О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 74.0980
EUR ЦБ 87.3171
 
Погода:
+26
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
5 
Движение плотное
18:49 / 16.07.2012

«Конкурентная Стратегия» Майкла Портера

Своей колонкой на Brainity обзавелся блоггер-книголюб Егор Соколов. Отныне он - главный на портале по деловой литературе. Первая рецензия - на книгу Майкла Портера «Конкурентная стратегия»

A A A

Название: Конкурентная Стратегия: Методика Анализа Отраслей и Конкурентов (Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors

Автор: Майкл Портер (Michael E. Porter) 

Год издания: USA — 1980, Россия — 2005 (?) 

Категория: бизнес, стратегия, конкуренция

Аннотация: В книге представлен анализ конкурентной структуры отрасли, в основе которой лежат пять базовых рыночных сил: внутриотраслевая конкуренция, угроза со стороны потенциальных конкурентов, наличие продуктов-заменителей, рыночная сила поставщиков и потребителей. Автор подробно описывает структурные факторы, обусловливающие интенсивность конкуренции, а также особенности развития отрасли и конкурентной стратегии на различных этапах отраслевой эволюции. На базе приведенного анализа автор предлагает модели конкурентных действий компаний и их руководителей с целью сохранения наилучших позиций их бизнеса. Ценность книги состоит в том, что она содержит не только теоретические положения, получившие распространение и признание во всем мире, но также и многочисленные практические советы относительно поведения фирмы и ее менеджеров в зависимости от конкретных рыночных условий. Книга предназначена для руководителей компаний, ученых-исследователей, менеджеров-практиков, преподавателей и студентов управленческих вузов и специальностей, а также для широкого круга людей, интересующихся вопросами управления.

Рецензия 

Конкурентная стратегия — книга о правилах игры под названием «Бизнес» в целом и конкуренции в частности.


Книгу эту написал Майкл Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса (между прочим, самый молодой профессор за всю историю школы), общепризнанный гуру в вопросах экономической конкуренции (коим он стал, в том числе, благодаря этой книге). Сейчас о системе «Пяти сил» (о ней я расскажу чуть позже) Портера говорят в каждой бизнес-школе, а «Конкурентная стратегия» обязательна к прочтению. «Конкурентная стратегия» была впервые издана в 1980 году, и хотя в ней немного не хватает современных примеров, основные концепции, сформулированные Портером более 30 лет назад, по-прежнему остаются актуальными. 

Актуальная классика — что может быть лучше? Важность конкуренции в современном бизнесе невозможно переоценить. Начинать бизнес, не задав себе вопроса «С кем нам придется конкурировать?», будет достаточно опрометчивым поступком. Ведь именно от конкурентной среды зависит, куда пойдут покупатели — к вам или же в магазин напротив. 

«Конкурентная стратегия» освещает вопросы исследования отрасли, изучения своих конкурентов и определения стратегического курса компании. 

При помощи инструментов, описанных в книге, можно:

— ответить на вопрос: «А стоит ли начинать бизнес (в этой нише, в этой стране, в это время)?»
— проанализировать своих конкурентов и понять, откуда исходит угроза и что можно с этим сделать
— облегчить принятие решений, например, о наращивании мощностей или диверсификации бизнеса
— решить, когда из бизнеса стоит выходить

Портер утверждает, что уровень привлекательности любой отрасли можно оценить, проанализировав пять основных факторов (т.н. конкурентных сил): 1) уровень конкуренции между существующими фирмами 2) угроза вхождения новых игроков 3) угроза со стороны продуктов-заменителей 4) уровень рыночной власти покупателей 5) уровень рыночной власти поставщиков


Портер выделяет три базовые стратегии ведения бизнеса, каждая из которых так или иначе направлена на минимизацию пагубного воздействия пяти сил. 

Расскажу про все три и приведу примеры того, как они противодействуют конкурентным силам: 

1) Лидерство в издержках: компании, лидирующие в издержках, более защищены от вхождения новых игроков на рынок, создавая так называемый «барьер вхождения»: новым игрокам придется либо осуществлять серьезные инвестиции для достижения того же уровня эффективности (что является вопросом не только финансов, но и знаний, опыта), которым обладет лидер, либо начинать заведомо менее эффективный бизнес. Из минусов: лидерство в издержках, как правило, связано с массовым производством стандартизированных товаров, как следствие — ничто не держит покупателя от смены поставщика, если другой предложит ему цену ниже, ведь разница в качестве или функциональности отсутствует. 

2) Дифференциация — производство уникального продукта (или создание ощущения уникальности продукта у потребителя). Бонусы: ограничение рыночной власти покупателей и конкуренции внутри отрасли за счет создания «издержек переключения». Они могут быть как финансовыми (смена системы бухучета в компании повлечет за собой необходимость обучения сотрудников работе с новой системой, что также стоит денег), так и психологическими (привычка, привязанность к бренду). Минусы: чувствительные к цене покупатели вряд ли станут вашими клиентами, уникальность товара может перестать быть таковой (тогда резко ощутится разница в эффективности между этой компанией и лидером в издержках). 

3) Фокусирование не является самостоятельной стратегией, скорее это надстройка над одной из перечисленных выше. Фокусирование — ориентация на определенный сегмент рынка (нишу), а не на весь рынок. Фокусирование разделяется на фокусирование+минимизацию издержек и фокусирование+дифференциацию. Считается, что сужая фокус до одного или нескольких отдельных сегментов рынка, фирма сможет лучше приспособиться к потребностям своих клиентов, нежели ориентируясь на массовый рынок. Книга для меня оказалась полной полезностей, открытий и озарений, во время прочтения я густо облепил ее закладками:


Читается «Конкурентная стратегия» достаточно тяжело.

Во-первых, книга достаточно объемная: в русском издании около 450 страниц крупного формата (большинство бизнес-книг сейчас в два-три раза короче). Во-вторых, написана она очень сухо — цифры, таблицы, графики, куча специализированной лексики, похоже на учебник. Малейшее отвлечение во время чтения — все, нить потеряна, последние полторы страницы надо перечитывать. Но оно того стоит. 

Резюмирую: Фундаментальная книга о бизнесе. При достойной проработке будет чрезвычайно полезна как владельцам бизнеса, так и тем, кто только собирается ими стать. Must-read.

Оценка: 9,5/10

Удачи и до встречи в следующем выпуске! Читайте книги.

Егор Соколов, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 6109
 
A A A
Оценка материала:
(14)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Спикеры
Евгений Феклистов
_MG_3999
01.02.2011 046
Исполнительный директор и соучредитель Newmann Bauer marketing group.
Юлия Солодова,компания Мегатекст
Курочкина Татьяна
Гости мероприятия
 
Rambler's Top100