Тони Фернандес: мечты сбываются
Тони Фернандес, музыкальный продюсер, в 37 лет купил авиакомпанию AirAsia за 25 центов и превратил ее в самого перспективного авиаперевозчика Азии
A | A | A |

Бухгалтер, музыкант, топ-менеджер
Тони Фернандес родился в 1964 году в городе Куала-Лумпур, столице Малайзии. Его отец был гоанцем, а мама — малакканкой с португальскими корнями. Полное имя мальчика — Дато Сери Энтони Франсис Фернандес.
Когда Тони был маленьким, он часто сопровождал свою маму на деловые встречи. Она была топ-менеджером в компании Tupperware.
В 1977 — 1983 годах мальчик учился в колледже Эпсом, а в 1987 году он стал выпускником Лондонской школы экономики. После этого Тони работал в качестве аудитора в британской авиакомпании Virgin Atlantic, затем как финансовый контролер на студии Virgin Records со штаб-квартирой в Лондоне.
В 1991 году он был приглашен ассоциированным членом в Ассоциацию частных сертифицированных бухгалтеров. В 1996 году его повысили до сочлена этой организации.
Вскоре Фернандес вернулся в Малайзию, где стал самым молодым управляющим малазийским филиалом Warner Music. Хотя по образованию Тони был бухгалтером, он прекрасно играл на гитаре и фортепиано. Фернандес совершил настоящую революцию в этнической музыке: он сделал традиционные жанры nasyid и dangdut частью современной малайской музыки. Впоследствии Тони стал вице-президентом Warner Music во всей Юго-Восточной Азии. В 2001 году, когда Time Warner Inc. объявила о своем слиянии с America Online Inc., он принял решение отойти от дел и осуществить свою давнюю мечту: создать авикомпанию «без излишеств». Однако его запрос на получение лицензии был отклонен.
«Когда музыкальный бизнес преклонил колени перед интернетом, я подумал, что это конец для индустрии, и ушел. Ушел, чтобы открыть авиакомпанию. Хотя до этого не имел подобного опыта», — вспоминает Тони Фернандес.
«Я ткнул пальцем в небо и уповал на лучшее. Но маркетинговый опыт в музыкальной индустрии очень мне помог. Я понял, что авиаперелеты — огромный неосвоенный рынок в Малайзии. От меня требовались только деньги», — признается бизнесмен.
Сама же идея создания компании с низкой стоимостью билетов пришла к нему в детстве. Когда он учился в Англии, о частых визитах домой, в Малайзию, не шло и речи. Для школьника цена перелета была непомерно высокой.
AirAsia
Чтобы основать свою компанию Тони Фернандес решил обратиться за помощью к своему другу, Датуку Пахамину А. Реджабу, бывшему генеральному секретарю малайского Министерства по внутренней торговле и делам потребителей. Тот устроил встречу Фернандесу с тогдашним премьер-министром Мататхиром Мухаммедом.
В то время AirAsia была убыточной компанией с огромными долгами перед «дочкой» крупного малайского государственного конгломерата DRB-Hicom. Изначально Фернандес предполагал создать свою компанию с нуля, но Мататхир уговорил его купить AirAsia.
Компания с ее двумя самолетами, уже устаревшими Boeing
Фернандес открыл свою авиакомпанию 11 сентября 2001 года, когда произошел теракт в США. Тогда все думали, что бизнесмен сошел с ума, ведь после этого события никто больше не захочет летать на самолетах. Аналитики предрекали AirAsia скорое банкротство. Тем не менее, компания избавилась от всех долгов уже через год. В ходе IPO авиаперевозчика его акции превысили свою начальную стоимость на 130 процентов.
Фернандес отмечает, что это было идеальным временем для стартапа. С 11 сентября 2001 года расходы по лизингу самолетов снизились на 40 процентов. Кроме того, уволенные из других компаний высококвалифицированные сотрудники охотно шли к Тони на более низкую заплату (лишь бы работать). Бизнесмен также предполагал, что малайские путешественники воспользуются его предложением — билетами по сниженным ценам. Акция от AirAsia позволяла туристам сохранить время и деньги. Это было особенно актуально в условиях жесткой экономии.
