О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 77.1780
EUR ЦБ 89.9818
 
Погода:
+15
°C
ясно
 
Пробки:
5 
Движение плотное
19:07 / 09.07.2010

Цветные письма Евгения Чичваркина

Бизнесмен и неординарная личность Евгений Чичваркин построил свой бизнес с нуля по непростым законам российского рынка.  Компания «Евросеть»  пережила все кризисы и продолжает осваивать новые рынки

A A A
Цветные письма Евгения Чичваркина

Сервис как религия

Бывший совладелец компании «Евросеть» Евгений Чичваркин пока не намерен возвращаться в Россию и продолжать бизнес на родине. Ему нравится в Лондоне. Обвиняемый российскими властями в похищении человека, продавший свою долю в «Евросети», Чичваркин уже третий год живет с семьей в столице Великобритании.

История успеха Чичваркина началась в 1997 году, когда он вместе с другом Тимуром Артемьевым создал компанию «Евросеть». В то время «Евросеть» представляла собой небольшой магазин, торговавший «трубками» и чехлами для них. Слово «аксессуар» применительно к мобильным телефонам тогда еще не употреблялось, также как и не существовало понятий «мобильный ретейл» и «контент». С каждым годом ассортимент расширялся, а количество магазинов росло. В 2009 году выручка самого крупного мобильного ритейлера России составила 55,5 млрд рублей, а терминалы для оплаты мобильной связи и желтые магазинчики у каждой станции метро так прочно вошли в нашу жизнь, что трудно представить, как можно было обходится без них раньше.

Четыре тысячи салонов связи по всей России, Белоруссии, Казахстане и Украине — в любом городе без труда можно найти магазин с желтой вывеской. «Евросеть» — это не просто преуспевающая компания. Это целая система успешного бизнеса, заботливо выстроенная на неожиданных маркетинговых решениях, любви к своему делу и уважении к клиенту. Имя Чичваркина сейчас никто не воспринимает отдельно от «Евросети», потому что он был не просто совладельцем компании, он был ее идейным лидером.

В основу создания одной из самых успешных и динамично развивающихся компаний России лег принцип «сервис как религия». По словам самого Чичваркина, основная проблема сервиса в России состоит в том, чтобы заставить одного русского человека обслуживать другого. Качественный сервис стал для него делом чести. Начав свою карьеру с торговли на столичном рынке «Лужники», Чичваркин как никто другой понимал, что клиент всегда прав. «К нам можно заходить с домашними животными, мороженым и напитками. Должно быть так, как удобно вам!», — лидер «Евросети» перенес законы рынка и в свой бизнес и не прогадал.

Первым громким заявлением о себе для компании стал новогодний стишок неприличного содержания, крутившийся на всех радиостанциях. Такой рекламный ход был нетипичен для России, где маркетинг как явление только зарождался. Никто не знал, как правильно позиционировать себя на рынке и какой должна быть реклама. Евгений тоже не знал, поэтому придумывал свои правила.

Правило первое: не быть как все

Евгений Чичваркин не похож на других. Строго говоря, он вообще не похож на преуспевающего бизнесмена. Его внешний вид и манера держаться скорее напоминала деятеля шоу-бизнеса, но только не главу крупной компании, которая не только изменила российский рынок, но и могла позволить себе диктовать условия партнерам и крупнейшим мировым производителям. Сейчас уже сложно вспомнить, что первым вызывало интерес к новой компании, нетипичные для России бизнес-приемы или необычный имидж и поведение ее руководителя. Однако и то и другое сделали свое дело — популярность «Евросети» набирала обороты.

Недоброжелателей у него тоже было достаточно — Чичваркин из тех людей, которые либо сразу и навсегда располагают к себе, либо бесповоротно отталкивают. Зато Евгений стал любимцем журналистов. Неохочий до интервью, он с удовольствием давал комментарии, не стесняясь в выражениях и периодически «радовал» очередным новостным поводом.

Спортивные костюмы, яркие цвета и необычные материалы одежды, в которой главу компании можно было увидеть не только в повседневной жизни, но и на деловых встречах, никого не могли оставить равнодушным. Пресса с удовольствием печатала его фотографии, а телевизионщики звали участвовать в программах. Однако нельзя сказать, что Евгений — медийный персонаж. На интервью и пустую болтовню просто не было времени — нужно было очень много работать.

