О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 79.3323
EUR ЦБ 92.6284
 
Погода:
+8
°C
ясно
 
Пробки:
4 
Местами затруднения
17:51 / 17.12.2010

«Выправление имен» в образовании и «человеческий ресурс» в бизнесе

Вряд ли можно спорить с тем, что разрешение проблем «человеческого ресурса» напрямую связано с духовным состоянием нации

A A A
«Выправление имен» в образовании и «человеческий ресурс» в бизнесе

В современной России уровень понимания этой проблемы, к сожалению, таков, что вновь требует «подсказки» со стороны. Одна из таких подсказок прозвучала, например, в телерепортаже прошлого года о работе Валдайского клуба (сентябрь, канал «Россия»), где был приведен фрагмент беседы журналиста с известным знатоком «русской темы», Элен Каррер Данкосс. Говорила она, казалось бы, совсем обычные вещи, а именно, о том, что нам необходимо «вернуться» к своей «русской духовности». Несмотря на величайшую деликатность эксперта, было очевидно: «посылкой» в этом разговоре являлась именно «утраченная» Россией духовность.

Хорошо понимая все «про себя» сами, мы к такого рода «подсказкам» прислушиваемся неохотно. Но хуже всего то, что в самой русской действительности проблема эта недостаточно осознается там, где слово «духовность» в его светском смысле является предметом целенаправленной работы: в сфере образования, в школе. И это при явно избыточном количестве имеющихся теоретических работ и по проблематике образования и воспитания, и по практическим вопросам педагогики, и по близким с ними «отвлеченным» дисциплинам, — таким, например, как культурология и эстетика. Особое место в знании об образовании заняла сегодня и философия, которая всегда больше других была заинтересована в возвращении истинного смысла этой сфере «воспроизводства человека». В этом отношении очень важна «практико-ориентированная» древняя китайская мудрость о необходимом «выправлении имен». Ее европейским аналогом в XVII-м веке может служить мысль Ф. Бэкона об «улучшении соединения между мыслями и вещами». Сегодня именно от этого «выправления» зависят: и личностное развитие каждого, «кто решил стать образованным человеком», и творческий потенциал нации в целом.

Миссия «выправления имен» по отношению к отечественному образованию принадлежит, — как ни спорно, может быть, это прозвучит, — не философии, не власти, а прежде всего, отечественному бизнесу. Бизнес-сфера, являясь и вынужденным потребителем, и «заказчиком» системы образования, буквально диктует свой, совершенно определенный тип образованности, формулируя при этом собственный запрос именно на творческую личность. И даже вполне практически предлагает образовательные инициативы, вызывая к жизни и поддерживая такие их формы, которые нацелены на творческий прорыв в науке и технологиях. Одной из таких «заявок» мне представляется молодежный форум на Селигере. Но есть и другие, близкие к нему по методу движения, менее известные, но при этом прямо заявляющие о себе как о новой образовательной практике. Они ориентированы на свободу, творчество, на преодоление «узкоспециализированной» ориентации направленности профессионального образования.

Существенно, что представители этих практик своим выгодным отличием от других считают именно результативность производимых ими итоговых бизнес-проектов. Эти и иные образовательные практики (от дружеской тусовки и тренинга элементарных коммуникативных навыков до сложных духовных практик) сегодня действительно распространяются очень широко. Их многообразие приобретает прямо-таки характер настоящего образовательного бума. Причем, некоторые из них получают хорошее финансирование как инновационные. Суть дела, по-видимому, в том, что это многообразие представляет собой довольно весомую «оппозицию» ординарной школе (вузу), прежде всего, из-за трудно устранимого в школе налета «казенности», односторонности, консервативности и т.д. Хотя заменить собой систематическое образование, особенно в части обеспечения фундаментальных качеств человеческого ресурса, ключевых знаний, умений, навыков, новые образовательные практики вряд ли смогут.

