О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 74.2529
EUR ЦБ 90.2618
 
Погода:
-6
°C
ясно
 
Пробки:
1 
На дорогах свободно
18:10 / 01.10.2010

Рыцарь без страха и упрека — Карлос Гон

Карлос Гон по праву признан лучшим антикризисным менеджером современности, ведь он сумел вывести из застоя такие крупнейшие компании, как Nissan, Michelin и Renault

A A A
Рыцарь без страха и упрека — Карлос Гон

По данным американского журнала Fortune и британской исследовательской группы «БродЕКС», Карлос Гон, генеральный директор компании Nissan и одновременно президент и генеральный директор автомобильного концерна Renault, — самый высокооплачиваемый топ-менеджер Европы. В 2006 году его доход составил 45,5 миллиона долларов. В 2003 году был признан человеком года по версии азиатского бюро журнала Fortune. В 2004 году его портрет появился в японском холле славы автомобильных магнатов. Этой же чести были удостоены основатель компании Toyota и президент концерна Honda.


Гону удалось невозможное. Он воплотил в жизнь план по выводу Nissan из тяжелого кризиса. Он в течение короткого времени превратил компанию в один из самых прибыльных концернов в мире и сумел удержать его на плаву в тяжелый период. Его заслуги столь значительны, что британская королева в феврале 2006 года посвятила его в рыцари за развитие отношений между Британией и Японией.

Детство в семье эмигрантов
Карлос Гон, ливанец-христианин по происхождению, родился 9 марта 1954 года в бразильском городе Порто-Вельо. Мать его была француженкой, а отец — ливанцем. Отец Карлоса работал в авиакомпании, и его должность была тесно связана с многочисленными перелетами и переездами. Гон в чем-то повторил судьбу отца: сейчас в год он «пролетает» 150 тысяч миль.

Carlos Ghosn, Monaco.jpg


В 6 лет Карлос переехал в Бейрут вместе со своей матерью. Там он несколько лет посещал иезуитскую школу (колледж Нотр-Дам в пригороде столицы — Джамхуре). Обучение он продолжил уже в парижском лицее. В 1974 году он окончил факультет инженерии Высшей политехнической школы в Париже. После этого Гон четыре года учился в Высшей горной школе. Такие постоянные переезды и общение с людьми разных культур и вероисповеданий помогли ему в дальнейшем: он легко находил язык и с ревностным мусульманином, и с японским консерватором, и с европейскими реформаторами. «В детстве я всегда чувствовал себя чужаком, — признался Гон спустя много лет. — Я отличался от всех, поэтому все время пытался влиться в среду, старался, чтобы меня приняли за своего. Для этого мне приходилось изучать обстановку, приспосабливаться. Так я научился слушать, видеть, сопоставлять. Эти качества мне пригодились в дальнейшем».

Начало карьеры
С декабря 1978 года Гон работал в Michelin, который находился в то время не в лучшем положении. Его владельцы были вынуждены продать в 1976 году все акции автопроизводителя Citroёn, который находился под их контролем более 30 лет. В качестве главы североамериканского отделения Michelin, Карлос настоял на реструктуризации компании. Ему удалось существенно сократить расходы на производство покрышек. Его усилия привели к тому, что владельцы Michelin начали получать прибыль. Карьера Гона в компании развивалась стремительно. Сначала он отвечал за бразильское подразделение концерна, затем стал директором североамериканского филиала, а позже — генеральным директором производства легковых шин и покрышек для малотоннажных грузовиков. Его основным достижением на этом посту считается бесперспективная покупка в 1990 году компанией Michelin крупного американского производителя шин B.F. Goodrich Company. В то время нефтяной кризис больно ударил по автомобильной промышленности: спрос на автомобили и комплектующие резко упал. Но, выйдя из кризиса, Michelin, благодаря покупке новых акций, получал большую прибыль.


К середине 1990-х годов в глубоком финансовом кризисе оказался южноамериканский филиал Renault, и совет директоров автомобильного концерна во главе с Луи Швейцером пригласил Карлоса Гона на должность исполнительного вице-президента. В декабре 1996 года бразилец перешел в Renault. Он представлял интересы компании в «Меркосур», а также руководил разработками, следил за процессом сборки автомобилей, контролировал продажи. 


В 1996 году убытки Renault превысили два миллиарда франков. О создании новых моделей и модернизации существующих и речи не шло. Казалось, что концерн находится на грани банкротства. Но совет директоров все же одобрил предложенный Гоном план реорганизации концерна. Получив карт-бланш, Карлос закрыл завод в Бельгии, сократил персонал. Эти меры вызвали бурный протест со стороны рабочих и общественности. Ему угрожали, его умоляли. Но он был верен себе и не прогадал. Уже к концу 1997 года компания стала прибыльной, и Гона признали победителем в этой схватке с финансовым кризисом.

