О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 75.0319
EUR ЦБ 88.9578
 
Погода:
+10
°C
переменная облачность
 
Пробки:
1 
На дорогах свободно
18:22 / 10.01.2011

Правда о лжи

Доктор Лайтман из сериала «Теория лжи» говорил, что люди лгут три раза за десять минут. Благодаря НЛП-методикам можно узнать всю правду о лжи и научиться управлять своими эмоциями

A A A
Правда о лжи

«Ложь, или обман, — действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды»
Пол Экман, «Психология Лжи»

Догадаться об обмане можно тогда, когда собеседник ошибся. Но эта ошибка только натолкнет на мысль о том, что вам лгут. Правда же так и останется нераскрытой. Когда человек невольно выдает себя, я считаю это простой утечкой информации. Когда поведение собеседника говорит о том, что он лжет (но правда при этом также не обнаруживается), можно сказать, что мы лишь получили информацию об обмане.

Информация о наличии обмана только отвечает на вопрос, человек говорит правду или ложь, но не открывает истины. Получить верную информацию можно лишь благодаря утечке. Впрочем, часто нас больше интересует факт лжи, чем сама правда.

В сериале «Теория лжи» доктор Лайтман использовал специальные методики для того чтобы отыскать правду. Почему же нам удается выявить ложь, зачастую интуитивно, безо всякого обучения? Тело и разум — части единой системы; изменения в стратегиях мышления обязательно отражаются в физиологии человека. Под физиологией мы можем понимать достаточно широкий спектр проявлений. Могут меняться и параметры голоса, и параметры дыхания, и скорость речи. Это и есть те факторы, на изменение которых настроен полиграф.

Это, пожалуй, наиболее известный инструмент детекции лжи, чудодейственность которого сильно преувеличена. Датчиками, фиксирующими физиологию, снимаются показатели человека, отвечающего честное «да» и честное «нет». Всегда можно найти вопросы, связанные, например, с биографией, на которые ответы «да» и «нет» известны заранее: Ты женат? Ты учился в школе? У тебя есть машина?

Затем человеку задается серия вопросов, часть из которых является вновь тестовыми, другие — маскирующими, третьи — провокационные, реакция на которые нас и интересует. Если реакция, зафиксированная датчиками, ближе к согласию, а вербально человек ответил отрицательно, считается, что человек соврал. И, естественно, наоборот. Если датчики говорят «НЕТ», а человек — «ДА», то это тоже ложь. Описание процедуры очень приближенное, так как требуется перепроверка, переформулирование вопросов для принятия однозначного решения о лжи. Однако механизм примерно таков. При этом опытные полиграфологи утверждают, что основную информацию о лжи они получают в ходе предварительной беседы с обследуемым.

Как такое получается? Ответом не этот вопрос и является тренинг «Теория лжи», созданный нами после того, как в одноименном сериале мы нашли кучу ошибок...

Подсознательно мы используем некоторые навыки, но не можем их применять целенаправленно. Мы понимаем, что если человек говорит, что он рад, а мимикой показывает печаль, значит что-то не в порядке... Неконгруэнтность — несоответствие слов и эмоций — вот на что мы обращаем внимание! Чтобы точно считывать эмоции, ими нужно владеть. Их нужно уметь правильно демонстрировать самому, чтобы видеть их проявления у другого человека. Чем богаче эмоциональный спектр человека, тем богаче его способы коммуникации. Если мужчина не в состоянии отличить чувство смущения у девушки от чувства презрения, то и шансы познакомится у него сильно уменьшаются. Если вы не умеете демонстрировать эмоцию гнева или злости, то вы не сможете проинформировать собеседника о том, что он нарушает что-то важное для вас, и не сумеете прекратить нежелательную коммуникацию раньше, чем вы взорветесь окончательно... Кстати, гнев проявляется у младенцев в очень раннем возрасте, как эмоция, сопровождающая преодоление чего-то... Дайте малышу два своих пальца, чтобы он на них начал подтягиваться, и вы увидите гнев на его лице.

