О том, что такое настоящее образование
Человек — это биологический вид, который появившись в этом мире, не сразу становится личностью. Он лишь получает такую возможность...
A | A | A |

Человек — это биологический вид, который появившись в этом мире, не сразу становится личностью. Он лишь получает такую возможность. Мы помним строки из стихотворения Э. Асадова:
«Плохой ли, хорошей рождается птица -
Ей все равно суждено летать.
С человеком же так не случится.
Человеком мало родиться,
Им еще надо стать».
А что же нужно, чтобы человеку стать личностью? Пройти курс очеловечивания. Этот курс длится всю жизнь и включает в себя образование, воспитание и культуру.
Усваиваем образцы
Понятие «образование» происходит от слова «образец» и зависит от того, как и какие уже созданные и используемые культурные образцы освоил человек. Это значит, как он умеет понимать и интерпретировать разные символы культуры в своём конкретном обществе и мира в целом через слова, звук, цвет, образ, явление или событие. В первую очередь, это значит усвоить определенные полезные и важные для общества нормы поведения. Например, как правильно читать, писать, здороваться, говорить, общаться, понимать вербальную и невербальную информацию собеседника, спорить, возражать, воспринимать и отвечать на критику.
Это то, что называется культурой поведения. На этом этапе важно усвоить те символы, которые уже существует. Если усвоил — это уже будет не просто человек, как биологический вид, а личность, подготовленная к взаимодействию с обществом. Другие люди такую личность будут воспринимать как «свою». Ту, с кем можно иметь дело, работать, строить отношения, доверять. Так начинается очеловечивание или окультуривание человека. Если этого не произошло, то, скорее всего, получится «Маугли». Но не тот сильный и справедливый из рассказа Р. Киплинга, а жалкий нищеброд Шариков из «Собачьего сердца» М. Булгакова, от которого быстро избавились, вернув его в прежнее, животное, состояние.
Лесли Уайт, антрополог, этнолог и культуролог, введший в науку термин «культурология» жестко, но точно писал: «Если животное может символизировать — значит это человек. Если нет — то это скотина».
Создаем личные ценности и смыслы
Следующий важный этап развития личности начинается после усвоения образцов культуры и состоит в формировании личных ценностей и смыслов, отвечающих на ключевые вопросы — Что я хочу? Что меня мотивирует? Зачем я это делаю? Это то, что для человека является самым важным в жизни, в чем он убежден и ради чего он готов много и упорно трудиться, а если потребуется, то идти на жертвы. Ценности и смыслы определяют, как человек принимает решения, делает выбор и действует.
И это относится к самым важным его решениям в жизни: образование, работа, семья, дети, карьера, увлечения, друзья, самореализация и саморазвитие. При этом главный критерий, показывающий реальные ценности человека — это его поступок, сознательное, совершенное действие, выраженное конкретным действием или бездействием. Это может быть и определенная позиция, высказанная в словах, отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста. Ценности и смыслы приобретаются посредством образования. Им обучают в школах, религиозных заведениях, их воспитывают в детях родители, они укрепляются в социальных контактах в школе, вузах, на работе, через СМИ, средства развлечения и досуга.
Становимся творцами
А далее в курсе очеловечивания может произойти еще более важное — человек может сам стать творцом. Создателем чего-то нового, до сих пор не существовавшего. И это в меньшей степени связано с открытием нового бизнеса, мировых законов, неизведанных стран или звездных галактик. Это в первую очередь связано с открытием себя в себе. Но чтобы выйти на этот новый уровень, нужно стать новым человеком, постепенно двигаясь по пути саморазвития.
Как писал Жан- Поль Сартр: «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня». И действительно, то, что сделал сам человек, намного важнее, чем то, что из него пытались сделать другие.
Человек может стать творцом и в своём развитии, например, занимаясь постоянным самообразованием. И не только и не столько по тем программам и дисциплинам, которые кто- то, где- то и для кого-то составил, а по тем, что сделал он сам для себя. Учитывая личную осознанность, свои цели, индивидуальные запросы и потребности. И конечно, необходимо постоянно действовать в этом направлении, оценивать себя с помощью тестов и обратной связи от других.
Психолог Андерс Эриксон, исследуя профессионалов в разных областях, пришел к выводу: чем быстрее человек получает обратную связь, тем лучше он усваивает необходимый материал. А чем больше интервал между практикой и ее оценкой, тем медленнее мы развиваемся.
Получаем эстетическое удовольствие
Удовольствие — это сильная положительная эмоция, возникающая от приятных ощущений и переживаний, испытуемых человеком. Эстетическое же удовольствие — это получение положительных эмоций от получаемых впечатлений человеком при взаимодействии его с прекрасным и возвышенным. Это то, что даёт нам природа и творения человека.
По Канту, эстетическое удовольствие — это удовольствие от представления в нашем сознании какого-либо предмета. Это может быть связано с восприятием в этом предмете прекрасного цвета, звука, формы или движения.
Эстетическое удовольствие человек может получать при непосредственном чувственном контакте с предметом или явлением посредством органов чувств. В этом восприятии нам, прежде всего, помогают зрение и слух. Воспринимая реальные свойства явлений или предметов, человек рождает определенные эмоции. Среди них отличают низшие, биологические и высшие или духовные.
Как утверждают специалисты, низшими эмоциями человек наделен с самого рождения, они передаются в наследственной форме и свойственны также и высшим животным. А вот духовные эмоции может испытывать только человек. Они возникают в процессе его формирования и развития как личности.
При этом важно, что получение эстетического удовольствие, а значит качественное изменение своей жизни к лучшему, возможно лишь при знакомстве и усвоении образцов образования и культуры, выработкой соответствующих ценностей и смыслов, творение себя в своей жизни. Это то, что, безусловно, способно сделать личность более развитой и совершенной, а её жизнь — наполненной, яркой и счастливой.
Сергей Шпитонков, тренер — преподаватель РАНХ и ГС при президенте РФ, эксперт Brainity
A | A | A |
Оценка материала: | (3) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
16 февраля, 18:14
В 2019 году на бюджет примут в полтора раза меньше магистрантов -
17 мая, 23:22
Лишь треть российских предприятий готовы вкладываться в обучение персонала -
14 августа, 12:15
Минобрнауки создает закрытую соцсеть для учителей -
15 апреля, 13:00
Минобрнауки потратит 25 млн руб. на российский рейтинг ведущих вузов -
27 февраля, 11:43
Школьников начнут учить финансовой грамоте
-
24 января, 14:21
Образование в сети: как учиться в лучших вузах мира бесплатно -
17 февраля, 21:39
Социальный лифт и образование -
25 января, 17:10
Онлайн-образование — что нового. Или диктатура учащихся -
12 января, 20:59
Какого монстра образования мы породили -
04 декабря, 11:35
7 основных способов мотивации себя к онлайн-обучению
На данный момент нет комментария к этому материалу.