Философия бизнеса Коносукэ Мацусита
Коносукэ Мацусита основал компанию Matsushita Electric, которая стала крупнейшим в мире производителем электроники. Однако он был не только бизнесменом, но и философом, повлиявшим на мировоззрение современных предпринимателей
A | A | A |

Детские годы
Коносукэ Мацусита родился 27 ноября 1894 года в деревушке Васамура, входящей в состав префектуры Вакаяма в Японии. Он был младшим ребенком в семье, состоявшей из пяти дочерей и трех сыновей. Первые годы жизни Коносукэ были безмятежными и беззаботными. Его отец считался видным членом общества и был крупным земледельцем. Но когда мальчику исполнилось четыре года, семейный бизнес обанкротился. Семья Мацусито переехала в город, продав свою ферму, чтобы расплатиться с кредиторами.
Работа в Осаке
Семья почти нищенствовала. Чтобы помочь родным, мальчик бросил учебу. Мать посадила Коносукэ на поезд в Васамуре, отправив девятилетнего сына в Осаку на заработки. В большом городе он устроился подмастерьем в магазин, где продавали традиционные японские жаровни — хибачи. Мальчик работал по ночам: прибирался в помещениях, чистил мангалы и жаровни. И только перед рассветом ложился спать. Вся тяжесть работы была ему нипочем, ведь он получал, как ему казалось, солидное жалование — монету в пять сенов. Однако, обанкротившись, лавка закрылась уже через год.
Коносукэ перешел в другой магазин, где торговали велосипедами, которые в то время были предметом роскоши и ввозились в Японию из Англии. Магазину требовались мастеровые по ремонту велосипедов. Коносукэ стал таким работником и вскоре научился искусно пользоваться станками и специальными инструментами. В компании юношу принимали как члена семьи, что позволило ему впоследствии назвать пять лет, проведенные в магазине, одними из самых счастливых в жизни.
Однако Коносукэ решил сменить работу, чтобы на новом месте он смог по ночам отправляться на учебу, дабы закончить среднюю школу. Отец советовал сыну остаться на обжитом месте: «Навыки, которые ты здесь получаешь, определят твое будущее. А образование... Когда ты станешь предпринимателем, ты сможешь нанимать квалифицированных работников».
В 1909 году на главных улицах Осаки стали появляться первые трамваи. Тогда интуиция подсказала Коносукэ, что за электричеством — будущее. Стремясь стать частью зарождающейся индустрии, он поступил в Electric Light Company на должность помощника электромонтера. Ему тогда было всего 15 лет.
Первым крупным проектом, который доверили Коносукэ, стала установка проводки в театре. Хотя на работу отводилось целых шесть месяцев, команде приходилось трудиться почти круглосуточно, чтобы закончить все в срок. Проект был успешным, что польстило Коносукэ. Но ночи, проведенные зимой в неотапливаемых помещениях, подорвали его здоровье. Юноша заболел воспалением легких. К счастью, недуг оказался несерьезным, и Коносукэ вскоре поправился.
В довоенной Японии договорные браки были нормой. Поэтому в 1915 году, когда Коносукэ было 20 лет, сестра представила ему невесту по имени Мумено. Через несколько месяцев молодые люди поженились. Коносукэ взял на себя ответственность еще и за свою новую семью.
Коносукэ продолжал свой карьерный рост в Electric Light Company. Он за несколько лет добился должности инспектора. Это был высший пост, о котором только мог мечтать юноша без специального образования.
Свое дело
На досуге Коносукэ спроектировал новую электрическую розетку. Он тщетно пытался убедить своего руководителя в пользе изобретения. Разочарованный инертностью своего начальства, японец вспомнил слова своего отца о том, как прекрасно быть предпринимателем. Поэтому в 1917 году он создал собственный бизнес.
К тому времени Коносукэ удалось накопить только 100 иен. Этого едва ли хватало на все необходимые мастерской инструменты. Об электрических приборах и речи не шло. Не страшась трудностей, Коносукэ открыл свой магазин Matsushita Electrical Company на первом этаже многоквартирного дома, где он жил. Первыми сотрудниками фирмы стали два его коллеги из Electric Light Company и брат его жены Тошио.
В мастерской электрики создавали новые модели розеток и электропатронов. За первые четыре месяца было изготовлено несколько образцов, но покупатели не интересовались продукцией Коносукэ. Мацусита ходил по магазинам и предприятиям, пытаясь продать свои изделия, но продажи были очень низкими. К концу 1917 года коллеги Коносукэ вышли из дела, оставив его с женой и шурином в одиночестве. Несколько месяцев семья жила на грани вымирания. Однако их спас неожиданный заказ от компании Kawakita Electric на изготовление тысячи изоляционных пластин для электрических вентиляторов. Несмотря на нехватку рук и сжатые сроки, Коносукэ смог выполнить заказ вовремя и получил прибыль в 160 иен.
