О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.0381
EUR ЦБ 90.0063
 
Погода:
+16
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
5 
Движение плотное
14:10 / 08.09.2010

Эмоциональный интеллект: как его в себе воспитать?

Психологи утверждают, что высокие показатели IQ вовсе не являются гарантией успеха. Ничуть не меньшую роль играют ваша уживчивость, неконфликтность, общительность ― словом, показатели эмоционального интеллекта.

A A A
Эмоциональный интеллект: как его в себе воспитать?

Эмоциональный интеллект — интереснейшая область исследований последних лет. Эти исследования проводят ученые разных стран и специальностей: антропологи, социологи, психологи и врачи. Многолетние количественные исследования, основанные на наблюдении и тестировании участников различных фокус-групп, в т. ч. одних и тех же людей в разном возрасте, пополнили результаты новых высокотехнологичных экспериментов в области работы головного мозга человека. Эти результаты помогают более отчетливо разглядеть эмоциональные механизмы человеческого восприятия и тесно связанного с ним последующего выбора действий.

В чем практическая ценность этих новых знаний человека о самом себе? На мой взгляд, есть два аспекта, на которых мы и строим популярные тренинги под общим названием «Управление эмоциями». Первый этап такого управления лежит в плоскости отслеживания собственных чувств в различных ситуациях: радость, восторг, грусть, раздражение, досада, обида и т. д. На тренинге мы, например, просим участников без слов передать друг другу ту или иную эмоцию. Сложность заключается обычно в нюансах: как передать разочарование или досаду? В целом, можно смело утверждать, что позитивные чувства мы можем показать более выразительно, отрицательные чувства часто подавлены (особенно в корпоративных форматах занятий), передать их бывает нелегко. Например, подавленность, попробуйте ее изобразить без слов! Но если мы не можем выразить чувство, это не значит, что оно перестает существовать. Напротив, это можно сравнить с эффектом неразорвавшейся бомбы. Не проявленное чувство накапливается, разрастается и очень часто приводит либо к затяжным неврозам, либо к бурным «беспричинным» эмоциональным взрывам. Как с этим бороться? Наблюдать за своими реакциями, давать имена возникающим чувствам и анализировать их, по возможности давать им волю и... отпускать.

Вот еще одно простое упражнение. Возьмите в руку ручку или фломастер. Зажмите его очень крепко в руке и вытяните руку перед собой. Удерживайте руку в максимальном напряжении несколько минут. Что вы чувствуете? Продолжайте. Через некоторое время вы заметите, что привыкли к этому положению, как будто оно абсолютно естественно для вас. А теперь расслабьте руку, отпустите ручку или фломастер. Что вы почувствовали? Сравните предмет, сжимаемый в руке, с каким-либо чувством, эмоцией. Проделайте это упражнение еще раз, мысленно представляя себе это чувство вместо предмета в руке. Это интересный эксперимент. Попробуйте.

Когда мы научимся «видеть» собственные эмоции, отслеживать их и «включать» или «отключать» по собственной воле, нам будет проще наблюдать реакции окружающих нас людей. Это следующий этап тренинга. Здесь мы учимся быть с нашим партнером по общению максимально включенными, а не просто присутствовать. Здесь мы становимся «зеркалом» для своего визави, помогая отследить его чувства. Мы заново учимся говорить, угадывая транслируемые эмоции: «Я вижу, что ты расстроен, огорчен, грустишь, раздражен» и т. д. Эта тонкая настройка на партнера дает прекрасный положительный эффект в любой коммуникации. Во-первых, наш партнер испытывает признательность за внимание к собственным нуждам, в нем растет ответная эмпатия. Таким образом, создается качественно новое пространство для положительного общения. Это работает при общении как с детьми, так и со взрослыми. С другой стороны, практика показывает, что человек, сознательно управляющий собственными эмоциями и служащий проводником позитивного общения для других, гарантированно получает личные бонусы: уверенность в себе и собственных силах, подъем энергетики, более результативные коммуникации. Развивать эмоциональный интеллект, безусловно, имеет смысл.

