О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 77.9241
EUR ЦБ 91.3115
 
Погода:
+5
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
6 
Движение затруднено
13:27 / 04.05.2011

Информационно-аналитическое обеспечение государственного управления и его нормативно-правовое регулирование

Основной продукт государственного управления – это управленческое решение

A A A
Информационно-аналитическое обеспечение государственного управления и его нормативно-правовое регулирование

Принятие управленческого решения состоит из четырех стадий. При этом информация необходима на всех четырёх стадиях (см. таблицу 1).















Таблица 1. Потребность в информации на различных стадиях принятия решения
Стадии формирования решения Потребность в информации
1 Выявление проблем и возможностей, установление приоритетов Контроль деятельности, отображение изменившихся условий и новых возможностей
2 Точное определение проблем и возможностей Оценка факторов, воздействующих на деятельность, прогнозы, оценки
3 Принятие решения Прогнозирование результатов для разработки альтернативных вариантов деятельности
4 Исполнение и контроль исполнения Оценка и контроль деятельности

Отсюда можно установить прямую зависимость: полное и качественное удовлетворение потребности в информации позволит полно и качественно готовить, исполнять и оценивать управленческое решение. Для полного и качественного поиска и сбора необходимой для управленческого решения информации в работе органов государственного управления могут быть могут быть использованы следующие методы: 1) наблюдение, 2) мониторинг, измерение, 3) опрос, 4) фокус-группа, 5) панель.

В процессе наблюдения собирается качественная информация. Этот процесс носит систематический характер и заключается в регистрации событий, фактов, явлений, связанных с интересующим объектом. Мониторинг, измерение являются, по сути, количественной формой наблюдения. При сборе информации, необходимой для принятия решения, метод опроса может быть использован не в чистом виде, а в виде глубинного интервью с представителем искомой отрасли/сферы и может являться неформальным диалогом. «Фокус-группа» как метод используется постоянно, но носит название «совещания», «круглого стола», «рабочей группы». Такие мероприятия чаще менее формализованы и позволяют услышать большое количество мнений. «Панель» — метод, мало используемый, но особенно действенный при формировании потребительской корзины, прожиточного минимума, установления размера социальных пособий.

Кроме того в работе органов государственного управления могут быть использованы аналитические методы обработки уже собранной информации:

1) статистические методы (регрессионный анализ, вариационный анализ, факторный анализ, дискриминантный анализ, кластер-анализ, многомерное шкалирование);
2) text mining (реферирование, классификация, кластеризация, тематическое индексирование, поиск по ключевым словам);
3) контент-анализ;
4) бенчмаркинг.

Статистические методы необходимо использовать при обработке количественной информации: это анализ социально-экономических тенденций, прогнозирование развития территории и тому подобное. При обработке качественной информации оптимальными являются методы «анализа текста» и контент-анализа. Особняком стоит метод бенчмаркинга, позволяющий сравнивать развитие вверенной органу государственного управления территории с другими аналогичными территориями.

Работа с информацией, которая может быть использована органами государственного управления: ее сбор, анализ, структурирование, систематизация, дальнейшее использование регулируется рядом нормативно-правовых актов, которые охватывают все сферы информационной работы. В двух статьях Конституции РФ регулируется работа с информацией [2]. Так, Статья 29 закрепляет свободу информации. Однако в перечне прав и свобод человека и гражданина, содержащемся в Конституции РФ (глава 2), права на информацию нет.

Одним из основных законов, регулирующих информационную работу в России, является Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [8]. Он регулирует отношения, возникающие, в том числе, при «осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации» (Статья 1, пункт 1.1). Важным пунктом в этом законе является определение общедоступной информации (Статья 7. Общедоступная информация). Так как именно на информации из открытых источников строится информационно-аналитическая работа.

Реализация 2-го пункта Статьи 24 Конституции РФ обеспечивается Федеральным законом № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [9].

Закон, также регулирующий вопрос доступа к государственной информации, — Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [10]. В решениях судебных органов можно найти информацию, связанную с предприятиями на вверенной территории, или их аффилированными лицами. Информация может носить косвенный характер, но может дать представление о добропорядочности объекта исследования или об ее отсутствии.

Так как информация, используемая органами государственного управления, включает в себя в том числе и информацию о коммерческих предприятиях, то необходимо соблюдать Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [4]. Отнести ту или иную информацию к коммерческой тайне может сам обладатель этой информации.

Наряду с коммерческой тайной, существует и государственная тайна. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулирует Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» [3]. Ранее, 6 марта 1997 года, был издан Указ Президента РФ № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» [11].

Большинство необходимой для наблюдения информации находится в открытых источниках, в первую очередь, в средствах массовой информации. Деятельность СМИ в России регулируется Законом РФ N 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» [7]. Следует отметить, что редакция имеет право делать запросы в адрес государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц, и те обязаны предоставить «сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах».

Целями Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» [6] являются «развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы».

Любая информация, которой пользуется государственный чиновник, имеет своего автора и подпадает под действие авторских прав. Авторские права ранее защищались Законом РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах». После введения в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ [1], закон утратил силу. Все источники информации являются результатом интеллектуальной деятельности авторов или коллектива авторов. «Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат». Но не подпадают под авторское право «сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер» (Статья 1259 ГК РФ).

В федеральном законе «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [5], вступившем в силу 27 января 2011 года, дано определение ряда понятий: «инсайдерская информация», «инсайдеры», «манипулирование рынком», «операции с финансовыми инструментами или товарами», «организатор торговли».

Таким образом, органы государственного управления могут повысить качество своей работы с помощью применения методов информационно-аналитического обеспечения. При этом соблюдая определённые нормативно-правовые акты.

Источники:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.07.2010).
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
3.
О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 18.07.2009).
4. О коммерческой тайне: ФЗ от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) (принят ГД ФС РФ 09.07.2004) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2008).
5. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: ФЗ от 27.11.2010 г. № 224-ФЗ.
6.
О рекламе: ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.02.2006).
7. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 09.02.2009).
8. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 27.07.2010) (принят ГД ФС РФ 08.07.2006).
9. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.01.2009).
10. Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ: ФЗ от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. от 28.06.2010) (принят ГД ФС РФ 10.12.2008).
11. Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера: Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188.


Денис Никитас, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 3911
 
A A A
Оценка материала:
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Кристина Салимова
Владимир Якуба
_MG_3975
DSC_4484
_MG_4003
Первые  гости
Вход
Гедревич Э. . Кекулов А., Сапенюк М., Макарова Н.
 
Rambler's Top100