О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 79.3323
EUR ЦБ 92.6284
 
Погода:
+6
°C
облачно
 
Пробки:
1 
На дорогах свободно
11:48 / 11.11.2011

SMART – пять букв к успеху

Умение ставить себе цели – это уже половина успеха! В этой статье мы постараемся определить универсальную модель технологии целеполагания SMART, готовую к использования как в бизнесе, так и в жизни

A A A
SMART – пять букв к успеху

«Мир расступается перед тем, кто знает куда идет». Ральф Вальдо Эмерсон

Технологию SMART впервые обозначил в 1954 году Питер Друкер в своей книге «Практика менеджмента». С тех пор, как только ни интерпретировали значения переменных данной аббревиатуры, изменяя этим технику формирования и формулирования целей.   

Для того чтобы нам быть в одной системе координат, определим, что же есть цель?

Цель

Цель — это:   

— осознанный, запланированный результат деятельности;
— то, чего мы стремимся достичь;
— то, на что направлены все наши действия.

Таким образом, цель нас мотивирует на деятельность и определяет собой предмет, для обладания (достижения) которым нам необходимо совершить некие действия.

Наиболее общее определение цели, содержащее все необходимые параметры, дает Большая советская энциклопедия: «Это один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств». 

Система

Именно эти моменты и раскрывает система SMART:

S — Specific — конкретная
Для достижения максимального результата цель изначально должна быть конкретизирована: нужно идти не от процесса ее достижения, а от определения конечного результата. В противном случае мы рискуем не достигнуть своей цели, подобно кораблю, двигающемуся в открытом океане с картой, но без компаса.

M — Measurable — измеримая
Чтобы мы могли максимально точно определить желаемый результат, необходимо продумать параметры его проверки — какие-либо индикаторы достижения цели. Наиболее легкий и распространенный вариант — это использование стандартных единиц измерения, которые можно использовать для проверки достижения количественных результатов. Цель, у которой нет каких-либо измеримых параметров — априори размыта. Иначе как же мы проведем дополнительный контроль ее достижения?

A — Achievable — достижимая
Сильная цель всегда должна быть достижимой! Даже если изначально вам кажется, что поставленная цель нереалистична, попробуйте проверить ее по данному параметру — подумайте над тем, что вы лично можете сделать для претворения задуманного в жизнь? Какие ресурсы есть в вашем распоряжении, а какие вы вполне можете «добыть» ради достижения желаемого результата? Таким образом, при формировании цели необходимо просчитать все риски, сопоставить ресурсы и затраты, подсчитать издержки.

R — Relevant — значимая
Двигаемся дальше, после анализа достижимости цели первый вопрос, который можно задать себе: «А стоит ли игра свеч?» Настолько ли для нас важна цель, чтобы прикладывать столько усилий? Если на эти вопросы вы для себя принимаете утвердительный ответ, попытайтесь его обосновать, тем самым еще больше мотивируя себя на ее достижение. То есть подумайте над тем, почему для вас это так важно. Здесь весьма целесообразно задуматься и над амбициозностью цели, возможно, конечный результат, к которому вы стремитесь можно представить еще «вкуснее», возможно, вы в силах достичь большего? Желайте невозможного!

T — Time-oriented — ориентированная во времени.
Для максимальной конкретизации осталось только определить сроки достижения цели. Зачастую также добавляют так называемые дополнительные или промежуточные точки контроля для отслеживания того, где мы находимся в тот или иной момент времени. Почему так важно обозначать сроки? Во-первых, это определяет саму цель, ведь получение повышения по карьерной лестнице завтра или через пять лет — совершенно различные цели. Во-вторых, это дисциплинирует — снижается риск недостижения результата. Ограничивая сроки достижения цели, мы стимулируем себя к оперативным действиям.

Практика

Как это сделать на практике? Попробуем прописать по SMART вполне понятную каждому бытовую цель — купить квартиру, именно так ее формулируют многие, а теперь по SMART:

— купить трехкомнатную квартиру;
— площадью Х кв.м., стоимостью У руб., в САО г. Москвы;
А — для этого необходимо получить повышение и зарабатывать сумму Z руб., либо рассмотреть варианты ипотечного кредитования или займа у знакомых и близких;
— это важно для комфортного существования моей семьи;
— срок — через четыре года. 

После того, как определены параметры, необходимо сформулировать полученную цель: 

Через четыре года купит трехкомнатную квартиру в САО г. Москвы, а площадью Х кв.м., стоимостью У руб., ведь от этого зависит комфортное существование моей семьи. Для этого нужно повышение и зарабатывать сумму Z руб., либо рассмотреть варианты ипотечного кредитования или займа у знакомых и близких.

Таким образом, мы получаем не просто желание «купить квартиру», мы видим конкретный результат, к которому будем стремиться, выполняя обозначенные действия. Цели по SMART — это план, руководство к действию!

Вывод

И в заключении хочу сказать, что отсутствие конкретных, четких целей становится результатом только лишь того, что мы идем туда — не знаю куда, за тем — не знаю, зачем. Таким образом, мы достигаем всего, что угодно, кроме СВОИХ целей. 

Поэтому формулируйте свои стремления максимально ясно, будьте амбициозны и действуйте!

Эльпида Котанова, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 3212
 
A A A
Оценка материала:
(2)
(1)
(115)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
IMG_2334
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
Владимир Брилёв. Объявляет победителя
Мастер- класс Networking
Наш Эксперт, Кристина
Жанна Волкова
Сбор гостей
Ольга Юрьева - за офис! (4)
 
Rambler's Top100