центр»: у четверти россиян происходят сокращения на работе
Статьи
-
09 июня, 21:59
Как защитить зрение, если вы весь день работаете за компьютером -
26 мая, 22:33
Пять полезных привычек для тех, кто работает из дома -
12 апреля, 22:47
Влияние кризиса на российских работников: самоизоляция плюс диджитализация всей страны -
15 декабря, 22:35
«Квадрант потока» моделей семьи -
22 июля, 21:38
Как объединять коллективы: 5 законов командной идеологии
Вот про роль "чувства причастности" думаю, что немногие из руководитлей предприятий согласятся. На мой взгляд, в среде руоводителей мелких и средних предприятий развитие такого чувства не практикуется - чтобы сотрудники не очень тешили себя надеждами, обусловленными этой самой "причастностью".
Вот про роль "чувства причастности" думаю, что немногие из руководитлей предприятий согласятся. На мой взгляд, в среде руоводителей мелких и средних предприятий развитие такого чувства не практикуется - чтобы сотрудники не очень тешили себя надеждами, обусловленными этой самой "причастностью".
Именно. Чтобы ничто не давило на совесть руководителя, когда он будет увольнять сопричастного. Это как запрет на служебные романы.
в качестве нематериального вознаграждения, есть проверенный метод стимулирования персонала. Причём в России он практикуется достаточно недавно, тогда как в Европе имеет место быть более семи лет. По сути, сотруднику достаётся ваучер на путешествие, в которое он может отправиться один или всей семьей в течении 2-х лет. Отдых на неделю, в Турцию, перелёт за собственный счёт.
Компания, при этом, тратит на одного такого человека 25 евро. Как говорится, получается "и нашим и вашим".