Феникс
В июне 1999 года Карлос Гон был переведен в Nissan (Renault владеет 36, 8 процента японского концерна), где занимал пост главного операционного директора. В 2000 году стал президентом и генеральным директором компании. 


Гону удалось сделать невозможное — преобразить Nissan, который находился в глубоком кризисе и терял рынок, и сделать его одним из крупнейших мировых концернов. В Японии его боготворят: издано несколько его биографий и одна автобиография. Местные художники даже нарисовали мангу, где главным героем был Карлос Гон.


В одном из сюжетов маленький Карлос сидит у забора во дворе школы. Он очень внимательно прислушивается к реву моторов машин, проезжающих за бетонной стеной. Это замечает прохожий и говорит: «О, я вижу, как приближается еще одна». Мальчик закрывает глаза, напрягает слух и выдает: «Это Cadillac Eldorado». «И правда», — удивленно произносит мужчина. 


Другой комикс переносит нас в 1999 год. В зале заседаний Карлос Гон презентует свой план по спасению Nissan. Компания находится на грани банкротства, ежегодная выручка снижается. Он обещает нервным японским менеджерам сделать концерн прибыльным через год. Японец, обливающийся потом, с дрожью в голосе произносит: «Похоже, этот парень действительно верит в то, что делает».


Когда он пришел в Nissan, долг компании составлял 20 миллиардов долларов, и лишь 3 машины из 48, которые составляли модельный ряд, приносили прибыль. Поначалу Гона считали чужаком и дилетантом как представители СМИ, так и коллеги. На все обвинения в свой адрес Карлос заявлял: «Если компания не станет доходной за год, то я покину свой пост». Он обещал, что Nissan расплатится со всеми долгами к 2005 году.

t5je.jpg


В представлении людей герои и воры находятся по разную сторону баррикад. Люди пытаются все изобразить черным или белым, повесить ярлык: воры не делают добра, герои не делают зла. Но Гон сломал стереотипы. Своими неблаговидными (на первый взгляд) поступками он сделал благое дело. 


Гон бросил вызов японским традициям ведения бизнеса и пожимал руки всем своим деловым партнерам. Карлос не побоялся уволить 20 тысяч рабочих и закрыть 5 убыточных заводов компании и несколько обанкротившихся филиалов, а также распродать бесполезное в то время имущество Nissan (например, космический корабль) и практически все акции компаний-поставщиков, принадлежавшие концерну.
Таким образом, без работы оказалось около 14 процентов сотрудников концерна и почти половина управленцев, а квалифицированные рабочие продолжали трудиться. Так Карлос Гон пытался сократить непроизводственные расходы. Оценив модельный ряд Nissan, «киллер издержек» решил, что большую часть автомобилей следует снять с конвейера, и взял дизайнерское подразделение концерна под личный контроль. Гон провел тотальную унификацию и перестроил модельные ряды французского и японского концернов. Все это кардинально изменило имидж Renault и Nissan. Многие модели потеряли свой шарм. Например, Skyline. Какими только нелестными словами не характеризовали спорткар в кузове V35, созданный уже после «прихода к власти» Карлоса. Но недовольство сошло на нет, когда в продаже появилась новинка —спортивный автомобиль с легендарным названием GT-R. Если бы Skyline не изменил облик, то новую машину никто не стал бы покупать. Это был грамотный маркетинговый ход со стороны Гона. 


Своими действиями он нажил множество врагов среди японских ревнителей традиций. Однако за год чистая прибыль компании составила 2,7 миллиарда долларов, в то время как в предшествующем году убыток Nissan составлял 6,1 миллиарда долларов. Выручка компании выросла на 8 процентов с 2000 фискального года по 2006 год. Загруженность мощностей Nissan выросла с 53 до 82 процентов, а стоимость закупки комплектующих снизилась на одну пятую.

Единый глава двух концернов
В 2004 году президент Renault Луи Швейцер, уходивший на пенсию, решил передать свой пост Карлосу Гону. Но Гон не хотел расставаться с Nissan. Он предложил владельцам этих двух концернов назначить себя на должности генерального директора и президента. Обе компании к тому времени имели взаимные активы: Renault владел 44,4 процента акций японской компании, а Nissan имел 15 процентов ценных бумаг французского автопроизводителя. По предложению Гона был создан технический и финансовый альянс, который получил название Renault Nissan Alliance. В апреле 2005 года Гон возглавил оба концерна. А почти через год был выпущен долгосрочный план Карлоса по развитию двух компаний: он обещал расширить модельный ряд, увеличить операционную прибыль в два раза и выпускать в год новых авто на 800 тысяч единиц больше. И сейчас с успехом выполняет обещания.

picture.jpg


Когда финансовый кризис миновал, альянс решил строить новые предприятия и расширять свою географию. Так, Nissan заключил с китайской государственной компанией Dongfeng Motor контракт на строительство СП. В Индии был запущен конвейер по производству популярного во многих странах седана Logan на совместном предприятии Renault и Mahindra&Mahindra. Предполагается, что завод будет выпускать 50 тысяч автомобилей в год. 