Фернандес скопировал модель развития авиакомпании с ирландского авиаперевозчика «без излишеств» Ryanair, который, в свою очередь, был создан по образцу американской Southwest Airlines.
Тони уверен, что 50 процентов людей, воспользовавшихся услугами AirAsia, летали в первый раз. Как утверждает статистика, до открытия компании Фернандеса только шесть процентов малайцев знали, что такое путешествие на самолете.
Реформированная компания стремительно росла. И сейчас ее «флот» насчитывает 86 первоклассных самолетов, которые ежегодно перевозят 30 миллионов пассажиров. В AirAsia работает 8 тысяч человек.
Новая компания
Фернандес создал новую авиакомпанию AirAsia X для перевозок по всей Азии. В результате две обособленные компании работают самостоятельно: одна сосредоточена на коротких рейсах с низкой стоимостью билетов, другая предоставляет более дорогие услуги и предлагает билеты на дальние полеты.
«Это будут две абсолютно разные команды управленцев, две разных стратегии и два отличных друг от друга бренда. Даже в самолете пассажиры почувствуют разницу. Набор персонала в AirAsia и AirAsia X уже ведут разные менеджеры», — говорит о своем новом начинании Фернандес.
Тем не менее, обе компании сохраняют девиз «Эффективность обеспечивает спрос и прибыль!», придуманный для AirAsia.
«Так, следуя нашему девизу, мы уделяем большое внимание обороту воздушного судна. Сотрудники компании сокращают время на посадку и высадку пассажиров и команды корабля за счет четкого инструктажа, активной помощи клиентам со стороны бортпроводников, а также оперативности экипажа», — объясняет Тони.
Свой первый полет по маршруту Лондон — Куала-Лумпур Тони сделал без остановок в Китае и Австралии. «Наверное, это показалось странным для пассажиров. Но я вспомнил детство: я мечтал как можно быстрее прибыть домой», — поделился секретом бизнесмен.
Управление
Тони Фернандес основал новый стиль управления компанией: не сидеть на месте и совать свой нос во все дела в хорошем смысле этого выражения.
«Если ты привык сидеть в своем кожаном кресле и ежедневно просматривать десятки финансовых отчетов, то ты, вероятнее всего, совершишь много ошибок», — утверждает Тони.
Несколько дней в месяц он проводит в самолете, чтобы оценить качество услуг, оказываемых его компанией.
Тони сводит главные принципы работы компании к трем аспектам: внимание, культура, дисциплина. Он считает, что успех его бизнеса заключается в том, что сотрудники очень ответственно подходят к каждому делу, но при этом не переусложняют задачи.
«Когда мы заменили Boeing 737 на Airbus, стало понятно, что нам нужны специальные ремни для погрузки, так как последний самолет оказался очень высоким. В результате нам бы пришлось потратить около миллиона долларов на нововведение, в то время как раньше мы просто кидали мешки в грузовой отсек вручную», — поясняет Фернандес. Поэтому бизнесмен отказался от идеи о покупке оборудования.
Но через несколько дней к нему пришел грузчик, который сказал, что почти надорвал спину на работе. Только тогда Тони заказал специальные ремни. «Изначально я принял неверное решение. Подорвал здоровье своих сотрудников и подорвал доверие к себе. Но тогда у меня не было опыта», — сетует Тони.
Фернандес признается, что для него работники компании стоят на первом месте, а клиенты — на втором: «Если ты будешь заботиться о своих подчиненных, то и они в свою очередь подарят любовь и заботу пассажирам AirAsia». В компании есть даже специальный отдел по организации культурных мероприятий, который отвечает за все вечеринки для персонала.