счастье.png

Эмоции
Мы пользуемся классификацией эмоций, разработанной американским психологом Полом Экманом, который утверждает, что базовых эмоций только шесть, но зато у всех людей они одинаково проявляются в мимике. И научившись их различать, можно считывать информацию безошибочно. Что дает точное определение эмоций? Уточнение того, что и когда пытается скрыть человек.

Не так давно я встретился со своим приятелем, которого не видел уже несколько лет. «Москва уже не та... — сказал он. — Раньше было не так застроено и тесно...» Всего одна фраза, но в ней содержится достаточно информации, чтобы сделать вывод об эмоциональном состоянии человека. Обращение к прошлому и поиск различий. Потеря значимых для человека критериев в прошлом и невозможность их восстановления в настоящем означает, что он испытывает грусть.

Эмоции для нас часто кажутся непредсказуемыми, возникающими из ниоткуда безо всяких на то причин. И большинство людей даже не догадываются, что эмоции — прекрасный повод задуматься об их значении. Учтите, что эмоции не тождественны тем действиям, которые они могут вызвать. Радость для одного человека будет проявляться в бурных объятиях, а для другого — в улыбке. Эмоции раскрывают нам соответствие мира и нашего представления о нем. Эмоции имеют структуру: они состоят из набора компонентов, сочетание которых уникально для каждой эмоции. Целое образуется знанием и оценкой составных частей. И изменение наиболее важных составных частей позволяет нам получить уникальный инструмент по переводу человека из одной эмоции в другую.

Эмоции имеют направленность во времени. Если вы подумаете о чем-то, что вызывает опасение или тревогу, вы поймете, что думаете о будущем, ближайшем либо отдаленном. И напротив, сожаление направлено в прошлое. Вы размышляете о том, как могло бы все сложиться или что можно было бы предпринять тогда. А если вы хотите ощутить беспокойство или скуку, вам следует обратить внимание на то, что не происходит сейчас, оставаясь в рамках настоящего. Если вы испытываете чувство, для которого время является важным компонентом, перенаправьте свое внимание на другие временные рамки и эмоция изменится.

Вы наверняка можете вспомнить, как думали о чем-то «я должен...» Осознание того, что что-то надо сделать, выражается через модальность необходимости. Когда вы исходите из предпосылки «я должен», мышление спешит реализовать предпосылку долженствования. С другой стороны, «я могу» отражает модальность возможности. И наши эмоции отражают наше мышление в модальностях. «Мог бы» — это надежда и оптимизм, а «не могу» — беспомощность. Компонент модальности присутствует во многих эмоциях. Таким же образом вы способны ощущать желательность, необходимость, возможность чего-либо, вы в состоянии чувствовать свое активное участие или неучастие, когда эмоция зависит от внешних факторов. Именно активное участие делает возможным эмоции страха, любви или отвращения. Каждая из этих эмоций отличается потребностью в действии. А скука, раздражение или одиночество предполагают неучастие так же, как надежда и терпение.

Эмоции имеют интенсивность. При этом они могут как усиливаться, так и уменьшаться. Радость может перейти в восторг, а восторг — в экстаз точно так же, как горе может ослабнуть и перейти в грусть, которая сменится разочарованием. Перейти от одной эмоции к другой можно простым изменением текущих переживаний.

Интересен и еще один компонент — темп! Если вы хотите поддержать тревогу, темп должен быть высоким, а терпение, например, требует медленного темпа.

печаль.png

Вы же помните те случаи, когда слова другого человека вызывали у вас обиду, при этом тот, другой, сильно недоумевал: а что такого было сказано? Почему одни и те же слова вызывают такую разную и, кажется, даже неконтролируемую реакцию у одного и совершенно не действуют на другого? Это объясняется тем, что эмоции связаны с нашими критериями и ценностями. Тем, что для нас важно и значимо, чем вы дорожите и на что вы, собственно, и реагируете. Потеря того, что для вас не имеет значения, не приведет ни к чему, а вот невосполнимая утрата значимого критерия вызывает грусть или печаль.

И что, спросите вы? Если вы знаете, какую эмоцию испытывает человек, вы можете понять, что происходит с его ценностями прямо сейчас и поддержать или изменить его состояние. Любая эмоция, которую вы испытываете на протяжении длительного времени, переходит в состояние. Влюбленность после восьми часов поддержания перейдет в состояние любви, а грусть — в состояние депрессии. Эмоции — наименее контролируемый нами параметр, который очень точно позволяет определить, что же происходит с человеком.

