О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.4074
EUR ЦБ 82.6346
 
Погода:
+4
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
1 
На дорогах свободно
16:42 / 27.04.2011

Невербальный танец общения

Серьезные переговоры как танцы: постоянно идет взаимное отзеркаливание, подхват, поддержка и развитие движений друг друга

A A A
Невербальный танец общения

О важности «невербального» (то есть «несловесного») общения пишут во всех учебниках современной психологии, риторики, мастерства переговоров и т. п. Как правило, в некоторых из них даже есть фотографии, где специально приглашенные люди наигранно демонстрируют разнообразные «естественные» жесты и позы. Например, если человек держит папку у груди, это значит, что он от вас отдаляется, а если человек за столом разговаривает с вами черных очках, он имеет не очень хорошие планы на ваш счет и пр.

Так ли значимо невербальное общение, как о нем говорят? Будущая мать догадывается о состоянии своего ребенка в утробе благодаря невербальному языку ― он же пинается, затихает, вновь проявляет активность... Да и после рождения еще довольно долго все общение с ребенком будет проходить без слов, к которым так привыкли взрослые. И кто осмелится сказать, что это не общение? Еще какое. Возможно, самое важное в жизни.

Но что же потом? Неужели весь мир пресс-конференций, деловых переговоров, умных речей и проповедей оказывается второстепенным? И да, и нет. Конечно, никто не отрицает важности информации, культуры, знаний, формализованных знаковых кодов, бюрократических шифров, идеологий, мифов, текстов, сводок новостей... Но в реальном процессе общения — телесное важно всегда. Более того, с точки зрения современной психологии телесное первично. Можно сколько угодно спорить, что же важнее «душа» или «тело»... Но никто из психологов не будет отрицать, что мы передаем огромное количество сообщений невербально, наша телесность «проговаривает» себя зачастую помимо сознания. Как, скажем, при публичном выступлении, когда тело словно бунтует: мы потеем, краснеем и покрываемся пятнами, пытаемся унять дрожь в коленках и пальцах. Многие люди также волнуются, когда врут, особенно если они не «профессиональные лжецы».

Невербальная диагностика лжи ― достаточно популярное направление в современной психологии. Давайте разберем очевидные признаки лжи на примере ребенка: желание прикрыть рот рукой, словно бы желая скрыть обман, потребность отвести глаза в пол, чтобы прервать контакт глаз, покраснение лица (отсюда — врет и не краснеет), изменение тона голоса, сбивчивость или наигранная демонстрация правдивости и «честности» и пр. И хотя эксперты утверждают, что никаких универсальных признаков лжи не существуют, была проделана огромная работа (к примеру, Полом Экманом) по невербальной диагностики лжи. Многие открытия довольно забавны. Так, было выяснено, что волнение можно заметить на самых неконтролируемых сознанием участках тела: например, ногах под столом, или некоторых мышцах лица, которые хотя бы на мгновение, но выдают подлинные эмоции. Порою признаки лжи довольно неочевидны ― скажем, потирание носа или прикосновение к носу (кстати, Клинтон часто прибегал к этому незамысловатому жесту во время своей речи), с чего бы считать это признаком лжи? Дело в том, что даже если человек не краснеет, существует сосудистый ответ на волнение, его вегетососудистые реакции почти не поддается сознательному контролю. Кровь приливает к лицу, в том числе к мельчайшим внутренним сосудикам носа, что вызывает желание его, если не почесать, то потрогать.

В некоторых случаях, когда блеф становиться жизненно важным, например, в профессиональной игре в покер, люди почти всегда учатся «играть» не только картами, но и лицом, и часто используют темные очки, чтобы скрыть реакцию зрачков. Однако не спешите уличить во лжи любимого человека просто потому, что он скрестил руки на груди ― важно помнить, что невербальное поведение оценивается по огромному количеству параметров. Но не ложью единой жив человек. Скажем, знаменитый британский ученый-антрополог Десмонд Моррис в своей книге Peoplewatching (в русском переводе «Библия языка телодвижений») рассказывает о сложнейшем мире невербального поведения во всем его многообразии: начиная от поз, жестов, и заканчивая мельчайшими оттенками движений... С его точки зрения, почти все поведение человека имеет свои телесные, бессловесные эквиваленты. Человек рассматривается в книге как обычное животное, которому свойственны те же самые брачные игры и бои (танцы, рыцарские турниры), приношение в клювиках (шоколадок и цветов), воинственные и покорные позы, и даже эмоции, которые есть у большинства приматов, выражаются примерно тем же набором лицевых мышц...

