Феррари – мечты и мифы, загадки и победы
Все знают знаменитые машины «Феррари», но мало кто догадывается, насколько удивительна и загадочна судьба отца знаменитых спорткаров...
A | A | A |

Все знают знаменитые машины «Феррари», но мало кто догадывается, насколько удивительна и загадочна судьба отца знаменитых спорткаров. Жизнь самого Энцо Феррари полна загадок и мифов, взлетов и падений, однако его фирма стала визитной карточкой Италии и частью ее великой истории — как искусство, музыка, высокая мода, спагетти, пицца и карнавал.
Как и полагается, рождение легенды окутано загадочностью и имеет детективный флер. Никто точно не знает, когда появился на свет Энцо Ансельмо Феррари. Официальной датой считается 20 февраля 1898 года. Хотя, с его собственных слов, родился он в Модене (север Италии) на два дня раньше, но сильный снегопад помешал родителям вовремя прийти в мэрию, чтобы зарегистрировать новорожденного.
Старший Феррари владел скромной мастерской по ремонту паровозов, которая, служила также и жильем для семьи. Энцо вспоминал, что его взросление прошло под стук молотков. Однако юношу манила красивая жизнь, и он видел себя, как минимум, великим оперным тенором, или знаменитым спортивным журналистом. С первой мечтой ему пришлось распрощаться из-за полного отсутствия слуха и голоса. Что касается второй, то самым большим достижением его журналистской карьеры стал небольшой отчет о провинциальном футбольном матче. Возможно все это и подтолкнуло честолюбивого Энцо к третей мечте — стать автомобильным гонщиком.
Впервые автогонки он увидел в 10-летнем возрасте в Болонье, после чего просто заболел ими. Скоростные болиды, восторг зрителей и волнующий запах бензина вперемешку со вкусом победы пьянили Энцо. Однако воплотить в жизнь эту мечту пареньку из простой небогатой семьи было очень непросто.
Учиться Энцо не любил, да и зачем будущему гонщику академическое образование. В мире разразилась Первая мировая война, которая привела молодого Феррари в армию, где он стал горным стрелком. Мечта новобранца почти реализовалась — ему поручают обслуживать мулов и полковые повозки.
Демобилизовавшись, после мытарств в поисках работы он устроился гонщиком в небольшую фирму. Спортивный дебют упрямого парня состоялся в 1919 году, когда он сумел занять свое первое «почетное» 9-е место.
В 1920 году будущая легенда переходит в Alfa Romeo, где загорается идеей организовать собственную команду, состоящую исключительно из итальянцев. В 1929 году в Модене появляется «Scuderia Ferrari», что в переводе с итальянского звучит как «Конюшня Феррари». Конюшня — дань уважения армейским «скакунам», которые укрепили его любовь к автоспорту.
В 1939 году, купив участок земли возле Маранелло, Энцо строит собственный завод для выпуска не только автомобилей, но и авиамоторов. В 1940 году он создает свою компанию, однако в то время уже шла новая мировая война и спортивные автомобили никого не интересовали. В 1944-м бомбежка буквально сравняла с землей завод. На восстановление ушло два года и куча денег, взятых в кредит.
Первый Ferrari сошел с конвейера в 1947 году. Это был Ferrari-125. Однако на первых же гонках он потерпел унизительное поражение — в некоторых заездах даже не сумел стартовать. Но упрямого и честолюбивого предпринимателя это не остановило. Хотя последовали долгие годы побед и поражений. Но первых было больше, что и сделало Энцо Феррари легендой.
Достаточно вспомнить, что он первый «скрестил» мощный спортивный мотор с люксовым авто, а дизайн его автомобилей стал классикой. Не говоря уже о многочисленных победах его болидов. Кстати, все кузова «Ferrari» в пятидесятые-шестидесятые годы изготавливались вручную. Затем производство разделил на конвейерное и индивидуальное.
В середине 70-х годов мне посчастливилось провести почти целый день в его в штаб-квартире близ Модены. Прощаясь, он решил сделать подарок молодому советскому журналисту последнюю модель «Феррари» — Дино. Кстати, она был названа в честь его любимого сына — талантливого инженера. Но в 1956 году, который стал прорывным для фирмы, Дино умер от врожденного хронического нефрита. С тех пор он почти постоянно носил лишь черные галстуки.
Скрепя сердцем, мне пришлось отказаться от волшебного подарка. Хотя, не буду скрывать, мысль принять его — давила. Но, по тогдашним жестким правилам, принимать подарки советским людям за границей было запрещено. К тому же, дорогая игрушка разорила бы меня за неделю, только на бензин моментально «съев» зарплату в 400 долларов. О продаже или передачи легендарного авто даже речи быть не могло.
Кстати, уважительное отношение Энцо Феррари к России, СССР и коммунистам — тема отдельного исследования. Взять, хотя бы такой мало известный факт, о котором он рассказал мне в беседе за чашкой кофе. Во время Второй мировой войны уже известный бизнесмен и спортсмен, он с риском для жизни в подвале своего дома прятал оружие для партизан-коммунистов. Не могу не упомянуть, что основатель Ferrari считал, что СССР подарил Европе свободу ценой страшных жертв.
Энцо Феррари оставил значительный след в мировом автоспорте и автомобильной промышленности. В 1963 году он открыл инженерную школу в Маранелло (Maranello). В 1972 — испытательную трассу Fiorano. Под его руководством за сорок лет Ferrari победили в более чем 5000 гонках, заработав 25 мировых кубков.
Профессор Университета Болоньи и Университета Модены, неоднократный лауреат международных премий, почетный Cavaliere del Lavoro Италии, он был патриотом своей страны, и поэтому отказался выгодно продать фирму американцам, а за меньшие деньги оставил ее «ФИАТу».
14 августа 1988 года не стало великого 90-летнего комендаторе. Но его завод в этот день не остановил работу ни на минуту — такова была воля непреклонного Энцо Феррари.
Валерий Агеев, журналист-международник
A | A | A |
Оценка материала: | (1) | (1) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
На данный момент нет комментария к этому материалу.