Елена Агафонова, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 1357
 
A A A
Оценка материала:
Все материалы


Комментарии
Dominov 08.09.2010 21:30:02

Цитата
уживчивость, неконфликтность, общительность ―  показатели эмоционального интеллекта.
Спасибо за формулировку, но все перечисленные качества являются чертами характера. Можно наверное в пределах треннинга выявить и закрепить эти черты. Но в долгосрочной то перпективе отсутсвие их все равно проявится. Не так ли?

Влада Невская 09.09.2010 09:10:08

А мне кажется. что перечисленные качества привиты, то потом никак не проявится их отсутсвие )) единственное, что я сомневаюсь в "общительности". Вроде люди экстраверты или интраверты с рождения и навсегда

Iris 09.09.2010 09:23:39

Если кошку бросить в  воду, она поплывёт, но она никогда не станет рыбой.

Весь смысл подобных тренингов в конечном итоге - воспитание качеств, наиболее востребованных на рынке труда. Иногда - вполне конкретному работодателю. Их можно перечислить по пальцам одной руки: стрессоустойчивость (близкие по значению - неконфликтность, самообладание), коммуникабельность (близкие по значению - общительность, уживчивость), исполнительность (часто подменяемое словом работоспособность). То есть - качества, которые потом можно эксплуатировать. Остальные же качества личности вроде как не у дел, о них не говорят, что их надо в себе развивать. В результате общество получает ущербное поколение психологически обработанных людей, у которых внешне всё ok - но это до определённого возраста. Кризис середины жизни расставляет всё на свои места... и лет через десять мир столкнётся с непредсказуемым, непрогнозируемым поведением (возможно носящим массовый и даже организованный характер) тех, кто сегодня занимается на подобных тренингах по выработке качеств, по которым есть запрос на рынке труда.

Наталия Петрова 09.09.2010 22:16:40

Цитата
В результате общество получает ущербное поколение психологически обработанных людей
Возможно вы и правы, но я согласна с предположением Dominov, что в долгосрочной перспективе привитые на тренингах качества не смогут сформироваться в стабильную форму поведения - характер то останется. Его так просто не "перекуешь"  и для того, чтобы его изменить нужно довольно-таки длительное время в соответсвующей  среде.

Елена Агафонова 13.09.2010 12:36:53

Мне отрадно, что наши размышления о развитии эмоциональной компетенции нашли отклик сообщества brainity.ru. Однако во всех комментариях сквозит сомнение в целесообразности таких тренировок. Абсолютно соглашусь, что работа над собой в угоду требованиям рынка труда, изменения ради самого процесса – занятие мало эффективное и даже вредное. В основе запроса по отслеживанию своих реакций, осознанию их истинных причин и возможных приемлемых корректировок лежит глубинное понимание ценностей более высокого порядка. Например, восстановление гармоничных отношений в семье, сохранение собственного здоровья и т.д. В корпоративном режиме такие тренинги имеют смысл, если участники способны сопоставить задачи компании (например, повышение лояльности клиентов) с пониманием собственных выгод (например, снижение энергозатрат в конфликтах, которые сегодня отнимают силы и ведут к депрессиям и/или агрессии вне работы).

Наталия Петрова 16.09.2010 01:39:27

Цитата
Елена  Агафонова пишет:
лежит глубинное понимание ценностей более высокого порядка. Например, восстановление гармоничных отношений в семье
Спасибо. Это самое важное. Но разве только "восстановление"? Очень много усилий требуется и для "поддержания" соотвествующей эмоциональной среды семьи.

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Гости дискуссии (18)
Гости дискуссии (29)
DSC_4541
макарова н., Сапенюк М., Кекулов А.
Антошкина Екатерина
Даша Богачкина
Гости портала
Гости портала
 
Rambler's Top100