Правило второе: пишите письма

Каков поп, таков и приход, то есть компания. Бизнес «Евросети» тоже с трудом укладывался в представления о том, каким он обычно бывает в России. Не секрет, что Чичваркин сам ездил по регионам, заходил в собственные салоны, общался с продавцами. Когда «Евросеть» пришла буквально в каждый российский город, на корпоративном сайте компании все еще оставался его личный номер телефона, на который мог позвонить любой сотрудник и сообщить о проблемах в своем филиале. Его волновало все: от сломавшегося кондиционера до проворовавшегося продавца. Разумеется, взять под личный контроль все было невозможно. Тогда появились знаменитые «цветные письма».

Изначально пестрые листовки с картинками были предназначены только для внутреннего пользования. В них Евгений по пунктам, с использованием картинок, доходчиво, на простом, понятном каждому языке, ставил сотрудников в известность о каких-либо значимых событиях в жизни компании. Однако письма эти были столь наглядны и самобытны, что очень скоро ушли «в народ», то есть в интернет. Тема писем — проза бизнеса, ничего нового: отношение к покупателю (Если вас просят поменять или вернуть телефон — поменяй не быкуй!), содержание магазина (Уберите из окон все наклейки, это магазин, а не деревенский сортир! ), техника продаж и начисление бонусов (Лучший бонус по итогам 2008 года — рабочее место на 2009 год). Тем не менее, сотрудники магазинов зачитывались целыми сменами, пересказывали, перечитывали, вешали послания на видное место и очень гордились своим руководителем.

Правило третье: на восемь рублей дешевле

Создавая компанию-дискаунтер, Чичваркин хорошо себе представлял важность ценовой политики для бизнеса в России. Пригодился и опыт работы в «Лужниках»: одно из правил компании — цена на ключевые модели телефонов должна быть хотя бы на восемь рублей, но ниже, чем у конкурентов, особенно на модели нижнего и среднего ценового сегмента. В разгар кризиса глава компании призывал делать цены ниже даже себе в убыток, отлично понимая, что лучше иметь небольшой доход, чем никакого.

Другое правило — четкая политика оформления витрин. Товар надо показать лицом, не выставил на витрину — вылетел сам. Так Евгений боролся за каждые пять сантиметров свободного пространства, справедливо считая, что выбор не менее важен, чем цена.
Жесткое правило действовало и в отношении персонала. Лишних людей в компании быть не должно, любой сотрудник каждую минуту должен приносить пользу. «Если у вас в офисе находится человек, который получает зарплату за работу, которая не нужна, — выгоните его в момент осознания этого», — советовал руководитель в одном из писем. В другом заявление звучало более решительно: «Если не знаете, кого уволить, посмотрите, кто курит у вас на крыльце».

Однако, как талантливый менеджер, Чичваркин понимал, что главное богатство компании — это ее люди. Неординарные, способные, активные, перспективные, самостоятельные личности постоянно нужны были компании. Кроме того, Чичваркин в каждом письме призывал руководителей филиалов регулярно пересматривать кадровый состав и проводить «чистки рядов» среди своих сотрудников при малейшем сомнении в их компетентности.

В 2008 году бизнесмен, не раз заявлявший о том, что ему нравится жить и вести бизнес в России, продает компанию и покидает страну. Однако компания, выстроенная с нуля, продолжает существовать и развиваться. Новыми владельцами, по собственному признанию, Евгений доволен и за деятельностью компании следит, правда уже с туманного альбиона. О своих же дальнейших планах пока предпочитает не распространяться.

Полина Щербинина 
Количество просмотров: 5318
 
A A A
Оценка материала:
(1)
(1)
(8)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
гости.
Иван Овчаров
_MG_2190
Торт
Обсуждение выступления Ярослава Кабакова
Геннадий Чернецов, Вадим Наливайко, Даша Богачкина
Андрей Коротков, Заведующий кафедрой глобальных информационных процессов и ресурсов МГИМО
Модель Дарья Волкова, Людмила Тараканова, Инна Гуляева
 
Rambler's Top100