О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 70.4999
EUR ЦБ 79.2207
 
Погода:
+24
°C
облачно
 
Пробки:
2 
Дороги почти свободны
21:45 / 12.10.2012

Взаимоотношения со СМИ. Как сделать их максимально эффективными

Коуч-консультант, бизнес-тренер и эксперт по лидерству Михаил Молоканов делится рецептом извлечения максимальной пользы из общения с журналистами: будь то интервью или участие в ток-шоу

A A A
Взаимоотношения  со СМИ. Как сделать их максимально эффективными

Сначала нужно кое-что понять про СМИ и понять кое-что про журналистов. И здесь кроется некоторое противоречие. Есть два варианта взаимодействия с журналистом. Один — когда он приходит к вам, потому что вы интересны ему, и он от вас получает информацию, берет интервью теле-, радио, в прессу — не важно. Потом вы смотрите: «Боже мой, что же там получилось! Это не то, что я хотел!». Хотя люди все равно читают и говорят: «О, ты там выступил! Какой ты молодец!» 

Недавно вспоминал передачу на одном из каналов, где я выступал экспертом-психологом. Там разбирали поведение одного актера, он был в качестве приглашенного гостя. А потом я смотрю уже готовую передачу, и там появляется титр: «Александр Такой-то, актер, замешанный в драке в придорожном магазинчике». И каждый раз, на протяжении всей передачи, целый час, каждый раз, когда он что-то говорил, там появлялась вот эта строчка. 

К чему это я. Нужно помнить, что, когда вы идете на встречу с журналистом, на неоплаченную, у него уже есть некая задача, канва, он для вас уготовил определенную роль: то ли вы эксперт, то ли вы актер, замешанный в какой-то драке, то ли герой. У него есть определенная картинка, и он будет втягивать вас в эту картинку, и не дай бог вам попытаться из нее выйти. Скажем так, если вы вдруг решите выйти из этой роли, вас просто не окажется в программе, вас вырежут. 

Штука какая, журналист — это специалист по привлечению внимания. Если не будет конфликта, никто не станет читать эту статью, смотреть этот репортаж. Если вы боитесь конфликтов, если вы боитесь показаться рядом с конфликтом — избегайте СМИ. К сожалению, сейчас идет борьба за внимание. Лучший способ понять что-то про взаимодействие со СМИ — это представить себе аудиторию, на которую и направлена работа журналистов, пусть даже в утрированном виде. 

Это, скорее всего, домашняя хозяйка, у которой включен телевизор, она щелкает по каналам, здесь у нее собака, здесь у нее кошка, там у нее муж, варится борщ, здесь два ребенка. И вот в этом аду или раю ваша телепрограмма, в которой вы участвуете, борется за ее внимание. Если передача покажется ей скучной или непонятной — щелчок, и вас уже нет. Журналисты это знают. 

Чтобы завоевать внимание, если вы выступаете на телевидении, нужны две вещи. Я всегда из раза в раз, готовя людей перед выступлением на ТВ, привожу в пример Владимира Вольфовича Жириновского. Я спрашиваю: «Знаете его?». Говорят: «Знаем!». И все начинают высказывать свое отношение, кто-то — «за», кто-то — «против». Я говорю: «Не важно, какой он человек, но это — идеальный телеперсонаж, потому что он говорит и ведет себя на порядок более эмоционально, чем в обычной жизни».

Вам нужно пробить эфир, вам нужно достучаться до этой домохозяйки. Между вами — расстояние, между вами — стена. Если вы не будете выдавать более активные эмоции, чем в обычной жизни, она просто выключит телевизор. 

Вторая важная вещь. Жириновский говорит всегда кратко, четко, ясно. Он строит очень короткие фразы. Все ваши завихрения, заходы, обходы, сложносочиненные предложения никому не нужны! Ваши фразы в идеале должны быть такими, что их можно было бы нарисовать — картинки, действия, движения. Все эти «я думаю», «по моему мнению» ни к чему! Ясно, что по вашему мнению, вас для этого и пригласили. То же самое касается устных выступлений, то же самое касается текстов, которые вы пишите — коротко, четко, ясно, по делу.

Итак, две вещи, сулящие нам успех. Первое — принять как факт, что вы все равно будете в выбранном журналистами контексте, вам уже приписана какая-то роль. Второе — нужно говорить более энергично, более эмоционально. Если вдруг вы попали в такую ситуацию, что вы гневаетесь, проявите свой гнев. Если вдруг пошли слезы — не бойтесь. Помните — более эмоционально, четко и ясно. 

Вам может показаться, что куда эффективнее не общение непосредственно с журналистами, а самописные тексты, вышедшие из недр вашего PR-отдела. Но каков будет результат? Этого никто не прочитает и никто не заметит, потому что все понимают, кто такие эти наши пиарщики... Понятно, что пять процентов любых специалистов, так же, как тренеров, консультантов, коучей —профессионалы, но 95% — отстой! Большинство из того, что пишется как заказные статьи, читать невозможно. В лучшем случае вы можете самостоятельно написать заказную статью, потому что вы лучше знаете, что вы хотите донести до читателя. 

Необходимо становиться интересным для журналистов, необходимо выдавать интересную информацию, эксклюзивную информацию. Чтобы не попасть впросак, необходимо понимать, в качестве кого вас приглашают. Все-таки СМИ — это четвертая власть, и она ею остается. Поэтому появление в «ящике», так или иначе, откликается и откликается позитивно. Даже если это выступление было не по теме, все равно — потом не будет отбоя от звонков клиентов: «Михаил, я Вас видела на „Первом канале“, и знаете, у меня возникла мысль, что мы можем посотрудничать...». Т.е. человек готов посотрудничать, но меня почему-то сразу не вспомнил, а телевизор ему напомнил о моем существовании.