Языки жестов часто разительно отличаются от культуры к культуре. Даже столь очевидный для нас знак «открытости», как открытая ладонь по направлению к собеседнику, может быть воспринята как страшное оскорбление в Греции, где этот знак произошел от обычая мазать грязью и унижать пленников, которых ведут по улице на убой. Даже знак «о’кей», равно как и поднятый большой палец, могут быть в некоторых культурах истолкованы как оскорбительные знаки с сексуальным подтекстом. Хрестоматийны истории о разнице в скорости жестикуляции и понимании «личного пространства» в разных культурах.

Каким же образом можно научиться понимать этот язык, а то и научиться разговаривать на нем, чтобы больше видеть, слышать, высказываться даже тогда, когда мы молчим? Один из секретов ― наблюдение. Каждый день в метро и в супермаркете, в оперном театре и на автостоянке мы погружены в увлекательнейший спектакль человеческого общения, в котором люди говорят гораздо больше, чем они говорят словами. Таким даром наблюдательности так или иначе должны обладать цыганки, гадалки, мошенники, следователи, хорошие психологи... Чтобы научиться выражать что-то своим телом приходится не только наблюдать, но и пробовать. Есть профессии, например, актер пластического театра, где «разговор тела» становится всем. Танцоры годами работают над телом, чтобы снимать «зажимы», учиться выразительности, технике, спонтанности, свободе... Небезынтересно узнать, что Станиславский позаимствовал очень много того, что касается физики тела, в классической йоге. Применительно к риторике, разумеется, не требуется филигранного уровня владения телом, но базовые вещи: относительная телесная свобода, знания основ невербального языка, подстройки-пристройки, полноценная жестикуляция — все это нужно осваивать через опыт или через упражнения, которые помогают быстрее этот опыт получить.

Говоря о тонких сигналах тела, нельзя избежать упоминания пресловутого НЛП, которое звучало еще недавно в не очень просвещенных кругах так же занчительно, как аббревиатура КГБ чуть раньше. НЛП действительно довольно много уделяет внимания невербальному, но стоит напомнить, что нейролингвистическое программирование не является оригинальным направлением психологии, а всего лишь компилирует и моделирует разработки и методы, стили и открытия выдающихся психологов и психотерапевтов, причем не всегда очень удачно. Одним из источников знаний и умений для создателей НЛП стали достижения Милтона Эриксона, действительно выдающегося и оригинального психотерапевта, который был вынужден развивать в себе наблюдательность, поскольку с детства был болен и прикован к постели. Он разработал свой подход в гипнозе, где, например, признаки наступления транса были невербальными. В работе он обращал внимания на мельчайшие детали: замедленное сглатывание, изменение цвета лица, тонус мышц, паттернов дыхания... Все это довольно тонкие признаки, которые непросто заметить с первого взгляда, однако именно они могут многое сказать о происходящем в человеке.

Применительно к деловому миру едва ли стоит вдаваться в такие дебри. Но знание азов невербальной коммуникации и элементарные навыки работы с телом и пространством в контексте презентации, публичного выступления, совещания очень нужны. Одним из способов их развития является хороший актерский тренинг или тренинг ораторского мастерства. На презентациях и переговорах мы не очень часто встречаем призраков и чистых духов. Дело приходится иметь с людьми из плоти и крови, с дыханием, движением, позой, жестом, телом... И с этим приходиться считаться, если мы хотим быть понятными, понятыми и понимающими.

Дмитрий Теткин, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 3583
 
A A A
Оценка материала:
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
_MG_4032
_MG_4096
Бакеев Александр
Выступление Никиты Ларина
Ярослав Кабаков, ректор учебного центра «ФИНАМ»
Аудитория
Интерьер FAQ-cafe
 
Rambler's Top100