Постепенно увеличивается производство Logan на московском заводе «Автофрамос» с 60 до 80 тысяч авто. Очередное предприятие, рассчитанное на выпуск до 200 тысяч машин в год, строится недалеко от марокканского города Танжер. В начале 2008 года руководство Renault Nissan Alliance купило контрольный пакет акций (25 процентов +1 акция) российского «АвтоВАЗа». Гон мечтает повысить качество автомобилей, увеличить долю на рынке, снизить расходы и в целом вернуть «Ладе» утраченное доверие.

Всемирное признание
План Гона «Возрождение Nissan» сработал, сделав его автора национальным героем, а создание альянса Nissan и Renault — настоящей легендой. После такого успеха многие отзывались о нем восторженно.


Кийоши Фукуда, который трудится в машиностроительной компании, говорит: «То, что сделал Гон, вряд ли подойдет для остальных фирм и организаций. Но его оригинальность и нестандартный подход к решению задачи впечатляют».


Кен Танака, руководитель фирмы по производству посуды, признался, что после успеха Гона купил себе внедорожник Nissan, хотя всю свою жизнь предпочитал только Toyota. Он отметил: «Мне есть чему поучиться у Карлоса Гона. Но вот так, как он, уволить тысячи людей, я бы не смог».


Мамору Дайдо, депутат законодательного органа города Оомья в Японии, был в гуще событий, когда Nissan закрывал один из своих заводов. Он отметил, что большинство людей в его городе поддерживали это решение, но им было жаль уволенных, а также тех, с кем у компании были подписаны контракты. «Я предполагал, что если концерн начал закрывать свои заводы, то он вот-вот рухнет, — поделился своими впечатлениями господин Дайдо. — Я преклоняюсь перед Гоном. Ведь он сумел провести все реформы в кратчайшие сроки, а это самое главное для такой крупной компании».


Кирк Керкориан, владелец акций General Motors, в 2006 году пожелал, чтобы Гон занял место CEO в его компании (о его успехах и достижениях уже ходили легенды). Керкориан был заинтересован в слиянии Renault, Nissan и General Motors. Однако переговоры не увенчались успехом.

Будни легенды
Сейчас, как глава крупнейших автомобильных компаний, он разрывается между Токио и Парижем, посещает международные выставки, встречается с ключевыми партнерами. Общий язык с ними он находит всегда: Гон владеет английским, французским, португальским, арабским и японским языками. Чтобы успевать везде, он использует собственный авиалайнер, который называется Golfstream. Но при этом не забывает о семье.


Гон женат на ливанке по имени Рита, которую он встретил 26 лет назад. У него четверо детей. Старшая дочь Каролина учится в Стенфордском университете, а Надин, Майя и Энтони пока посещают школу. Гон — известный трудоголик, но время на семью у него всегда есть. Он даже пропускает деловые завтраки, чтобы встретить утро вместе с дочерьми и сыном. Карлос признается, что «если и есть на свете работа сложнее, чем быть гендиректором двух компаний, так это быть хорошим мужем и отцом».


Карлоса Гона друзья называют не иначе как «ледокол» за его упорство и сильный характер. Это имя он оправдал своими успехами в управлении автомобильным концерном. Он подарил надежду японцам и сделал то, на что многие бы не отважились. А победителей не судят.

Анна Чащина 
Количество просмотров: 25546
 
A A A
Оценка материала:
(11)
Все материалы


Комментарии
maruzella 01.10.2010 19:31:04

Слишком хитрый смеющийся взгляд. Наверное, он и других этим заражает. Типа - а мы кризис перехитрим, и не сомневайтесь. И это срабатывает.

Наталия Петрова 01.10.2010 22:52:27

Такие примеры могут зарядить энергией любого, самого флегматичного чиновника! :)
Прочитала с большим интересом и мне кажется, что такие люди, как Гон очень редки - сочетание воли, хладнокровия  и здравого смысла.

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Гости
DSC_4541
Гости
DSC_4396
Татьяна Корсакова, директор специальных  проектов Public.ru
Геннадий Чернецов, Ирина Дельфей
_MG_4049
аудитория......
 
Rambler's Top100