О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 77.9241
EUR ЦБ 91.3115
 
Погода:
+4
°C
ясно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
27.12.2010

Итальянские страсти

Где черпают вдохновение итальянские писатели, работающие в жанре криминального детектива? Все их истории — из жизни. А сюжеты подсказывает криминальная статистика и выпуски новостей

A A A
Итальянские страсти

Европейский детективный жанр, особенно скандинавский нуар, сейчас переживает настоящий бум. В последнее время вышли два прекрасных романа — трилогия «Миллениум» Стига Ларссона и «Валандер» Хеннинга Манкелла. Но итальянские писатели в этом году отметились наиболее сильными произведениями, созданными под влиянием происходивших в стране событий.

Столкнувшись с мрачной действительностью и безнаказанностью преступников, итальянские мастера пера и слова не предлагают читателю банальные сюжеты и счастливый конец.

«В Италии писатели предпочитают нуар классическим триллерам потому, что они более пессимистично настроены относительно человеческой натуры», — считает Джанкарло Де Катальдо, который стал писателем после того как долго время проработал судьей. Встреча в зале суда с членами римской банды Banda Della Magliana вдохновила его на создание шедевра в детективном жанре — романа Romanzo Criminale.

де каталдо.jpg

Коррупция и нераскрытые преступления
История, написанная Джанкарло Де Катальдо, повествует о деятельности печально известной банды в 1970-х и 1980-х годах. Они запомнились жителям столицы своими массовыми погромами, киднепингом, кровавыми убийствами, развитием сети подпольных казино и наркопритонов.

«Существует серая зона, зона мрака и неизвестности между простыми гражданами, государством, экономической системой и преступным миром. Все они взаимосвязаны. Именно поэтому Romanzo Criminale — не просто детектив, а остросоциальный роман, поднимающий актуальные политические и экономические проблемы», — говорит Джанкарло Де Катальдо.

Посредством литературы современные итальянские писатели пытаются привлечь внимание общественности к нарывам на теле государства, к кровоточащим ранам экономики. Современная Италия, несмотря на свой весомый политический статус, слаба в борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

«В Италии очень низкая раскрываемость преступлений. Но даже и в тех случаях, когда виновные найдены, нет никакой уверенности в том, что они понесут заслуженное наказание», — говорит сицилийский писатель Андреа Камиллери, который в своем романе «Тайны инспектора Монталбано» исследует проблему мафии в стране.

Традиционно в художественных произведениях или кинофильмах образ мафиози далек от реального. Так, в фильме «Крестный отец» игра Марлона Брандо настолько обворожительна, что зрители начинают испытывать к герою сочувствие и даже уважение, забывая о том, что перед ними преступник.

«В литературе образы преступников окружены романтическим ореолом. Их поступкам находят оправдание, их жизнь полна страданий и лишений. У них появляется своя философия, которую читатель со временем начинает разделять. В результате головорез и убийца становится секс-символом для женщин, героем для мужчин и примером для подражания у подростков. Я не согласен с такой тенденцией. И в своих романах намерен развенчать все мифы о мафии», — утверждает Андреа Камиллери.

Детальное изучение проблем итальянского общества ставит перед начинающим автором почти неразрешимую дилемму: писать или не писать.

«Прежде чем взяться за перо, литератор должен ответить на вопрос: сможет ли он стать той иголкой с ниткой, которая затянет брешь между государством и обществом. Однако большинству писателей это не под силу, несмотря на все их мастерство. Слишком сложны и многогранны социальные проблемы в стране», — считает Андреа Камиллери.

беглец.png

Критический реализм, или Сгущая краски
Многие итальянские писатели считают, что их миссия намного шире, чем привычное отражение реалий. Они пытаются, пропуская события через себя, донести их до читателя, заострить внимание на проблеме.

«Британские или американские прозаики так и остались новеллистами, которые создают реальность. Итальянские писатели не могут себе позволить просто фантазировать», — считает Массимо Карлотто, чья история жизни могла бы послужить сюжетом криминального романа.

Будучи студентом, приверженцем левых идей, он активно участвовал в протестных движениях в начале 1960-х годов. «Свинцовые годы» в Италии сопровождались забастовками, манифестациями, терактами. Политические скандалы и потрясения продолжались вплоть до конца 1980-х годов. В это время Карлотто ложно обвинили в убийстве. Он провел пять лет в Центральной Америке, где скрывался от правосудия.

«Меня арестовали по ложному доносу, быстро признали виновным. Находясь в зале суда, я понял, что мой единственный шанс на спасение — бежать из страны», — рассказывает писатель.

Основываясь на своем опыте, Карлотто написал роман «Беглец», где поведал читателям о своих злоключениях. Автор, используя возможности жанра нуар, остро критикует итальянскую действительность.

Карлотто был оправдан в 1991 году, с тех пор темы его романов касаются общественно-политических проблем северо-востока страны, где он живет.

«В Италии журналисты больше не пишут о криминалитете и мафии, не проводят расследований. Многие авторы отказались от темы преступности в своих произведениях. Эта тема стала non grata в печати и СМИ», — с сожалением говорит Карлотто.

Клубок противоречий
Итальянское общество пережило опыт фашистского правления. К этому темному прошлому страны обращаются многие писатели.
Карло Лукарелли, используя в своем произведении «Карт-бланш» реальный прототип — полицейского, который жил и работал во время фашистской диктатуры, — поднял тему социально-политических противоречий в Италии. Роман имел продолжение. Во второй части комиссар Де Лука после окончания Второй мировой войны продолжает свою карьеру, но работает уже под началом демократических сил.

С одной стороны, комиссар — хороший детектив и хороший человек, который в конце концов найдет ответ на все вопросы и добьется правды. Но в то же время он, как и фашистская диктатура, — пережиток прошлого, атавизм родом из 1940-х годов. Он, как и сама демократическая Италия, унаследовавшая достижения и промахи Италии фашистской, должен разрубить Гордиев узел, вырваться из клубка противоречий и сделать судьбоносный выбор.

Социально-исторический подтекст и философское звучание отличает романы итальянских писателей. Типичный герой детективных романов — умный и вдумчивый полицейский, который осознает все проблемы общества и страдает от этого. Он идет к своей цели, но разочаровывается, не увидев свет в конце тоннеля. Пока не изменится ситуация с криминалом и коррупцией в Италии, полки книжных магазинов будут заполнены проблемной литературой в жанре нуар. Так, с помощью пера и бумаги итальянские авторы пытаются бороться с бессилием чиновников и полноправием преступников.

Анна Чащина 
Количество просмотров: 2094
 
A A A
Оценка материала:
(5)
Все материалы


Комментарии
inneres auge 28.12.2010 12:57:41

Проблемная литература в стиле нуар - признак слабости общества. Особенно когда молчат журналисты. Последние события криминальной жизни в России подтверждают идею близости криминалитетов наших стран, что подтверждает также и президентская "дружба".

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Гости
Мария Кобзева
Ольга Юрьева (2)
Ковалёв Евгений
После премии
Евгений Феклистов и Людмила Таракнова
Саундчек
Сергей Михайлов, МГЮА
 
Rambler's Top100