статья22.jpgДля бизнеса, собственников и работодателей крупных предприятий и целых отраслей, имеющих национальное значение, вопрос подлинности образования и школы — это и вопрос их «человеческого ресурса». Но возникает он здесь в своем довольно специфическом виде. Факт, буквально находящийся «на поверхности», состоит в том, что недостаточное внимание к состоянию этого ресурса, в частности, различные сокращения штатов «из экономии» (а по сути, только ради увеличения прибыли), — прямо ведет к повышению риска крупных аварий и катастроф. Ни для кого не секрет, что крупные — и не очень — аварии (вроде тех, что произошли на шахтах Кузбасса в последние годы плюс буквально на днях, там же, взрыв на Западно-Сибирском металлургическом комбинате) происходят отнюдь не по чисто технологическим или естественно-природным причинам, а и по чисто «человеческим». И здесь складывается большой объем уже не только юридической, но и социокультурной, нравственной, ответственности топ-менеджмента. Здесь же возникают и новые уровни представления о «человеческом ресурсе», требующие знания его реальной роли и места в бизнес-процессах, в достижении бизнесом конечного результата. Этим знанием должен владеть, в первую очередь, руководитель производства самого высокого ранга. Ему и кадровому менеджеру — в первую очередь, должно быть известно, что слишком буквальный подсчет «прибыли», не учитывающий полную отдачу и реальные состояния «человеческого ресурса», — то есть, отношение к человеческому ресурсу только как к рискованной трате, — все это чревато вполне практическим, негативным для главной цели бизнеса следствием: снижением искомой «прибыли». Знание об этом имеет совсем простое выражение, а именно: «персонал и есть источник прибыли». Это знание подтверждается и существующими количественными данными. Специалистам известны, конечно, параметры подсчетов эффекта (в процентах) от правильно поставленного кадрового (HR) менеджмента (примеры их можно посмотреть на сайте www.e-xecutive.ru, в статье А. Шахбазова «Инвестиционная привлекательность компаний и человеческий фактор»). Однако, методики такого исчисления, сами его параметры, опять-таки отрабатываются, как видно, западными, а не российскими, компаниями.

Понятно, что дело здесь не в том, чтобы в очередной раз позаимствовать методики. Нужны самостоятельно продуманные системные решения. Их начало — в точно и правильно определяемом месте общего образования: как в средней, так и в высшей школе. В этом смысле и необходимо, чтобы отечественное образование и его основные институции начали, наконец, работать на уровне «тонких и сложных» решений. Особенно важно здесь понимание того, что чем «сложнее и тоньше» решения в области общего образования (а именно: педагогические решения, дающие человеку универсальную «заточенность», отражающую универсальность многогранность человеческих способностей вообще, так сказать, «в принципе»),— тем проще, оперативнее, ответственнее и точнее (и в смысле рисков, и в смысле получения прибыли) будут решения в любой другой сфере общества, в самых разных ситуациях. И в производственно-экономической сфере, и в тех сферах, где решаются глобальные проблемы политики, экономики, экологии и т.п. С этой точки зрения, бизнесу нужны даже не прорывные технологические идеи, и даже не супер-удачные организационные решения. Нужны в первую очередь такие человеческие ресурсы, которые обладают способностью быть «заточенными» для любого вида деятельности, позволяющей оперативно и творчески осваивать разные профессии, целостно видеть и решать большие комплексы проблем. От этой универсальной «заточенности» зависит и индивидуальная мотивация на творчество, и экономическая активность, и оптимальность организационных решений, и продуктивное экономическое поведение отдельного человека, научного или производственного коллектива. И только вместе с ними — успех нации «в целом». Этим напрямую диктуется и необходимость освоения на всех ступенях образовательных практик дискурса человеческой «универсальности» и «целостности». И только потом — все многообразие новейших образовательных и HR-практик в их «технологическом» (методическом) выражении и практическом применении. Утрата отечественной образовательной сферой дискурсов «универсальности», «целостности», «свободы становления» — одна из самых больших «помех», прямо сдерживающих сегодня и повышение качества человеческих ресурсов, и уровень управления ими.
«Выправления» образовательных практик в виду этих «имен» возможны в рамках соответствующих институций, — но при условии, что построены они будут на базовых принципах «эстетической парадигмы образования».

Построение это и представляется тем необходимым «тонким и сложным» решением, от которого зависит целый комплекс фундаментальных направлений и «точечных» действий с «человеческим ресурсом» в деловой сфере. Беспроигрышной эту модель — и для успеха образования, и для успеха бизнеса — делает характерное для нее средство — искусство. О нем должен состояться отдельный разговор.

