О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 56.7560
EUR ЦБ 63.6689
 
Погода:
+20
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
0 баллов
13:08 / 19.08.2010

Истинно японская семья Тойода

В семье Тойода невозможно выделить одного человека, этакую «великую личность», которая, подобно Генри Форду в Америке, олицетворяла бы собой все ее достижения

A A A
Истинно японская семья Тойода

Каждый из сыновей Тойода заслуживает отдельного разговора.

Сакиши Тойода

Отец-основатель Toyota Group Сакиши Тойода родился в префектуре Сизуока 14 февраля 1867 года. Сакиши бы первенцем, поэтому в соответствии с японскими традициями автоматически стал в своей семье «kacho», или главой дома. Ничего хорошего это высокое звание не сулило, потому как пришлось юноше взвалить на себя груз обязанностей своего отца, а в нагрузку ему еще и досталась профессия плотника. Однако Сакиши оказался не по-японски строптивым и не проявил ни малейшего интереса к выпиливанию лобзиком разных штуковин. Когда ему исполнилось 18, Сакиши твердо решил стать изобретателем.

Да так решил, что в течение следующих 35 лет ни о чем другом и помыслить не мог. Все это время он занимался усовершенствованием ткацких станков. В 1907 году Тойода стал компаньоном в фирме Toyoda’s Loom Works. Хватило его ненадолго, и спустя три года он отправился в одиночное плавание ― основал собственную фирму Toyoda Spinning and Weawing Company.

В 1924 году, заручившись поддержкой сына Кииширо, он создал полностью автоматизированный ткацкий станок. Новое изобретение ― новая фирма. Проходит два года и миру является Toyoda Automatic Loom Works. А 1927 год стал для предпринимателя вершиной Эвереста. В этом году на него снизошли все блага, о которых каждый уважающий себя японец даже мечтать боится: он получил из рук императора наивысшую гражданскую награду Японии — орден «За заслуги».

Не имея образования, Сакиши учился методом проб и ошибок. Он верил, что легко наверстает нужное и обретет все необходимые ему знания не из учебников и не от преподавателей, а непосредственно работая с промышленным оборудованием. Сакиши осознавал, что для японской экономики и промышленности суета и стремительные рывки ― не способ укрепить свои позиции в мире.

Не в восточном это характере. А потому промышленность Страны восходящего солнца должна продвигаться вперед небольшими шагами и занимать рыночные ниши, которые проигнорировали западные компании. Он понимал важность непрерывных усовершенствований оборудования вне зависимости от состояния конкуренции. Сакиши верил, что ни один технологический процесс еще не достиг такой точки развития, на которой можно было бы и остановиться. Эта политика «kaizen» ― непрерывных усовершенствований — стала одной из основ его промышленной философии.
Наконец, об автомобилях. Сакиши в Японии того времени мало, кто поддерживал. Но он был непреклонен ― автомобили в будущем станут перспективным товаром. Когда он продал свои патентные права на автоматический ткацкий станок за 100 тысяч фунтов стерлингов, то сказал своему сыну Кииширо, что отдаст ему эти деньги, но при одном условии. Кииширо должен был инвестировать их в исследовательские работы по созданию автомобиля. Как мы все понимаем, истинный сын Японии и своего отца не мог не подчиниться.

Сакиши Тойода умер 30 октября 1930 года. Когда жители Нагоя провожали Сакиши туда, откуда не возвращаются, они прославляли его как человека, всегда идущего по зову сердца к своей мечте, не пасующего ни перед какими трудностями, на полную катушку использовавшего благоприятные возможности эпохи Мэйдзи [период в истории Японии с 23 октября 1868 по 30 июля 1912, когда императором был Муцухито. Император Муцухито взял имя Мэйдзи, которое означает «просвещённое правительство». Этот период ознаменовался отказом Японии от самоизоляции и становлением её как мировой державы. ― прим.ред] и приложившего все усилия для того, чтобы его страна заняла достойное место в мире.

Кииширо Тойода

kiishiro_toyoda.jpgОснователь Toyota Motor Company Кииширо Тойода, старший сын Сакиши Тойода, родился в префектуре Сизуока в 1894 году. В 1920-м он закончил Tokyo Imperial University, получил диплом инженера-машиностроителя и в том же году поступил в компанию своего отца Toyoda Spinning and Weawing Company. В 1930 году, согласно посмертной воле отца, он приступил к производству автомобилей. Для начала он выделил помещение в Toyoda Automatic Loom Works, где начал самостоятельное изучение небольшого двигателя внутреннего сгорания. Спустя три года совет директоров Toyoda Automatic Loom согласился на учреждение автомобильного подразделения компании, и в сентябре 1934-го Кииширо и его сотрудники завершили разработку первого двигателя модели А. Первый легковой автомобиль и первый грузовик с идеально продуманными внутренностями сошли с конвейера через год. 

toyota-70-aa.jpg


Расходы на содержание автомобильного отдела Loom было не потянуть. Пришлось открывать самостоятельное предприятие. После получения необходимого кредита и выпуска акций в 1937 году состоялось формальное открытие Toyota Motor Company. 


g1.jpg

Кииширо понимал, что для успешной конкуренции с такими могущественными западными компаниями, как GM и Ford, Toyota должна вкладывать средства в исследования и разработки. Поэтому еще в 1936 году он организовал исследовательскую лабораторию в Токио. Кииширо хотел разработать чисто японскую систему производства, которая бы учитывала характерную для этой страны ограниченность пространства и ресурсов. Американские производители могли позволить себе создавать запасы комплектующих и строить для их хранения специальные склады — места было предостаточно. А у японцев был интеллект, быстрая обучаемость, способность схватывать все на лету и восточная усидчивость и целеустремленность. Поэтому на заводах приобреталось оборудование общего, а не специального назначения, которое адаптировалось к местным условиям и превращалось во многоцелевое.
На западе широко практиковали «обучение на рабочем месте». Такой подход приводил к повышенному расходу ресурсов, которого не могли себе позволить японцы. Кииширо мечтал о системе, в которой ни один элемент не создавался бы прежде, чем в нем возникнет необходимость, что позволяло бы избежать хранения деталей, а значит, и бесполезного расходования средств. Поэтому на заводе его компании основным лозунгом стали слова «точно вовремя».

