О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.4667
EUR ЦБ 90.4142
 
Погода:
+8
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
19:34 / 26.07.2010

Российские бизнес-школы, или MBA по-русски

Вопреки расхожему мнению, бизнес-школы — не то же самое, что MBA. Особенно русские, которые отличаются от зарубежных и программой обучения,  и методиками преподавания.

A A A
Российские бизнес-школы, или MBA по-русски

Бизнес-школа ― это, по сути, учебное заведение (может быть независимой организацией или департаментом университета), в котором дают образование, связанное со всеми аспектами ведения бизнеса. Это менеджмент, финансы, маркетинг, стратегия и т. д.

MBA (Master of Business Administration) ― квалификационная степень в менеджменте, подразумевающая способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена, которую получает студент в бизнес-школе. Поскольку в бизнес-школах обычно есть МВА-программы, эти понятия тесно связаны, но все же это разные вещи.

Особенности российских бизнес-школ

История российского бизнес-образования насчитывает около 20 лет. Ввиду молодого возраста этой ветви в образовании, российские школы носят пока несколько локальный характер. И это, думаю, на данный момент главная особенность, которая влечет за собой ряд других факторов.

1. Признание диплома работодателями на российском рынке и, возможно, на рынке СНГ.
Но это пока не сулит таких же преимуществ и возможностей, как признание диплома МВА работодателями Запада. Да, работодатель будет узнавать ваш диплом, возможно, даже понимать, насколько вы можете быть полезней по сравнению с сотрудником без бизнес-образования. Однако, такого же существенного карьерного продвижения или материальной поддержки, как у сотрудника с квалификацией MBA, у вас, скорее, не будет. Это происходит потому, что культура бизнес-образования у нас еще не сформирована, в отличие от культуры МВА на Западе.

2. Карьерный рост в рамках конкретной компании.
Где диплом российской школы действительно вам поможет, так это в компании, где руководящий состав заканчивал именно эту школу. Тут играет важную роль некая «преемственность» в плане обучения в конкретной школе, когда дорастающие до определенного уровня мидл- или топ-менеджмеры чуть ли не в обязательном порядке получают МВА в конкретной школе. И это, конечно же, влияет на развитие их карьеры в рамках данной компании.

3. Менее «жесткие» условия приема по сравнению с западными школами.
В большинстве школ (кроме Высшей школы менеджмента Санкт-Петурбургского государственного университета и Санкт-Петербургского Международного Института Менеджмента (ИМИСП)) стандартизованный тест для определения способности успешно обучаться в бизнес-школах GMAT ― обязательное условие при поступлении в 99% западных школ ― не принимается. Это, во-первых, увеличивает количество поступающих кандидатов, во-вторых, понижает рейтинг школы на международном уровне. Здесь действует правило: чтобы ставить высокие требования, нужно в ответ давать большие возможности ― чего у российских школ пока нет. Замкнутый круг.

4. Формат обучения.
У российских школ практически отсутствует такой формат как full-time, когда человек постоянно находится в стенах alma mater. Превалирует некий executive формат, то есть обучение во внерабочее время, «без отрыва от производства».

Немного из истории российских бизнес-школ

Первой бизнес-школой в России является Международная высшая школа бизнеса МИРБИС, организованная в 1988 году при Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. Следом появились Высшая школа международного бизнеса, которая ныне входит в состав Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, и Высшая коммерческая школа при Министерстве торговли и экономического развития РФ. Первая бизнес-школа в Санкт-Петербурге ― Санкт-Петербургский Международный Институт Менеджмента (ИМИСП)― основана 20 июля 1989 года. 

В 1991 году была основана Российская ассоциация бизнес-образования. К концу 90-х в нашей стране уже насчитывалось несколько десятков бизнес-школ, но тогда ни одна из них не присуждала квалификации MBA. В ноябре 1999 года Министерство образования РФ начало эксперимент по введению государственного диплома MBA, который завершился в 2003 году официальным признанием этой степени".

Среди всех существующих российских бизнес-школ я бы отметила МИРБИС и СПбГУ ВШМ как самые конкурентоспособные.

Быть лучшими

Я хочу обратить ваше внимание на важнейший, как мне кажется, фактор успеха и процветания школы. Задача любого учебного заведения помимо обучения ― это продуцирование новых знаний. Тот же Harvard, Chicago, Wharton имеют мощнейшие исследовательские центры в области менеджмента и других сопряженных наук. В стенах этих школ были сделаны сотни и тысячи открытий, здесь преподают Нобелевские лауреты и кандидаты Филдсовской премии. Именно создание новых знаний, открытия в той или иной области ведут школу вперед, развивают и позволяют выходить на глобальный уровень признания.

На мой взгляд, российские школы могут достичь успеха как раз за счет исследований. Конечно, школа менеджмента начала зарождаться и развиваться в России только в постсоветские времена, и пока мы идем по примеру лидеров в этой области (США, как родоначальницы менеджмента). Но сейчас мы уже готовы к тому, чтобы постепенно создавать и наращивать собственные знания, делать не менее головокружительные открытия в области управления и становиться лучшими. Конечно, подобная задача решается не за год или два ― но в долгосрочной перспективе результат не заставит себя ждать.

Екатерина Гридина, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 937
 
A A A
Оценка материала:
(5)
Все материалы


Комментарии
sveta.gorshkova 28.07.2010 11:45:17

Очень грамотно составленный материал, спасибо авторам! Сама не по наслышке знакома с тематикой бизнес-образования, и MBA в частности. Однако, хотелось бы с своей стороны добавить следующее мнение для размышления о MBA в России. Далеко не все топ-менеджеры психологически готовы к тому, чтобы принять на работу сотрудника, который закончил MBA. Причина предельно простая- национальный менталитет вкупе с необходимостью иметь очень устойчивый психологический тип, чтобы быть способным принять и руководить очень амбициозным и самостоятельным человеком, которого, собственно, MBA, и воспитывает... С таким мнением, в частности, я столкнулась, общаясь с выпускниками западных бизнес-школ MBA - многие из них высказывали именно такое мнение, каким бы парадоксальным на первый взгляд оно не казалось...

александр мартынцев 10.08.2010 13:11:44

8) не господа и дамы это же смешно! вы что всерьез полагаете что Россию можно подстроить под американские бизнес-стандарты? забыли что ли что "может собственных платонов и быстрых разумом невтонов земля российская рожать"??? напрасно, классику понить надо и чтить ;)  :D

Katya Gridina 26.08.2010 12:00:44

Цитата
александр мартынцев 10.08.2010 13:11:44
вы что всерьез полагаете что Россию можно подстроить под американские бизнес-стандарты?

"Предложением" программы МВА школа сама себя отдает в руки определенных стандартов, так как МВА - это не просто образование, а образование с определенными критериями. Поэтому мы и можем ее оценивать с точки зрения мировых стандартов.

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
_MG_4064
гости
Алина Владимирова, заместитель главного редактора Brainity.ru
IMG_2339
Гости дискуссии (33)
_MG_4016
Никита Ларин
Выступление Вадима Наливайко
 
Rambler's Top100