Ирина Сазина, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 2137
 
A A A
Оценка материала:
(1)
(4)
Все материалы


Комментарии
Дульсинея Тамбовская 18.12.2010 22:29:28

Очень много написано - и ничего не понятно: кто конкретно заинтересован в русской духовности и образовании, построенном на принципах творчества, а не не при нципах унижения? Назовите пару-тройку этих заказчиков.

bestkreativetxt 19.12.2010 01:07:14

Опять интеллигентские стоны... Ну и как же обойтись с духовностью? Возрождать прикажете? Нельзя дважды зайти в одну и тужу реку. Тем более когда страну как минимум дважды за последние сто лет вывернули наизнанку.
И с какой странной стороны подкатились к проблеме создания наёмников! Через духовность корпорации будут штамповать себе работников... ой простите ресурс, который куда захотел туда и отодвинул или вообще выкинул за ненадобностью. Что же такое выудить из пыли веков? Правило холуйского подчинения? Или залом шапки пред господином? Нака-си выкуси!! :evil:

Дульсинея Тамбовская 19.12.2010 20:54:48

Цитата
bestkreativetxt пишет:
Опять интеллигентские стоны... Ну и как же обойтись с духовностью? Возрождать прикажете? Нельзя дважды зайти в одну и тужу реку. Тем более когда страну как минимум дважды за последние сто лет вывернули наизнанку.
И с какой странной стороны подкатились к проблеме создания наёмников! Через духовность корпорации будут штамповать себе работников... ой простите ресурс, который куда захотел туда и отодвинул или вообще выкинул за ненадобностью. Что же такое выудить из пыли веков? Правило холуйского подчинения? Или залом шапки пред господином? Нака-си выкуси!!  

Они просто не придумали новый термин для слова "духовность", чтобы его можно было по-своему  пользовать. Вот для слова "творчество" уже придумали - теперь это "креативность". Однажды, когда это произойдёт, и для слова "духовность" найдут синоним, готовый к употреблению, может, наступит конец света? Или начало всеобщего отупения, которое и выведет человечества из кризиса под названием "горе от ума"...

Dominov 20.12.2010 08:45:22

Цитата
Понятно, что дело здесь не в том, чтобы в очередной раз позаимствовать методики. Нужны самостоятельно продуманные системные решения.
Мне, в последнее время все чаще вспоминается сокроментальная фраза не так давно почившего политика: "хотели как лучше, а получили, как всегда". Почему бы не принять проверенные и апробированные методики, котрые работают!. Почему нас вечно тянет "изобретать велописед", оправдывая необходимость адаптации, с одним неизменным результатом - фиаско!

inneres auge 21.12.2010 13:31:05

Цитата
Dominov пишет:
Мне, в последнее время все чаще вспоминается сокроментальная фраза не так давно почившего политика: "хотели как лучше, а получили, как всегда". Почему бы не принять проверенные и апробированные методики, котрые работают!. Почему нас вечно тянет "изобретать велописед", оправдывая необходимость адаптации, с одним неизменным результатом - фиаско!

Самое интересное, что изобретание велосипеда у нас всегда уживается с бездумным копированием "апробированных методик", причём всегда американских. В разное время нас то онемечивали, то офразцуживали, теперь вот американизируют. Даже дети, которые занимаются в вокальных студиях, говорят по-русски с английским акцентом. Это вам ничего не напоминает? Русский дух, видимо, не имеет вектора, а потому его заимствует. И не имеет того кувшина, который придавал бы ему некое подобие формы. Поэтому опробированные в других социокультурных и политико-экономических, а также климатических условиях методики у нас почему-то ведут себя как-то иначе, а точнее - по принципу "хотелось как лучше, а получилось как всегда". Не пора ли обретать форму и направление движения? И пользоваться благами цивилизации, а не цеплять их на все части тела, как это делала с очками всем известная зверюшка...

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Гости дискуссии (23)
_MG_2219
Евгений Феклистов и гостья
Станислав Терехов
Алина Владимирова  и Дмитрий Романов
Алексей Дружинин (2)
Гости
Гости мероприятия
 
Rambler's Top100