Блог, как личное СМИ
Личная заинтересованность пользователей он-лайн дневников позволяет обсуждать в интернете те проблемы, на которые закрывают глаза традиционные СМИ.
A | A | A |

Обращение директора аэропорта «Шереметьево» Михаила Василенко к властям через личный блог (mm-vasilenko.livejournal.com) по-настоящему «взорвало» интернет. Пост «Москва против пассажиров Шереметьево» был не только процитирован несколькими десятками тысяч пользователей, но и попал в ведущие СМИ. Обсуждение в «живом журнале» серьезной проблемы ― перекрытия Ленинградского шоссе, вызвало в интернете многочисленные отклики (только под постом Василенко оставили более 1000 комментариев).
Известный владелец жж-страницы ― Рустем Адагамов (drugoi@livejournal.com) благодаря своей популярности в блогосфере (его читают 53 715 человек) сначала получил приглашение фотографировать последствия аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, а потом на пресс-конференцию в Кремль. То есть, по сути, получил то, что недоступно многим официально зарегистрированным СМИ. «Путевка» в Кремль досталась Адагамову после того, как он в своем жж раскритиковал работу государственной пресс-службы: «Я несколько раз писал у себя в блоге о разнице между качеством официальной съёмки американского президента и нашего. Совсем не в пользу того, какой результат выдаёт на-гора пресс-служба Кремля. Было много откликов, эта тема широко обсуждалась в ЖЖ. Через некоторое время я получил приглашение прийти в Кремль — посмотреть на это всё своими глазами».
Вести дневник Агадамов начинал как хобби, как способ отвлечься от работы в рекламном агентстве: «В 2002 году я скинул туда стихотворение Хармса, и все. И только спустя год я стал помещать в жж фотографии и рассказики о моей норвежской жизни». Об этом Рустем рассказал в интервью журналу «Частный корреспондент» и тут же признал, что сейчас его он-лайн дневник не только выполняет все функции средств массовой информации, но и является им: «Так это и есть СМИ. В моем конкретном случае».
В случае известного дизайнера и блоггера Артемия Лебедева (tema@livejournal.ru) личный живой журнал тоже работает как СМИ ― со своим главным редактором, рубрикатором, контентной политикой и оплаченной рекламой. Число подписчиков Лебедева достигло 53 803 тысяч. Именно с помощью он-лайн дневника дизайнеру удалось собрать масштабную этнографическую экспедицию на Кавказ, в которую команда блоггеров отправилась 15 июля.
Наталья Радулова, журналист, колумнист нескольких оф-лайн журналов, использует собственный популярный блог (radulova.livejournal.com) и как СМИ (обсуждение звездных браков, скандалов, взаимоотношений), и как способ получения информации для работы. Задавая вопросы аудитории (17 756 читателей), Радулова использует комментарии посетителей блога для написания текстов о межличностных взаимоотношениях, например, в журнал «Огонек».
Блог-СМИ ведет и специалист по мобильным технологиям, аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин. В «лично/общественном дневнике» (eldarmurtazin.livejournal.com) Муртазин публикует, помимо прочего, обзоры новых телефонов и сервисов, мнения по поводу операторов сотовой связи, прогнозы относительно развития мобильных технологий. Блог Муртазина (как и созданный им сайт mobile-review.com) настолько авторитетен, что публикация нелестного мнения журналиста о телефонах компании Nokia привела к тому, что финская корпорация 7 июля обратилась в правоохранительные органы с претензией к Муртазину. Заявитель требует вернуть собственность компании ― новую, еще не поступившую в продажу, модель телефона, Nokia N8, обзор технических возможностей которой блоггер и опубликовал. Телефон, по мнению Nokia, попал к Муртазину незаконно. Финская компания настаивает на заведении уголовного дела на ведущего аналитика компании Mobile Research Group . Отстаивая свою позицию и делая заявления для СМИ, Эльдар также использует блог, аудитория которого приближается к 4000 пользователей и отмечает, что статус журналиста позволяет ему не разглашать источники получения информации. Статус блоггера в России пока такого права не дает.
Кстати, аналогичная тяжба случилась в 2004 году в США. Apple подала в суд на блоггеров, которые рассказали об их новых товарах еще до того, как о них официально объявила компания, и потребовала открыть источник утечки информации. Спустя два года Apple проиграла. В 2006 году в Америке было вынесено решение суда о том, что блоггеры обладают теми же правами по неразглашению источников информации, как и журналисты.
В 2007 году впервые в истории США авторы веб-дневников были допущены в зал суда на правах СМИ. Два года Ассоциация медиа-блоггеров, включающая в себя около тысячи членов, вела переговоры с представителями судебной власти, уравняв в итоге возможности авторов блогов с журналистскими правами в этом вопросе.
Единственная возможность для отечественных блоггеров получить права аналогичные журналистским ― официально зарегистрировать блог. Сейчас, выполняя функции масс-медиа, ни один блог в России как СМИ не зарегистрирован. Хотя прецедент такой есть. В декабре 2008 года блог «Оттенки Серого» Сергея Мухамедова (ottenki-serogo.livejournal.com, почти 10 000 читателей) получил от Россвязькомнадзора официальную регистрацию в качестве средства массовой информации. Правда, через 6 месяцев Сергей аннулировал регистрацию: «Целью была не регистрация СМИ, а показать вредность регистрации в том виде, в котором она существует сейчас ― это калька с регистрации обычного печатного издания, старая процедура по старому закону, который не предусматривает нововведений». Да и, в принципе, регистрация блога как СМИ ― не нужна, считает Сергей: «Она нужна в том случае, если хочется попасть на какую-то выставку, но не хочется платить деньги. А так, все блоггеры, которые занимаются гражданской журналистикой дружат с различными изданиями и имеют какие-то «корочки».
Самое главное, что отличает блог-СМИ от обычного блога ― четкая личная позиция, отношение к произошедшему: «Это не просто блог человека, который на телефон что-то снял, а потом написал в блоге. Должна быть позиция и ответственность за нее. Журналист обычного издания всегда может скрыться под псевдонимом, или скрыться за редакционной позицией, а имена всех известных блоггеров мы знаем и мы понимаем, что это их позиция», — отмечает Сергей.
А самое важное для блоггера-журналиста ― всегда идти на шаг впереди, считает автор «Оттенков серого», находить уникальную информацию: «У таких блоггеров есть потребность узнавать что-то новое, писать, ходить на мероприятия. Я замечаю, что начинаю влиять на события. То есть я поднимаю темы, о которых никто бы не узнал, если бы я о них не написал. Обычные журналисты обленились — они лезут в топы блогов и поднимают те темы, которые мы находим. Мы — первоисточник, и это чувствуется. Мы создаем события».
Ирина Пискун
A | A | A |
Оценка материала: | (1) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
На данный момент нет комментария к этому материалу.