Успех компании
Руководство компании Kawakita Electric осталось довольным качеством работы Matsushita Electrical Company, поэтому вскоре последовал еще более крупный заказ на комплектующие.
К тому времени Мацусита понял, что ключ к успеху не в создании чего-то нового, а в усовершенствовании уже существующих моделей.
Настоящим открытием на рынке электротоваров стали велосипедные фары на батарейках, которые предложили инженеры Matsushita Electrical Company в 1922 году. В то время уже существовали аналоги, но они были ненадежными. Батарейка «держалась» не более трех часов. Желая исправить недостатки, Коносукэ провел более шести месяцев за разработками. В итоге на рынок была выпущена лампа на батарейке, которая работала до 40 часов.
Поначалу покупатели с недоверием относились к новинке, но затем товар стал пользоваться большой популярностью. И не только у велосипедистов. Японцы приспособили эти лампы для освещения дома, заменив фарами на батарейках старые керосинки. Успех Коносукэ был еще и в том, что он в обход оптовиков поставлял свой товар прямо в велосипедные магазины.
Мацусита, увидев, что существует спрос на настольные лампы, наладил их производство в своей компании. Он разработал и новый дизайн — лампы были квадратными. Новое изобретение нуждалось в громком имени, поэтому когда Коносукэ наткнулся в газете на английской слово National, компания решила назвать так свой первый бренд. Мацусита понимал слово national как «нечто, обеспечивающее связь между народами».
В то время электрические приборы были предметами роскоши. Коносукэ старался приложить все усилия, чтобы его изделия были доступны массовому потребителю. В Matsushita Electrical Company разработали новый прибор — электрический утюг Super-Iron. Несмотря на то, что потребительский рынок нуждался в 100 тысячах утюгов ежегодно, Коносукэ делал заказ на 10 тысяч своих приборов ежемесячно. Он понимал, что массовое производство удешевит себестоимость продукции, тем самым сделав ее более доступной для покупателя. Утюги Мацуситы продавались за 3,2 иены, в то время как аналогичный товар у конкурентов стоил 5 иен. Вскоре все покупатели перекочевали в магазины Matsushita Electrical Company, а Super-Iron стал потребительским бестселлером.
В 1929 году Коносукэ создал пилотную команду управленцев, которые следили за развитием Matsushita Electrical Company. Выступая перед журналистами, Коносукэ заявил: «Наш бизнес — это нечто, вверенное нам самим народом. Поэтому мы должны честно развивать компанию, чтобы она была полезной обществу и улучшала жизнь людей».
Во время Великой депрессии появилось радио. Однако доступно оно было лишь зажиточным японцам. Чтобы исправить эту ситуацию, в течение трех месяцев Коносукэ разработал ламповый радиоприемник. Это изобретение взяло первый приз на конкурсе, организованном Токийской радиовещательной компанией. Для развития своего дела Коносукэ приобрел патент на два вида радиоприемников, чтобы, усовершенствовав их, вывести этот товар на массовый рынок.
Социальная ответственность бизнеса
В 1932 году по приглашению своего друга Коносукэ посетил синтоистский храм, где сформулировал философию своего бизнеса. Японец считал, что в человеке должно быть гармонично развито как материальное, так и духовное. Как и религия, бизнес может путем удовлетворения потребностей способствовать счастью и духовному развитию людей.
Вернувшись в Токио, Коносукэ собрал своих сотрудников, чтобы сделать объявление: «Миссия производителя заключается в том, чтобы бороться с бедностью путем создания избыточного предложения товаров. Хотя вода может считаться товаром, никто не будет возражать, если прохожий утолит жажду, воспользовавшись придорожным колодцем. Это происходит потому, что поставка воды велика, и ее цена низкая. Наша миссия как производителя состоит в создании материального изобилия путем предоставления товаров. Наша продукция должна быть обильной и дешевой, как вода в трубах. Так мы сможем искоренить бедность, принести счастье в жизнь людей и сделать этот мир лучше».
Методы управления
Коносукэ создал оригинальную для того времени систему автономного управления компанией. Он разделил ее на три департамента: первый отвечал за производство радиоприемников, второй — за производство осветительных приборов и батарей, а третий — за производство проводки, синтетических смол и электротермической продукции (чайников, утюгов, обогревателей). Каждый корпоративный отдел отвечал за свои производственные мощности, что позволяло Коносукэ делегировать большую часть своих полномочий подчиненным. Кроме того, таким образом он обучал топ-менеждеров искусству управления крупной компанией. Так он готовил себе замену.