Есть один курьезный факт из биографии Тони. Известно, что он искал новых сотрудников в очередях. «Я присматривался к тем людям, у которых был драйв, энергия, напористость. Но при этом они должны были быть простыми и покладистыми. Я нанял много людей в странных и необычных местах, — открывает свой секрет бизнесмен. — У тебя могут быть огромные богатства и связи, но если у тебя нет слаженной команды, все твои миллионы — ничто».
Другие начинания
В 2007 году Тони создал первую в Азии сеть отелей «без излишеств», которые получили название Tune Hotels (дословно «настраиваемые отели»). Первая гостиница была открыта в центре Куала-Лумпура на пересечении улиц имени Султана Ибрагима и Туанку Абдул Рахмана. В планах у Фернандеса — построить отели по всей Малайзии. Еще один отель будет встречать туристов на Бали.
С 2009 года он является президентом ABL (Азиатской баскетбольной лиги). Бизнесмен признался, что всегда мечтал развивать спорт в регионе Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Помимо этого, Тони является фанатом футбольной команды West Ham United, играющей в английской Премьер-Лиге. Малайский миллиардер участвует в переговорах о покупке этого клуба.
Формула-1
Тони Фернандес — глава команды Lotus Racing, которая с этого года принимает участие в гонках Формулы-1. Изначально он собирался оставить свою должность в команде после открытия сезона (его имя было хорошей рекламой для проекта). Но сейчас Тони уверяет, что сохранит за собой свою должность.
16 декабря Фернандес поспорил с Ричардом Бенсоном, также владельцем авиакомпании и участником Формулы-1. Проигравший в гоночном сезоне 2010 года должен проработать стюардессой в компании победителя. Тони шутил: «Нашим клиентом очень понравился бы Бенсон в униформе бортпроводницы, предлагающий чай-кофе». Lotus Racing уже подготовила постер, где с помощью компьютерной графики изобразила Бенсона в костюме стюардессы AirAsia.
A | A | A |
Оценка материала: | (7) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
К-Л-А-С-С-Н-А-Я история!
Разносторонняя личность. Порадовал индекс на конец музыкальной индустрии с началом интернета. В общем, человек понимает, когда и куда переходить. Голова.
Я тоже не знаю, что такое путешествие на самолете. Я как вижу эту страшную машину, поджимаю хвост и с визгом убегаю. Ну не могу никак совладать с примордиальными инстинктами. А когда вижу цены на авиабилеты - так вообще пугаюсь. Цены такие, что кажется - включено все, в том числе и похороны.
История Фернандеса конечно же впечатляет. Тут без интуиции конечно же не обошлось - купить убыточную авиакомпанию после 11-го сентября - сюжет достойный нового Форреста Гампа и даже круче - я бы приравнял бы такую акцию (риск в 11 миллионов!!!) к самоубийству. Потому-то у меня язык не поднимется назвать такое решение здравым и рациональным
Вообще-то мне нравится Тони (прошу прощения за фамилиярность
)Потому что очень рискованный мужик, а мне рискованные нравятся, которые запросто могут заложить свое имущество и поставить на кон 11 000 000 долларов. (цифрами написала для эффекта). А если бы у него ничего не получилось? 
Dominov
Да, враньё все это. Никогда не поверю, чтобы человек так сильно рисковал. Наверняка у него было и какое-то прикрытие и какие-то гаранты и какие-то иные способы страхования рисков. Почему то об этом очень мало говорят. И скорее всего имели место какие-то нелегальные схемы развития этого бизнеса.
Не думаю, Макс, что вы хорошо знаете людей. Тем более таких, которые отличаются оригинальностью и не попадают под рамки привычных наших стереотипов. И Тони по все видимости именно такой человек. И я бы с большим удовльствие понабдюдала бы его самого в роли стюардессы
Ах-Ах-Ах. Какой мужчина! Мне такие нравятся - они, как бы правильно сказать - настоящие мужчины, которые если и рискуют, то их риск полностью оправдан силой их духа. Знаниями, интеллектом, волей. Вуполне может быть с ним может случиться неудача. Но" Мождно огарантировать, что эта неудача его не сломит, а даст еще больше сил достичь того, что он хочет!