Бедность по-новому
В 2009 году, когда весь мир ужасался экономическому кризису и задавался вопросом «как жить дальше?», идея «бедности по убеждениям» начала приобретать популярность
A | A | A |

Вроде бы кризис оказался не таким уж страшным, как прогнозировали, и жизнь налаживается, но кто знает, что ждет нас впереди? Прогнозы не самые утешительные: рано или поздно нам придется что-то менять в привычном образе жизни.
Манифестом «новых бедных» можно считать книгу Александра фон Шенберга «Искусство стильной бедности. Как стать богатым без денег». Суть подхода к жизни, который исповедуют эти люди, ясна из названия: деньги, вопреки навязанным нам обществом потребления предубеждениям, ― не главное. «Мысль не новая», ― скажете вы. Да, не новая. Мы читали об этом в художественной литературе, мы видели это в фильмах и даже слышали в детстве от родителей. Мы и сами, в большинстве своем, говорили или будем говорить это своим детям. Но все ли верят в это всерьез? А все ли, кто верит, руководствуются этим принципом в реальной жизни?
«Новые бедные» руководствуются, даже в мелочах. В книге фон Шенбурга изложены прописные истины, но изложены так, что начинаешь смотреть на них по-новому.
Первое и главное, что утверждают «новые бедные» ― человек должен быть счастлив и делать то, что ему нравится. Если вы 80 процентов своего времени занимаетесь работой, которую ненавидите ― в вашей жизни что-то не так, и стоит задуматься, зачем же вы тратите время на самоистязание. Деньги? Да, вы, наверное, хотите купить хорошую машину, или квартиру, или поехать в путешествие. Но так ли вам все это нужно? Будете ли вы радоваться хорошим вещам и новым впечатлениям, когда испортите себе нервы и «посадите» здоровье? Карьера? Наверное, вы надеетесь лет через 10 стать большим начальником. Но зачем? Ведь лучшие-то годы останутся позади.
Большая часть того, чего нам хочется ― не наши настоящие желания ― считают «новые бедные». Если сесть и разобраться в себе, окажется, что для счастливой, полноценной жизни нам нужно совсем немного. Не нужна машина ― гораздо полезнее и интереснее ездить на велосипеде или ходить пешком, а на дальние расстояния перемещаться автобусами или поездами. Не нужно много одежды ― достаточно один раз купить действительно качественную вещь, которую можно носить годами, а если все-таки нравится постоянно переодеваться, прекрасную одежду можно купить в секонд-хенде.
Не нужны рестораны ― с друзьями гораздо приятнее встречаться дома. Не нужны дорогие продукты ― на свете ведь так много простых и дешевых, но при этом очень вкусных и полезных блюд. Если бросить курить, пить алкоголь, кофе и черный чай ― можно сэкономить целое состояние.
Чтобы поддерживать себя в хорошей форме, вовсе необязательно платить за абонемент в фитнес-клуб, достаточно купить кроссовки и бегать в ближайшем парке. Даже ездить отдыхать за границу, когда в собственной стране есть, куда отправиться, ― излишество.
Фон Шенберг в своей книге предлагает возродить забытые привычки и традиции ― например, жить большими семьями в одном доме (он считает, что так веселее и, естественно, дешевле), ездить на дачу, выращивать овощи на собственном огороде, устраивать домашние вечеринки, ходить на прогулки.
Кстати, идеологи движения считают, что для воспитания детей деньги тоже не нужны. Например, яркие игрушки, которыми завалены полки магазинов, вовсе не являются насущной потребностью. Дети с одинаковым удовольствием будут играть с разряженной «барби» и с самодельной куколкой из деревяшки. А может быть, с самодельной ― даже охотнее.
Самая большая ошибка, которую, по мнению «новых бедных», совершает современный человек, ― в том, что он добровольно сдает себя в восьмичасовое рабочее рабство. Правильный подход к зарабатыванию денег ― работать только тогда, когда они тебе действительно нужны, а не «просиживать» в офисе половину жизни. Учитывая развитие интернета, быть фрилансером в наше время может каждый. А освободившееся время стоит посвятить действительно важным вещам ― творчеству, семье, друзьям, чтению, саморазвитию.
Мир меняется, считают «новые бедные», и те, кто вовремя не поймет, что в жизни есть счастье, которое не зависит ни от денег, ни от общественного положения, окажутся «у разбитого корыта», когда рухнет привычная потребительская система.
Может быть, эти люди чересчур категоричны. Наверное, так изменить свою жизнь, как предлагают они, пойти настолько «против течения» не многим под силу, а кому-то и вовсе не нужно. Но в чем-то «новые бедные» однозначно правы, и тут есть над чем подумать.
A | A | A |
Оценка материала: | (4) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
Сейчас с интересом наблюдаю опыт Греции, как возможного авангарда изменения привычных ценностей в масштабе целого страны.
по-моему, как раз то, что долго-долго взращивается, как раз рушится внезапно и с наибольшим грохотом.
А собирать ребёнка в школу? А детская одежда, которая стоит дороже взрослой? Если это тоже не нужно, тогда стоит ребром вопрос ОБЯЗАТЕЛЬНОГО среднего образования. И говорить уже о юридическом признании семейного воспитания. И побороться заодно с внедрением в нашу страну агентов ювенальной юстиции. Плюс определиться с профориентацией: альтернативные мануфактуры что ли... В общем, всё легко и просто лишь в книжной теории. На практике - это либо банальное бомжевание, либо банальная секта.
бедные тоже смеются
В действительности потребление иной раз приобретает такие уродливые формы, что очень хочется согласиться с "новыми бедными". И кстати - в отношении обеспечения детей - в большей степени. Легкость с котрой многие из них относятся к своим игрушкам, книжкам, учебникам поражает. Все это от переизбытка их.
Самое главное здесь - найти золотую сердину. Такую позицию, при которой необходимость совпадает с достаточностью. Трудность в том, что, приходя в общество потребителей, ребёнок должен устоять перед натиском сверстников, которые все имеют то-то, все говорят о том-то, все пользуются тем-то. Как маленькой неокрепшей личности поставить себя в таком обществе? Только взрослые могут открыть для него двери в другие параллельные миры - разные (не одно, дабы это е было сектанством) общества, где люди выше вещизма.