Эйджи Тойода

eyji_toyoda.jpgЭйджи Тойода родился в Нагое в 1913 году. Он был старшим сыном Хейкиши Тойода, брата Сакиши. Эйджи закончил машиностроительный факультет в Токийском императорском университете и в 1936 году начал работать в Toyoda Automatic Loom Works в недавно созданной лаборатории по проектированию автомобилей.

В 1950-м Toyota и Ford начали переговоры о создании совместного предприятия. Этот проект предусматривал стажировку японских специалистов на американских заводах. В итоге Эйджи и стал первым сотрудником Toyota, отправившимся в Америку. Путешествие даром не прошло, и Эйджи вплотную приступил к реорганизации заводов Toyota —сделал их открытыми всему новому: появлению современного оборудования, внедрению методов организации производства.

В 1967-м Эйджи стал президентом Toyota, а в 1982-м — председателем совета директоров Toyota Motor Corporation (ТМС). В том же году он начал переговоры с General Motors (GM) о грандиозном совместном предприятии — создании компании New United Motor Manufacturing Incorporated (NUMMI), которая должна была выпускать автомобили на основе японской модели «Corolla» на закрытом заводе GM в городе Фримонт, штат Калифорния. И, конечно, проект был успешно реализован.

Доктор Соиширо Тойода

shoishiro_toyoda.jpgСоиширо, старший сын Кииширо Тойода, родился в Нагое в 1925 году. Он окончил Нагойский университет с дипломом инженера-машиностроителя и, как была заведено в семье, начал верой и правдой служить Toyota Motor Company. В 1955-м Соиширо получил степень доктора машиностроения, защитив в Токийском университете докторскую диссертацию по системам инжекции топлива. В начале 80-х он стал президентом ТМС Sales Co. Ltd. Под его руководством Toyota превратилась в международную корпорацию.

Новая система производства повысила эффективность работы Toyota и позволила ей поставлять на рынок автомобили по конкурентоспособным ценам. Однако качеством авто перфекционист Соиширо по-прежнему оставался недоволен.

59_emblematoyota.jpg

Вероятно, ТМС использует kaizen на слишком позднем этапе — делает вывод Тойода. А позволить себе бороться с дефектами уже после того как машины попадали на рынок — подрывать репутацию Toyota. Соиширо с головой уходит в изучение работ Эдварда Деминга — американского ученого, статистика и консультанта по теории управления качеством. С 50-х началась в Toyota совсем другая жизнь. Соиширо сделал ставку на изменение всего двух сторон процесса управления качеством: во-первых, сделал его более систематизированным и, во-вторых, внедрил в каждом подразделении. Соиширо выиграл эту битву за совершенство, и в 1965 году ТМС была удостоена премии Деминга.

Соиширо Тойода суждено было стать последним членом семьи основателей, возглавлявшим Toyota. Он ушел в отставку с поста президента компании в 1992 году и сейчас является ее почетным председателем. С тех пор наследники основателя компании перестали занимать высшие руководящие посты в компании. Тем не менее, они принимают активное участие в управлении компанией, потому что именно Тойода являются главными носителями корпоративной культуры.


akio_toyoda.jpgВ 2009-м президентом компании становится внук Соиширо 52-летний Акио.

Яна Федорова 
Количество просмотров: 16337
 
A A A
Оценка материала:
(17)
Все материалы


Комментарии
Дульсинея Тамбовская 19.08.2010 14:43:05

Так Саиширо или Соиширо? (Надо же к чему-нибудь придраться...)

Интересно заметить, что основатель династии пошёл по пути вопреки родительской воли, а уж его последователи - сыновья и внуки, чётко следующие принципу династийности. Вот в чём секрет успеха семейного бизнеса. 8)

For2na 19.08.2010 23:52:01

"всегда идущего по зову сердца к своей мечте, не пасующего ни перед какими трудностями, на полную катушку использовавшего благоприятные возможности" - звучит красиво. А сколько за этим труда стоит?

alexss 20.08.2010 04:52:11

8) браво Яна, великолепный материал! Тойода - действительно достойный пример для подражания. для всех поколений и во все времена;)

rosomaxa 20.08.2010 10:49:40

восхищена! все-таки японцы - самая загадочная нация) И бизнес-подходы у них выверенные, и семейственность эта...Самураи! :D

Billy Evans 20.08.2010 12:19:28

Восточный менталитет позволяет избежать многих проблем и сосредоточиться на поставленных целях, но он нам чужд, как ни крути

Etilenn 20.08.2010 16:54:14

Чёртовы янки вскормили японцев и теперь они собираются на луну. В то время, как мы с производством автомобилей разобраться не можем!

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Людмила Тараканова и Дарья Волкова
Светлана Дъяконова. Обладатель премии Brainer года
Спикеры
Нина Филоненко
Елена Афанасьева для Brainity
Виктория Пралич
гости...
наши знаменитые  пятнашки
 
Rambler's Top100