Конфликт в коллективе - болезнь или возможность?
Конфликтология - совершенно новая для нас наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, завершения конфликтов любого уровня. Мы привыкли думать, что конфликты в коллективе причиняют лишь неудобства, но специалисты-конфликтологи утверждают, что любой конфликт можно направить в полезное русло и извлечь из него выгоду.
A | A | A |

В здоровом обществе конфликтов нет?
Самое распространенное отношение к конфликтам в коллективе — отрицательное. Почему-то считается, что люди, работающие вместе, априори должны быть дружны. Существует даже масса тренингов, направленных на «склеивание», «сдруживание» и сплочение команды. Но, с другой стороны, у каждого человека есть свое мнение, свои амбиции, какие-то цели и интересы, и они неизбежно будут сталкиваться с амбициями, целями и интересами коллег.
В Советском Союзе такая наука, как конфликтология, была не развита — считалось, что в здоровом обществе конфликтов быть не может. И большинство учебников по этой теме было издано лишь после 2000 года. Профессиональный бизнес-тренер, коуч, кандидат социологии, автор проекта
Зарубежные менеджеры тоже не так давно начали относиться к конфликтам как к вполне разумеющемуся, неизбежному явлению, сопровождающему рост организации. Но в некоторых американских компаниях уже существует в штате такая должность — менеджер по конфликтам. Правда, иногда американцы поручают разбирать конфликты нейтральным лицам со стороны — медиаторам. У нас же разрешение споров в коллективе вменяют в обязанность менеджеру по персоналу, реже привлекают внештатного консультанта — психолога.
Куда уходят корни спора?
Существует мнение, что столкновение интересов происходит там, где нет ясности и четкости. Мол, когда двое претендовали на один кусок земли, возникали войны, когда двое претендовали на руку и сердце одной женщины, возникали дуэли. В трудовом коллективе, когда двое конфликтуют, возможно, кто-то дал им одинаковые задания или просто неправильно распределил обязанности (если это не касается, конечно, личностного конфликта из-за неприязни людей друг к другу). Поэтому руководителю стоит обратить внимание на спорные моменты, возникающие между его подчиненными.
Американцы недавно вычислили, что большая часть увольнений по собственному желанию связана с рабочими конфликтами. В результате замена квалифицированного сотрудника обходится компании в 150 % от его годовой зарплаты. В основном, затраты связаны с поиском и обучением нового сотрудника, простоем и потерями рабочего времени. «У конфликта есть латентный период. И важно не пропустить тот момент, когда в конфликт начинают втягиваться третьи лица, а обсуждение смещается с истинной причины на личные качества конфликтующих», — комментирует консультант Анна Несмеева.
Цивилизованные способы решения конфликтов
В развитых странах, таких, как США и Германия, очень распространена судебная практика как способ решения трудовых споров. При этом сотрудник подает в суд не на оппонента, а на компанию, в которой работает. В немецких компаниях также практикуются жалобы в Совет по трудовым спорам внутри самой компании, но такой способ решения конфликтов еще более затратный по времени и финансам, чем поиск нового сотрудника.
В России пока что нет специально обученных сотрудников, умеющих грамотно разрешать конфликты. Результат конфликта зависит от квалификации и опыта человека, которому поручено его разрешить или от того, кто решил взять на себя эту ответственность.
Юлия Крамаренко
Оценка материала: | (2) |
Статьи
-
09 сентября, 19:45
Тайм-менеджмент, управление временем. Научите время работать на вас! -
11 декабря, 15:40
Тайм-менеджмент в жизни и карьере: 8 вредных советов по личной эффективности от Дениса Нежданова -
02 июня, 15:09
Сказка о непотерянном времени -
23 декабря, 10:11
Новый год — новые планы -
18 апреля, 16:00
Управление временем
На данный момент нет комментария к этому материалу.