«Дванольная» государственность: Демократия 2.0 и Законодательство 2.0
2.0, 3.0 и даже 4.0 — цифры, резко ставшие популярными, сегодня прибавляются ко всевозможным формам общественной, экономической и даже государственной деятельности
A | A | A |

При этом суть «дванольности» каждый понимает по-своему. Могут ли современные технологии, пришедшие из «компьютерного» мира, быть приложены к общественному устройству, и способен ли интернет из средства коммуникации перейти в разряд категории, формирующей государственный строй? В новых техническо-политических тенденциях разбирались на Всероссийской Школе общественных объединений, которая в начале апреля была организована в Москве Российским Управленческим Сообществом.
Новый мир — новая философия
Для начала стоит разобраться, что же такое 2.0. Эксперт Фонда «Общественное мнение», председатель совета директоров компании WikiVote Василий Буров рассказывает, что сегодня 2.0 понимают самыми разнообразными способами: «Какая-то часть людей считает, что если толпа интернет-пользователей в чем-то поучаствовала, то это уже 2.0. Кто-то полагает, что 2.0 — особый способ дизайна интернет-ресурсов. Еще какая-то часть людей уверена, что 2.0 — это возможность удаленного контроля своего бизнеса. Я отношусь к части людей социологических и интернет-методологических — т.е. к тем, кто создает реально работающие сетевые проекты 2.0».
Web 2.0, согласно определению Тима О’Рейли, — методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Ключевым понятием в «философии» 2.0 является краудсорсинг, что в дословном переводе означает «толпотворчество». В отличие от уже привычных нам инсорсинга и аутсорсинга, краудсорсинг основан на привлечении ресурсов «толпы».
«Суть „краудсорсинга“ в том, что мы можем предложить людям задачи, решение которых интересно им самим, — комментирует Василий Буров. — Эти люди могут одновременно осуществлять и генерацию идей, и их отбор. Классический пример краудсорсинга — Википедия. Множество людей потратили свои силы и время на написание статей, при этом никто не получал деньги за это — они удовлетворяли собственные нематериальные потребности: увидеть свое имя под статьей, доказать себе и окружающим, что он является экспертом в определенных вопросах и т.д.».
Появление краудсорсинга обусловлено самим течением времени. Василий Буров поясняет, что приоритеты использования ресурсов в трудовых отношениях с XIX века кардинально изменились: «В XIX веке на первом месте были вещи, на втором — деньги, на третьем — люди. Соответственно, и основной схемой трудовых отношений был инсорсинг, когда использовались только собственные ресурсы. Во второй половине XX века ситуация поменялась: уровень технологий повысился до такой степени, что для создания вещей нужны были только деньги. А люди сами шли туда, где были деньги и технологии. В этот период активно внедряется аутсорсинг. Ну, а сегодня, в XXI веке, на первый план выходит человеческий ресурс. Вещи мы умеем делать любые, стоимость денег резко упала в силу многих причин. Главным становится вопрос: откуда взять людей?».
Именно краудсорсинг может стать средством реализации экономических, социальных и иных гражданских инициатив: среди толпы людей всегда найдутся такие, кого можно привлечь к какому-либо проекту, — эксперты в своем деле.
Демократия: перезагрузка
Вместе с развитием интернета все больше людей задумываются о возможностях его использования для формирования государственного устройства. К словосочетаниям «электронное правительство» и «электронные государственные услуги» россияне уже начинают привыкать. Вместе с этим, оказывается, можно и саму суть «народовластия», то есть демократии, «оцифровать» и «запостить» во всемирную сеть.
«Интернет позволяет не только узнавать мнение людей, но и проводить массовые гражданские акции, не вытаскивая людей на митинг или конференцию. В нашей стране очень многие готовы участвовать в общественной жизни и реализовывать какие-то гражданские инициативы, сидя дома и нажимая на кнопки», — подчеркивает Василий Буров.
Для перехода от современного общества представительной демократии к интернет-обществу прямой демократии — Демократии 2.0 — уже есть два необходимых условия: сами технологические возможности интернета, а также тот факт, что интернет есть у всех политически активных и образованных граждан. Таким образом, все они могут напрямую участвовать в создании законов. Основная проблема Демократии 2.0 — перевод интернет-активности от праздной болтовни к реальным результатам.
Тот хаос, который на сегодняшний день представляет собой всемирная сеть, не позволяет консолидировать людей для создания конечного продукта. Гражданская активность бушует в блогах, по интернету «ходят» петиции, которые подписываются пользователями. Это позволяет выпустить пар, но не несет практического значения. Да и сами документы, распространяемые по сети, разработаны еще по старой системе 1.0, считает Василий Буров. По мнению эксперта, для «дванольности» необходимо коллективное творчество: «Поболтать в сети любят все, но это не порождает ни нового знания, ни реального документа. Вся ответственность общественных активностей в интернете находится пока на уровне клика. И те петиции, которые сейчас расходятся по сети — это документы из старого мира, они сделаны не при помощи технологии 2.0, когда каждый пользователь участвует в создании текста. Для реального сетевого государственного проекта необходимы ответственность и сотворчество».
