О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 73.0081
EUR ЦБ 85.6823
 
Погода:
+9
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
09:14 / 28.06.2011

Информация – не товар, товар – информационный продукт

Существует популярное выражение «если ты такой умный, почему ты такой бедный?». Как его можно интерпретировать?

A A A
Информация – не товар, товар – информационный продукт

Я считаю, что выражение «Если ты такой умный, почему ты такой бедный?» значит, что человек обладает какой-либо информацией, а может, даже и знаниями, но не может конвертировать их в деньги, не может на этом заработать. Это значит, что просто информация как таковая рынку не нужна. Рынку нужен информационный продукт — производное от информации. Именно он является товаром, предназначенным для продажи или обмена и представляющим результат различных видов деятельности. Это могут быть газеты, теленовости, книги, журналы, почтовая рассылка, лекция и т.п.

Уникальная особенность формирующегося информационного общества заключается в том, что информация в нем становится одновременно и предметом, и средством, и орудием, и целью, и результатом труда. Один из теоретиков социальной информации Виктор Григорьевич Афанасьев (1922 — 1994) писал: «Информация может быть ценной с точки зрения субъекта, ее использующего, со стороны внутреннего содержания самой информации с позиции цели, которую предполагается достичь посредством информации»*.

Попробуем разобраться в товарных свойствах информации, выделив среди них общие и уникальные. Информация — категория нематериальная, и продается не она сама, а право на ее использование. Общим свойством товара является его способность к обмену, т.е. обладание так называемой меновой стоимостью. Информационные продукты, пожалуй, как никакие другие, широко обмениваются между субъектами хозяйственной деятельности, т.е. обладают, как любой товар, меновой стоимостью.

Всякий товар обладает потребительной стоимостью — важнейшим свойством удовлетворения самых разнообразных потребностей. Информационный продукт также является предметом удовлетворения особого рода потребностей человека — информационных или коммуникационных потребностей, следовательно, тоже обладает потребительной стоимостью. Поскольку информация есть результат конкретной деятельности, то она обладает и стоимостью, величина которой, как известно, измеряется количеством труда, необходимого для производства того или иного товара или продукта, в том числе информационного.

Информационный продукт — товар необычный, скорее даже уникальный, обладающий рядом свойств, отличающих его от других видов товара. Рассмотрим некоторые из этих свойств в их отношении к современным маркетинговым коммуникациям.

1. Неотчуждаемость информации от продавца и покупателя. Предметом купли-продажи является не идеальная сущность, несущая в себе конкретное содержание, а материальная форма, которая для одного и того же содержания может быть различной и выражаться в виде текста, изображения и речи т.п.
2. Информация не становится единоличной собственностью только того, кто ее приобрел. Во-первых, она в виде идеального содержания остается у прежнего владельца, и во-вторых, ее содержание становится принадлежностью всех тех, кому она доступна, понятна и необходима.
3. Неуничтожимость информации в процессе ее использования. Содержание информации не расходуется при ее потреблении. Но информационное сообщение не тождественно своему материальному носителю. Поэтому оно может быть потреблено неограниченное число раз, его можно также размножить и одновременно использовать в разных местах для решения всевозможных задач.
4. Генерация новой информации в процессе ее использования. Информация в процессе ее использования порождает новый информационный товар. Это новая или собственно информация и метаинформация — результат аналитико-синтетической обработки исходной информации.
5. Увеличение объемов и форм информационного товара в процессе его потребления. Чем больше потребляют и используют информацию, тем больше ее становится. Но информационный продукт — товар «скоропортящийся». Его жизненный цикл очень короткий.
6. Неразменность информации в процессе коммуникации. Это свойство хорошо иллюстрируется афоризмом Джорджа Бернарда Шоу: «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко... Если у тебя есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи!».

Признавая информационный продукт товаром, необходимо отметить, что его уникальные товарные свойства вносят существенную специфику в систему маркетинговых коммуникаций. Это, несомненно, приводит к трудностям в торговле им как на российском, так и международном информационном рынках.

Денис Никитас, эксперт Brainity

* Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. — М.: Политиздат, 1975. — С. 17.

 
Количество просмотров: 1669
 
A A A
Оценка материала:
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
DSC_4580
Иван Овчаров
Жанна Волкова, директор по маркетингу компании Kelly Services CIS
01.02.2011 049
Вероника, журналист издания Новости СМИ и редактор раздела "Персона" Анна Чащина
Советы от спикера
Ярослав Кабаков, ректор учебного центра «ФИНАМ»
Евгений Феклистов и Людмила Таракнова
 
Rambler's Top100