Не избегайте никаких каналов, не брезгуйте. Когда я снялся в ток-шоу «Каникулы в Мексике» на НТВ, я удивился, сколько людей, которые не смотрят MTV, вдруг мне звонят и говорят, что меня там видели, т.е. это работает. 

Первое, самое главное, поймите, в какой толпе вы будете сидеть. Потому что есть самый низкий уровень и туда стоит, может быть, иногда сходить, чтобы посмотреть, освоиться, как оно в студии,— это массовка. Кстати, если вы попадете в массовку, а этот совет относится абсолютно к любой ситуации на телевидении, ради бога, не надо сидеть с унылой мордой, не надо, ради бога, расслабляться — вас никто не покажет, а из массовки еще и выгонят. Вы должны сидеть энергично, ваша поза должна быть энергичной, вы должны активно откликаться на все происходящее. Кто-то говорит — слушайте. Вы можете выражать свое мнение мимикой, вы можете выражать его одобрительно, можете даже негатив выражать. Тогда вас покажут.

Второй уровень — так называемый, репликант. Это — человек, который приглашен, потому что он участвовал в ситуации как потерпевший, как свидетель, и он готов донести некую информацию. Чаще всего, это, действительно, человек с реальным опытом. Вас могут пригласить в качестве репликанта, но с вами это обговорят предварительно. У вас есть мнение, и вы готовы его выразить. Четко слушайте то, что вам говорит журналист. Вы можете не согласиться и сказать: нет, извините, я понял, что у меня не такое мнение, извините, я не туда попал, я так не считаю. 

Но если вы хотите, чтобы вы точно попали в передачу, то услышьте, что от вас хотят и повторите это, если, конечно, это не противоречит каким-то вашим ценностям. Не надо тешить себя надеждой, что, согласившись на определенную роль, на самой программе вы выскажитесь по полной... Ничего вы там не скажете. Если это не прямой эфир, то вас вырежут, если вы будете говорить не то, что надо, а если это прямой эфир — вас покажут на Дальний Восток, а потом вырежут в Москве... В общем — ничего хорошего. А больше приглашать не будут. 

И еще чего не надо. Не надо этих длительных представлений, и приветы, тем более, не надо передавать никому. Все эти длинные преамбулы: я такой заслуженный и умный... Вы интересны, как участник события, ваши статусы не нужны. 

Когда меня приглашают на телевидение, меня спрашивают: «Михаил, как Вас обозначить?». Как угодно! Вам кто нужен, психолог? Ради бога! Кандидат психологических наук — нет проблем! Консультант, коуч? Здесь необходимо уточнять у редакторов... Те же домохозяйки про коуча и не знают, про психолога-то недавно узнали. Тренер личностного успеха — ради бога! Откорректируйте свою должность, чтобы не было лжи, но доверьтесь журналисту. Все регалии указывать не стоит, главное, чтобы вас услышала аудитория, а если она не поймет, кто вы, то вы ей станете не интересны.

Воспринимайте телевидение как некую тусовку. Вы же не будете на тусовке, где собрались приятные люди, подходить к каждому и зачитывать свою биографию. Вы ограничитесь коротким приветствием, иначе вас приглашать не будут. 

Третий вариант — это эксперт. Вас пригласили для того, чтобы вы высказали какое-то мнение. Очень часто, если от репликанта требуется почти дословное повторение некой мысли, посыла, то от эксперта ожидается проговаривание неких тезисов. С вами обговариваются какие-то три мысли, согласны вы с ними, или нет. Ваши мысли сначала выслушиваются, затем вам рекомендуется на определенных из них сделать акцент. 

И последняя роль, наиболее престижная — герой. Это, конечно, более высокая в иерархии роль. Тут больше свободы, но тоже есть ограничения. Все равно у передачи есть своя тема. Даже если вы герой, вам не удастся просто плыть по течению. Вас будет направлять ведущий. Поэтому слушайте ведущего, и если она настаивает на том, что вы удалились от темы, возвращаетесь к теме передачи. Также вы можете быть одним из нескольких героев. Если вам сказали, что у вас будет свободный микрофон, выясните, сколько будет людей. 

Проявляйте себя. Иногда человек уходит с передачи и говорит: «Что же вы меня не спросили ни о чем? Один раз спросили и все, а больше не спрашивали...» Вас никто не будет спрашивать. Если вы хотите что-то сказать, то вставайте и говорите. Ориентируйтесь на ведущего. 

Резюме. Самые важные ключевые вещи: необходимо быть четким, ясным, кратким, более энергичным, эмоциональным, чем в обычной жизни, помнить, что у журналиста есть четкая задумка и лучше ей следовать. Понять свое место в «тусовке» и быть гибким, чтобы заодно себя продвинуть явным образом, но и высказать то, что хотят журналисты. Если вы этого не делаете, вас приглашать не будут.

Видеоверсия блога

Михаил Молоканов, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 3902
 
A A A
Оценка материала:
(3)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Гости дискуссии
Аудитория
Алексей Дружинин (4)
Мария Кобзева
_MG_4016
Виктория Пралич
_MG_2244
Гости
 
Rambler's Top100