Семь смертных грехов офисной работы. Или почему я никогда не вернусь в офис
Партнёр агентства Brainity Communications Екатерина Нальская — о том, с чем может быть связана аллергия на работу в офисе и как избавиться от этой напасти
A | A | A |

Свои карьерные «многолет» я в основном провела в офисе. Ну, как «провела» — проработала, прожила, проэволюционировала. Сначала как рядовой сотрудник, много позже — как руководитель, итого: к тридцатнику выработалось стойкое нежелание более ассоциировать себя с офисной работой. Или, если уж совсем откровенно, оно обрушилось на меня в первую же неделю «работы на себя» и с тех пор только укоренялось. Я отнюдь не претендую на истину в последней инстанции: все нижеизложенное — плод исключительно моего личного опыта работы по разную сторону баррикад и взаимодействия, уже в качестве свободного художника, с офисными жителями. Мои семь причин, почему жизнь в уютненьких офисных стенах — не для меня.
Грех первый. Несправедливость.
Отвращает отсутствие логики и справедливости в большинстве российских компаний по отношению к «рабочим лошадкам». Тут в пору ввернуть бородатый анекдот про лошадь, которая в колхозе работала лучше всех, но так и не стала председателем. Потому что на хороших девочках и мальчиках начальство будет ездить, хвалить и в пример ставить, но вряд ли это положительным образом скажется на вашей зарплате и продвижении по службе. Особенно, если вам чуть за двадцать, особенно, если вы девочка, особенно, если вы умная девочка. У меня, например, топтание на одном месте на стартовом месте работы заняло семь лет: с кучей похвальбы, грамот и благодарностей с занесением в личное дело, с невероятными ответственными задачами, которые, кроме меня, конечно, никому не под силу, и с совершенно смешной зарплатой, которая вообще не хотела расти. Вырваться из этого порочного, нелогичного, несправедливого круга получилось, только сбежав по личным причинам из города под мольбы остаться и заламывание рук. Оно и понятно — где еще такую дуру найти?! Много лет спустя, один хитросделанный собственник бизнеса, с которым меня свела судьба, предпочитал, вместо повышения з/п в связи с увеличением объема работы, короновать сотрудников разными красивыми должностями. И вот сидишь ты такой красивый коммерческий директор или главный редактор, а то и главред и генеральный в одном флаконе, с зарплатой 30-40к и думаешь, как водится: или лыжи не едут, или я...
Грех второй. Скука.
В какой-то момент действительно становится нестерпимо скучно выполнять один и тот же алгоритм действий изо дня в день. Одна компания, один продукт, один неизменный перечень задач, одни и те же люди вокруг, один маршрут «дом-работа-дом», наконец. Даже если работа поначалу кажется интересной, в итоге большинство неизбежно приходит к апатии и потере всякой мотивации, предпочитая существовать в этой матрице с понедельника по пятницу, отсчитывая минуты до конца рабочей каторги. Удел меньшинства — выгорание. Но это — совсем другая история.
Грех третий. Нерациональность.
Такой бездумной траты времени, как рабочий день в среднестатистической российской компании, — еще поискать. Несчастные тела каждое утро едут в переполненном себеподобными транспорте на работу, чтобы при каждом удобном случае попивать кофеек, убивать в себе лошадь в курилке, трепаться с коллегами, серфить в халявном интернете, зависать в соцсетях, бегать на обед, придумывать конфликты с «сокамерниками», придумывать с ними же романы, не работать. Если начальству скучно и оно хочет посамоутверждаться, вас будут гонять на бесконечные совещания и показывать графики. Картинка, конечно, утрированная, но в целом, с некоторыми отклонениями от курса, так оно и обстоит. В абсолютном большинстве случаев. И если даже вы — тот самый редкий экземпляр из первого пункта, то работать вам все равно не дадут: с вами будут вести душеспасительные беседы в лучшем случае о курсе биткойна и нужно ли ехать на Олимпиаду под нейтральным флагом, в худшем — о «руках-базуках» и невероятном свежем шлягере группы «Поющие трусы», который даже круче, чем «Мало половин», обсуждать крысу Ольгу из бухгалтерии и новую секретаршу боса, бесконечно собирать деньги на рождения, свадьбы, похороны, разводы, таскать на совещания, корпоративы и прочие сомнительные мероприятия...
Грех четвертый. Несвобода.
Если вы — нанятая единица, от вас вообще ничего не зависит. Вообще. Ничего. Вы — какая-то такая нелепая деталь в еще более нелепом механизме, созданном для того, чтобы кого-то на самом верху раздувало от собственной важности и размеров зарплаты. Ваши мысли, идеи, предложения всегда будут чем-то не слишком ценным, потому что — ну, собственно, кто вы такой, «понабирают по объявлению»... И это всегда такой сложный компромисс с собой — сидеть и не отсвечивать, да перечислений на карточку дважды в месяц ожидать. Допускаю, что так далеко не всегда и везде, но опять же — дело в степени доверия, и никогда нанятый сотрудник не встанет на одну ступень с руководством.
