Эмоциональная компетентность
Эксперт Brainity подготовил этот текст специально для тех, кто хочет научиться осознанно управлять своим эмоциями. Ниже ― небольшой тест для тех, кто сомневается, читать его или нет.
A | A | A |

Эта статья будет полезна тем, кто:
1) действительно хочет управлять своими эмоциями. Или иначе ― видит смысл, выгоды этого занятия для себя;
2) согласен, что эффективное обучение происходит через личное осознание себя, своих убеждений;
3) понимает, что научиться управлять своими эмоциями можно лишь при активном изменении своих действий через корректировку устоявшихся убеждений;
4) предполагает, что любые изменения поведения человека, в т. ч. в эмоциональной сфере, дают устойчивые результаты лишь при последовательном применении новых моделей в течение времени, необходимого для закрепления навыка на уровне неосознанной компетенции.
Совершенно справедливы соображения тех, кто считает, что тренировка любых навыков ради процесса либо в угоду ожиданиям родственников, работодателя и т. д. как минимум бесполезна, а на мой взгляд, даже вредна. Вредна, прежде всего, для человека, бездумно направляющего свою энергию и способности на освоение бессмысленных для себя технологий. Ясное понимание смысла повышения эмоциональной компетенции ― залог успешности последующей личной работы.
Что такое смыслы? Под высшими смыслами, ради которых мы готовы меняться, я подразумеваю ценности, которые живут внутри каждого из нас, которыми мы не готовы поступиться. Это могут быть гармоничные отношения в семье и на работе, эмоциональное и физическое здоровье, построение блестящей карьеры, профессиональное признание и др. Существуют различные упражнения для осознания человеком его глубинных ценностей. Но об этом как-нибудь в следующий раз. Ценности проявляются в наших словах и делах. Самостоятельно проще отследить слова и узнать ценности собеседника. Вспомните любимые поговорки, устойчивые выражения или самостоятельно продолжите фразы: «Каждый человек должен...», «Нужно всегда...», «Никогда нельзя...» Как связаны с этими убеждениями ваши эмоциональные проявления? Сдержанность, скованность, гнев, раздражительность и т. д. Рядом с какими убеждениями появились знаки вопроса?
Процесс «раскачивания» устоявшихся убеждений очень непрост. Ведь в свое время, возможно, эти же убеждения привели вас к положительным результатам и закрепились в устойчивых моделях поведения. Но сейчас они тормозят развитие и, возможно, заслуживают пересмотра. Например, вы в детстве были живым подвижным ребенком, ярко проявлявшим свои эмоции в школе, но с невысокими оценками в дневнике из-за «плохого» поведения. Для того чтоб снискать уважение школьных учителей, вам пришлось усвоить принцип: «Примерная девочка всегда ведет себя тихо». Но сегодня сдержанность, привычка не выделяться, вести себя тихо мешает проявить себя на работе, конкурировать с коллегами. Вы молчите, когда вам есть что сказать, накапливаете обиду на себя и других. Осознание убеждений, влияющих на наше поведение ― очень важный этап подготовки к осознанному управлению эмоциями.
Когда мы понимаем, где находится «стоп-кран», можно начать работу с коррекцией устойчивых убеждений. Без фанатизма. Для начала можно представить себе, что другие люди добиваются желаемых результатов, руководствуясь противоположным принципом. Возьмем наш пример про «примерную девочку». Вспомните знакомые истории, фильмы, герои которых подтверждают правильность таких убеждений. Спросите себя, что в вашем поведении можно было бы изменить, применяя новое убеждение? Соблюдайте безопасность для себя и окружающих. Это важно. Проанализируйте результаты новых моделей. Как эти результаты сказываются на вашем эмоциональном состоянии? Чувствуете ли вы удовлетворение? Если да, закрепляйте успех, последовательно и осознанно управляя своим новым поведением и своими эмоциями. Со временем вы перестанете ощущать внутренний конфликт. Не отчаивайтесь, если не сразу найдете верный ход или испытаете непонимание окружения. Вы меняетесь, это заметно. Главное, чтобы вы испытывали внутренний комфорт от своих изменений и видели в них смысл.
И в заключение небольшое самостоятельное упражнение, которое при некоторой практике позволяет отследить собственные эмоции и найти механизм приведения себя в сбалансированное состояние. Назовем его «Внешний наблюдатель». Будучи в состоянии эмоционального дискомфорта, мысленно займите место вне собственного тела и станьте собственным внешним наблюдателем. «Встаньте» у окна или «закрепитесь» на потолке. Внимательно отследите со стороны, что происходит с вами сейчас: какие мысли проносятся в голове, какие чувства вы испытываете, как все это отражается в теле? Понаблюдайте, каким образом вы приходите в состояние равновесия? Что вам помогает? Отметьте эти способы. Вернитесь к себе.
A | A | A |
Оценка материала: | (1) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
27 октября, 11:56
Акция протеста российских блогеров
-
02 августа, 16:24
5 уровней эмоционального интеллекта от Дениса Нежданова -
19 июля, 14:32
Сила эмоционального интеллекта -
08 января, 12:41
Как запланировать успешный Новый Год? -
06 февраля, 13:26
Человек Z: сильнее авторитаризма -
30 января, 09:54
Где же вы, специалисты?
А по теме - слишком уж глубоко и полно нужно рассматривать свое детство, чтобы выявить те убеждения, которые необходимо корректировать, и которые и сформировали модель нашего поведения. Но многие ли из нас это время помнят?
А вот как научить себя отстаивать свое мнение? я вот очень хочу развить в себе такое качество
Почему не самообладание, а эмоциональная компетенция? Зачем использованы слова из управленческого лексикона? И разве высшие смыслы человеческого бытия - это физическое здоровье, блестящая карьера и признание окружающих? Если да, тогда заключительное упражнение по сталкингу как раз логично, так как сталкинг как раз ставит перед собой цель тотальный самоконтроль ради управления другими.
Если же автор статьи хотел сказать нечо иное, хотел помочь людям найти свой путь к себе и высшим смыслам своего бытия через самопознание и самообладание... то наэтом пути много искушений, в одно из которых автору не впасть не удалось.