О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 80.0555
EUR ЦБ 85.9013
 
 
Пробки:
3 
Местами затруднения
17:33 / 19.01.2011

Что ценного в духовных ценностях?

Современные события, происходящие в России и мире, накладывают отпечаток на развитие общества. Под влиянием этих изменений меняются и ценности людей. О новых ценностях и новом к ним отношении рассказывает социолог Родион Брехач

A A A
Что ценного в духовных ценностях?

Ценностные изменения накладывают огромный пласт проблем на современное общество. Если смотреть вглубь веков, то изменения системы ценностей приходят со сменой эпох, что и случилось не так давно. Происходят перемены в системе ценностей членов современного общества, например, потеря контроля над процессами, происходящими в социуме; процесс индивидуализации каждого из членов общества; потеря этнокультурных ценностей; неспособность людей к целеполаганию и достижению долгосрочных целей, неспособность члена социума ориентироваться в современном пространстве; пристраивание жизненных стратегий. Многим важна не сама работа, а как это преподнести. Были созданы такие образы: «делаю дела», решаю проблемы, создаю и реализовываю инновационные проекты, «вкалывать». Многие не замечают процессов, творящихся вокруг. Например, люди, которые ездят за рулем, часто не замечают, что есть мир, который находится за окном их автомобиля. Члены общества создают собственные миры для жизни. В результате система ценностей изменяется, что и ведет к деградации этих ценностей.

Сейчас в России существует серьезная проблема, когда автономный индивид уходит на второй план, его вытесняет массовый индивид, который является усредненным продуктом неоднородной, но по-своему гомогенной массы, которая производится так же массово. Главным источником «омассовления» выступают масс-медиа и телевидение, где характерны типичные формы трансформации серьезной проблемы, действительно волнующей людей, в развлечение или товар.

Данные тенденции ведут к появлению индивида, которого целесообразно именовать «негативным» — отходящим от социума, от мысли о «соседе», от внутреннего чувства, что «свобода кончается там, где начинается свобода другого». У него пропадает ощущение русской общинности и ментальности, взаимопомощи и взаимоподдержки. Член социума теперь ставит и достигает только временные и насущные цели для удовлетворения материальных потребностей.

Вместо личности и массового индивида появляется «не принадлежащий индивид», который с помощью государства и масс-медиа становится «массовым не принадлежащим индивидом». Он не связан ни с прошлым, ни с настоящим. Это человек, пребывающий в ситуации аномии (когда утрачены все нормы и ценности) и изоляции.

конец.jpg

Член современного общества ориентирован на приобретение навыков и знаний, повышение своих компетенций, на объективное понимание действительности. Его сознание направлено на совершение выбора, созвучного лишь его потребностям, и материальной направленности. В результате этот индивид теряет духовное начало. Его выбор теперь не так жестко опосредован такими структурами и нормами, как гражданское общество, государство, право, контракт, класс, семья, мораль. Его восприятие активно, ситуативно, нестандартно и зачастую направлено на решение первостепенных задач. Современный индивид — это высокообразованный и эрудированный человек. Однако изменяется сам тип знания, повышается уровень и поток информации, тем самым индивиду приходится придумывать новые способы и модели работы с информацией. Знание непрочно само по себе, так как удалено от определенности, и его суть является также неопределенной (информация в большей мере вероятностна, чем возможна). Член социума разрывает связь времен и связь поколений, создавая «общество риска».

Происходит коммерциализация искусства, культуры, образования, науки. Все эти социально ориентированные сферы деятельности отказываются от налаживания общественных связей, формирования доверия и добродетелей, что создает почву для потери духовных ценностей. СМИ работают с сознанием людей — развлекают, создают страхи и штампы общества, внедряют идеи, полезные тем или иным брендам, искушают человека деньгами, властью, пользой и свободомыслием.

Ценностный аппарат современного человека начинает:
— во-первых, расти по мере приобретения знаний о действительности;
— во-вторых, меняться, принимая во внимание давление на него такого потока информации, которого до нас не знала не одна эпоха;
— в-третьих, нивелироваться. Это можно наглядно увидеть на примере современной молодежи;
— в—четвертых, подменяться. Например, партнеры по бизнесу считают друг друга друзьями;
Таким образом, духовные ценности практически становятся историей, атавизмом, а не важным атрибутом современного общества.

Общество теряет ценности прошлого, обретая ценности настоящего. Данные социологов свидетельствуют о том, что основная масса социума ставит материальные ценности выше духовных. Для человека в современном мире машина, зарплата, квартира — материальные ценности — превалируют. Работа государства и СМИ над ценностной системой современного потребителя приводит к овеществлению ценностей. Духовные ценности исчезают из жизни людей, что негативно сказывается на развитии российского социума. Повышается уровень социальной напряженности и конфликтности нашего общества, что может привести к социальным взрывам.

Родион Брехач, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 1565
 
A A A
Оценка материала:
(4)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
_MG_3972
Гости премии
Алина Яковлева и Евгения Мишурис
Гости конференции
начало
Адрей Баранов и Дмитрий Романов
Дмитрий Геранин и Сергей Хестанов (4)
Зал
 
Rambler's Top100