Законодательство 2.0
Несмотря на «бардак» во всемирной паутине, в российской сфере web 2.0 почти одновременно появились две инициативы, посвященные законодательству. Оба кейса федерального уровня стартовали летом 2010 года — законопроекты «О полиции» и «Об образовании».
«Нормативные документы, принятые без участия всех заинтересованных сторон, сразу оказываются не очень хорошими, — замечает Василий Буров. — В первый же день существования закона выясняется, что его надо срочно менять. К нему тут же вносятся поправки, а так как поправки пишутся по той же схеме, что и сам закон, то дальше вносятся поправки к поправкам, и по этому кругу мы ходим непрерывно».
Решить глобальную проблему российского законодательства можно, используя людские ресурсы в интернете. В условиях современного информационного общества происходит сосредоточение активных интеллектуальных людей в социальных сетях. И в этом заключается огромный потенциал: таких людей легко мотивировать на общественно-полезную деятельность, кроме того, интернет представляет собой удобную площадку для взаимодействия.
Первые опыты создания законов по сетевому принципу условно назвали Экспертиза 2.0 и Обсуждение 2.0. По технологии Экспертизы 2.0 дорабатывалась глава «Общее образование» проекта Закона «Об образовании». Вот как Василий Буров описывает эту методику: «В ходе проекта мы привлекали к участию
Другая модель «дванольной» гражданской активности — это Обсуждение 2.0, в рамках которого проходило обсуждение законопроекта «О полиции» (а позже — и законопроекта «Об образовании»), когда каждый желающий мог оставить комментарий к документу. Василий Буров критически относится к итогам этого проекта. По мнению эксперта, Обсуждение 2.0 ориентировано на то, чтобы люди могли дать волю своим эмоциям, а не на результат. В отличие от Обсуждения 2.0, метод Экспертизы 2.0 позволяет получить на выходе не просто готовый документ, а нечто большее.
«Благодаря Экспертизе 2.0 мы получаем три вещи: улучшенный документ законопроекта, человеческий капитал (составляем рейтинг народных экспертов, накапливая „элиту“, которую можно привлечь к дальнейшей работе), а также дополнительную лояльность населения, — отмечает Василий Буров. — Российские и зарубежные эксперименты показывают, что люди, реально участвовавшие в формировании контента (даже если их „кусочек“ не вошел в итоговый документ), существенно более лояльны к новому закону. Кроме того, идет также „вирусное“ распространение этой лояльности среди их окружения. И самое главное — появляется способ конвертации позиции несогласия в конструктивную деятельность. Конечно, конвертируются не все, кто-то не умеет ничего другого, кроме как писать едкие комментарии. Но опять же, нам эти люди не очень и нужны, поскольку ничего конструктивного они предложить не могут».
Обе модели подготовки законов могут использоваться уже сейчас, причем, как отмечает Василий Буров, Экспертиза 2.0 может применяться как самостоятельно, так и вместе с Обсуждением 2.0: по результатам проведения Обсуждения авторы наиболее интересных, конструктивных, неординарных комментариев приглашаются к участию в Экспертизе 2.0 вместе с другими «толковыми» людьми.
Василий Буров рассказал, что весной 2011 года стартует новый законодательный проект 2.0 — и произойдет это в Екатеринбурге. Подробности проекта пока держатся в секрете, однако г-н Буров подчеркивает, что уральский регион выбран неслучайно — по его словам, именно в Екатеринбурге присутствует «страшно активное» гражданское сообщество.
Материал предоставлен Российским Управленческим Сообществом участников Президентской программы подготовки управленческих кадров (РУС)
A | A | A |
Оценка материала: | (1) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
18 июня, 22:51
Люди все больше не доверяют новостям -
05 марта, 20:42
Суд разрешил Карлосу Гону выйти под залог -
20 февраля, 00:50
Большинство россиян заявили о невозможности честного бизнеса в России -
13 ноября, 21:28
Больше половины россиян хотели бы иметь свой бизнес -
10 сентября, 11:56
Глава Alibaba Джек Ма собрался на пенсию
-
12 апреля, 22:33
FAQ по COVID-19. Все, что вам нужно знать -
11 июня, 23:28
Расследование Ивана Голунова: гроб, кладбище, сотни миллиардов рублей -
28 апреля, 22:25
Как исключить семь ошибок менеджеров, чтобы стать лидером продаж -
16 апреля, 15:34
Не учите менеджеров облизывать клиентов! -
15 апреля, 14:49
Вильгельм Майбах: «Саморазвитие и упорство рождают победы»
На данный момент нет комментария к этому материалу.