Радость с этой точки зрения возникает, когда значимый критерий человека оказывается удовлетворенным, а удивление проявляется, когда вы сталкиваетесь с фактами, не отвечающими вашей модели мира. А знаете, какая эмоция возникает при объединении этих двух? Восхищение! Когда ваш критерий удовлетворен, но еще есть бонус, и этот бонус положителен... А презрение? Когда сравниваются нарушение и удовлетворения критерия... При этом презрение с радостью дают умиление...

Как пользоваться знаниями
Сотрудники одной из силовых структур, специалистов которой мы обучаем, поделились своим опытом использования результатов нашего тренинга (мы опять вынуждены привести достаточно примерную схему их работы по понятным причинам). Если человек, у которого проводят обыск, в ответ на заявление работника: «Ну, в этой комнате нам больше делать нечего!» показывает эмоцию презрения (говорящей по сути дела «Я умнее!»), работник, заметив это, говорит «Или, пожалуй, мы продолжим именно тут» и видит гнев, значит он на правильном пути! Нужно продолжать. Если же человек демонстрирует спокойствие при реакции на первую фразу и печаль в ответ на вторую — можно переходить дальше... Точно так же можно разработать вопросы и ожидаемые эмоции в случае если человек виновен или не виновен, скрывает что-то или нет.

При этом подобными методами можно пользоваться не только в оперативной деятельности, но и в быту. Если в магазине вы говорите продавцу: «А я, пожалуй, куплю эту шубу» — и видите эмоцию радости («Наконец-то удалось продать!») или презрения («Хорошо, что она ничего не понимает!»), стоит расспросить о шубе или начать мерить другую. И если в этот момент возникает печаль («Жаль, что не удалось продать»), не нужно покупать первую. Если же вы увидели спокойствие и там, и там, можно предположить, что товар хороший и его все равно купят — не вы, так кто-то другой.

детектор.jpg

На лице написано
Кроме эмоциональных признаков есть и вербальные. У каждого из нас есть привычки восприятия информации. Таких привычных паттернов несколько, и здесь мы возьмем только один, который можно проиллюстрировать кадрами из фильма. Человек, обычно описывающий все в деталях, вдруг переходит к очень обобщенному описанию. Этот переход связан не только с речью, но и со способом обработки информации и использованием разных полушарий мозга. Дополнительные энергозатраты никогда не возникают на ровном месте. Мы не можем сказать, что это ложь, но то, что именно момент перехода нужно прорабатывать детально, — очевидно!

Конечно же, встает вопрос, а можно ли обмануть полиграф? Можно. Я, например, демонстрировал это на сьемках телевизионной передачи, когда полиграфологами были специалисты из НИИ МВД. Каким образом это сделать? Могу привести лишь примерные, теоретические выкладки. Каждый из нас может отличить события, которые он вспоминает и события, которые он придумал. Например, если вы вчера вечером читали книгу, но теоретически могли читать и журнал, хотя этого и не делали, вы можете ВСПОМНИТЬ о чтении книги и ПРЕДСТАВИТЬ чтение журнала. В чем отличия между этими двумя образами? Они точно есть: что-то представляется более красочно, что-то меньше размерами и пр. Но у каждого из нас есть СТРАТЕГИИ РЕАЛЬНОСТИ — то, как реальные события мы отличаем от нереальных. Это то, чем воспоминания отличаются от представления. Выявив эти различия, мы можем придать ложной информации вид правды. Она перестанет быть ложной, а станет «правдой номер два». При этом физиологические реакции (это самое важное) будут такими же, как при воспоминаниях правды. Полиграф бессилен...

Михаил Пелехатый, ректор Института НЛП, независимый автор Brainity

 
Количество просмотров: 3843
 
A A A
Оценка материала:
(3)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
Модель Дарья Волкова, Людмила Тараканова, Инна Гуляева
гости.....
Аудитория
аудитория......
Геннадий Чернецов, эксперт Brainity (2)
Семен Поляков (2)
Алиса Андреева
 
Rambler's Top100