Грех пятый. Необходимость социального взаимодействия.
Вот это вообще — причина из причин. Сегодня модно быть интровертом, социопатом, социофобом и всем таким нереально печально-загадочным. А если речь не о моде, а о вполне устоявшемся образе жизни, когда лучший друг — один, он же любимый человек, есть еще пара приятелей и мама в скайпе со смайлами по четвергам, то сидеть каждодневно в аквариуме с кучей, извините, я все-таки напишу это слово, планктона и прочих разноцветных рыбешек, — становится тем еще квестом. Мало того, что вы этих людей не выбирали, они вам, в лучшем варианте, просто неинтересны, несимпатичны, навязаны, у вас разные интересы и взгляды на мир... Вы не можете сосредоточиться, вас бесконечно отвлекают, простейшая задача растягивается на какой-то постыдный срок, потому что сконцентрироваться в этом непрекращающемся интершуме просто невозможно. А еще со всеми сослуживцами, вплоть до охранника дяди Васи, нужно отчего-то делиться подробностями своей личной жизни, улыбаться, выслушивать, включаться, тратить энергию и время, отвлекаться, ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ.
Грех шестой. Режимность.
Вообще очень сомнительная идея — загонять людей в какие-то временнЫе рамки и в специально построенные здания, чтобы они там что-то такое полезное для какого-то дяди делали. Конечно, если это не завод. И если во вторник с девяти утра до шести вечера вас не посетило вдохновение, озарение, желание горы свернуть, идея, как решить поставленную задачу наилучшим образом, то все это превращается в какую-то вселенскую бессмысленность. Вы просто все положенные вам по ТК восемь часов тупо пропялитесь в монитор, а вам за это еще и деньги заплатят. Вся офисная работа рано или поздно превращается в какой-то театр абсурда, а сотрудники — в виртуозных актеров, изо дня в день играющих занятость и вовлеченность, потому что таковы роли и правила игры. Сейчас, когда у меня есть задача и возможность самой выстраивать свой рабочий день, я эффективнее себя прежней — офисной — раз в 15-20. Это я прикинула по количеству задач, выполненных, например, за месяц — тогда и сейчас. И да, когда нет этих рамок: временнЫх, организационных, — какое же это невероятное удовольствие просидеть за задачей до шести утра или все воскресенье. Не потому что — надо, а потому что — это твое: твоя ответственность, твой драйв, твой потенциальный успех.
Грех седьмой. Ограниченные финансовые возможности.
Какая бы наикрутейшая должность не значилась на вашей визитке, зарплатного потолка вы все равно рано или поздно достигнете. На вольных хлебах потенциала в этом смысле куда больше. Конечно, и головной боли в разы увеличится, и стабильности станет поменьше, и с социальным взаимодействием все-таки придется что-то делать — клиентов ведь надо как-то искать. И даже если офис вы поменяли на фриланс, а не на собственный полноценный бизнес, размер вашего гонорара всегда будет прямо пропорционален тому, насколько усердно вы трудитесь. И в этом, наверно, ключевое отличие от найма. В мире, свободном от офисов и наемной работы, все исключительно логично и справедливо.
В итоге. До вольных хлебов, если вы испытываете нечто подобное, находясь в найме, конечно, нужно еще доплыть, попутно нахлебавшись всякого. Нарастить профессиональную кожу, что-то из себя представлять, изучить себя, понять, расставить приоритеты. И «хлеба» эти, понятно, не каждому подойдут, да и не каждый стремится. Но очевидно же, что, чем более свободен исполнитель (во всех смыслах), тем эффективнее сложится ваше с ним сотрудничество. Верю, что настанет время, когда законсервированное сознание российских работодателей изменится. И лучше бы ему уже начинать это делать, ведь поколение «миллениалов», с которыми компании будут иметь дело в ближайшем будущем, родилось совсем с другой ментальностью — несвобода и предопределенность точно не для них!
Впервые опубликовано на vc.ru
Оценка материала: | (3) |
Новости
-
09 июня, 21:21
Более 60% руководителей не верят в эффективность удаленной работы -
03 июня, 08:08
Эксперт предсказал рост безработицы в России до 20 млн человек -
26 мая, 22:04
Исследование: выгорание стало самой большой угрозой состоянию работников -
21 мая, 18:46
ВЦИОМ: Россияне освоили дистанционную работу -
19 мая, 21:11
«Левада-центр»: у четверти россиян происходят сокращения на работе
Статьи
-
09 июня, 21:59
Как защитить зрение, если вы весь день работаете за компьютером -
26 мая, 22:33
Пять полезных привычек для тех, кто работает из дома -
12 апреля, 22:47
Влияние кризиса на российских работников: самоизоляция плюс диджитализация всей страны -
15 декабря, 22:35
«Квадрант потока» моделей семьи -
22 июля, 21:38
Как объединять коллективы: 5 законов командной идеологии
На данный момент нет комментария к этому материалу.