К 1933 году Matsushita Electrical Company производила более 200 уникальных товаров. Коносукэ решил, что пришло время расширять бизнес, и принял решение перенести производство на новую фабрику на северо-востоке Осаки.
«Бизнес — это люди», — так любил говорить Коносукэ, веря в огромный человеческий потенциал. В 1934 году открыл Институт по обучению персонала, где выпускники школ за три года могли получить специальность, изучая систему бизнеса и технику производства.
Военное и послевоенное время
Во время Второй мировой войны и конфликта с Китаем государство оказывало сильное давление на компанию Мацуситы, заставляя выпускать продукцию для военных нужд. Коносукэ согласился, создав компании по строительству военных кораблей и самолетов.
Окончание войны повлекло за собой потерю 32 фабрик и офисов, которые были у корпорации в Осаке и Токио. Но главную фабрику удалось сохранить. Тем не менее, в 1945 году компания фактически поднималась с колен и начинала работу с нуля.
После войны компания долго восстанавливалась. Демократические реформы в стране привели к созданию многочисленных профсоюзов. Коносукэ, выступая перед своими сотрудниками, сумел донести до них свою философию и расположить их к себе. Однако власти препятствовали развитию Matsushita Electrical Company. Они издали декрет, запрещающий существование семейного бизнеса. Несмотря на то, что Коносукэ был избран президентом компании, его должны были сместить. Только петиция, подписанная 15 тысячами его подчиненных заставила генералитет, руководивший страной, сделать исключение.
В 1946 году Коносукэ организовал движение «За мир и счастье через процветание». Он также издавал журнал в рамках этого движения, который призывал людей сохранять человеческие качества в условиях послевоенного кризиса и разрухи.
Ориентация на Запад
В 1951 году Коносукэ заявил, что компании необходимо выходить на международный рынок. Он посетил США, чтобы увидеть, как развивается американская промышленность. Мацусита отметил, что существует огромная пропасть между процветающей Америкой и нищенствующей Японией. Тогда Коносукэ сформулировал один из основных постулатов своей философии: «Необходимо создать сбалансированную социальную структуру в Японии, чтобы жители страны могли реализовывать свои возможности и применять свои таланты». Японец также отметил, что сотрудникам его компании необходимо углубить свои знания электроники и разработать новые методы создания товаров, чтобы конкурировать с Западом.
На тот момент обретение новых технологий было важнее национальных интересов, поэтому совместно с голландской компанией Philips, Matsushita Electric Industrial стала производить качественно новые товары под маркой Panasonic.
В 1956 году страна оправилась от кризиса. В связи с этим Коносукэ презентовал общественности пятилетний план развития бренда Panasonic. Японец заявлял, что число сотрудников компании увеличится на 60 процентов, а продажи вырастут в три раза. Коносукэ удалось реализовать задуманное за четыре года. Причина этого — в потребительском буме, когда каждый хотели иметь дома стиральную машинку, телевизор, холодильник.
Коносукэ Мацусита был не раз награжден орденами дружбы за развитие отношений с другими нациями. Его заслуги отметило правительство Нидерландов, Бразилии, Бельгии, Малайзии. В 1959 году Коносукэ основал в Нью-Йорке компанию Matsushita Electric Corporation of America(MECA), которая стала первой транснациональной корпорацией. В эти годы Коносукэ обучал своих сотрудников особенностям работы с американцами и на нужды американцев. Он также строил заводы во многих азиатских странах, в том числе и на Тайване.
Смена деятельности
В 1961 году Мацусита объявил, что цели пятилетнего плана достигнуты, и что компания выходит на новый уровень развития. Он ошеломил публику, сказав, что в свои 65 лет решил уйти из Matsushita Electric Industrial: «Нужно вовремя уходить. Я почувствовал, что это время настало. Я намерен поддерживать свою компанию, но уже в качестве председателя совета директоров».
В последующие годы Коносукэ много выступал на телевидении, давал интервью журналам Time и Life. Он говорил о необходимости повышения качества образования, о социальной ответственности бизнеса, дискутировал с чиновниками.
Мацусита руководил корпорацией до середины
27 апреля 1989 года Коносукэ Мацусита покинул мир, который он так изменил.
A | A | A |
Оценка материала: | (1) | (10) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
На данный момент нет комментария к этому материалу.