О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 79.3323
EUR ЦБ 92.6284
 
Погода:
+9
°C
облачно
 
Пробки:
4 
Местами затруднения
18:22 / 23.09.2010

Ирония истории

Почему так плохо воспринимаются почти все реформы? "Все дело в Иронии истории", - считает наш эксперт

A A A
Ирония истории

История человечества состоит из бесконечного кипения и борьбы различных идей, теорий и концепций, возникающих в бесконечной веренице различных людей, групп и партий, племен и народов. История сама свидетельствует том, что идеи вождей, пророков, мыслителей, признанных и непризнанных гениев и просто незаурядных личностей никогда не реализовывались до конца, постоянно тонули в бесконечной текучке жизни, терялись во времени и пространстве. Коммунистическая идея по очередному переустройству общества через сто лет борьбы тоже утонула в современной российской действительности. Описанное явление, никак не дающее людям довести задуманное до конца в первоначальном виде, немецким философом Гегелем и названо иронией истории.

Ирония истории объясняется тем, что реальная действительность жизни трудно познается из-за постоянной ее изменчивости, что можно сравнить со стихийным изменением погоды. Точно так же и состояние людских масс и каждого человека в отдельности в каждое последующее мгновение тоже будет другое, мало предсказуемое и слабо прогнозируемое. Чтобы выяснить, что делают миллионы людей в данный момент, надо мысленно «остановить мгновение», как в кинокадре, и тогда окажется, что каждый человек жадно использует любую ситуацию в своих личных интересах.

Можно управлять идеями и целями отдельных людей, можно управлять действиями отдельных групп в определенное время так же, как можно управлять экономикой цеха или завода, выпускающего конкретную продукцию. Но полностью управлять из какого-то центра экономикой всей страны, группы стран (СНГ) и тем более мира нельзя так же, как нельзя полностью управлять идеями, целями, желаниями, настроениями политическими установками всех поголовно людей. Крах Госплана СССР и КПСС тому пример. История знает много как злых, так и добрых гениев, пытавшихся это делать, но всегда в конечном итоге их идеи и цели искажались до неузнаваемости или «широкими слоями населения», или узкими группами инакомыслящих.

«Управлять» экономикой нельзя так же, как нельзя без иллюзий «управлять» философией и политикой. По этому признаку политэкономию можно назвать практической философией или философией практической жизни. Классическая философия ― это плод игры абстрактного ума, игры абстрактных идей и мыслей, это фундаментальная наука наук, мать фундаментальных наук. А политэкономия ― это мать прикладных наук, которая задает им цели и ориентиры, ставит задачи. Для познания философии человеку достаточно иметь необходимую базу философских знаний, незаурядный ум, достаточно высокий интеллект, соответствующие духовные качества. Для познания и понимания настоящей экономики и настоящей политики всего этого недостаточно. Для экономики и политики требуется практический полигон, которым является и все многообразие производственных и личных отношений людей.

В государственной и мировой системе тесно взаимосвязанных, рождающихся друг из друга политических и экономических категорий всякое изменение одной из них влечет за собой последующие неизбежные деформации всех остальных. Поэтому даже теоретически доказанные и полностью осознанные людьми идеи и планы, необходимые обществу, невозможно внедрить в жизнь сразу. Любая идея обновления жизни людей обязательно предполагает какую-нибудь программу внедрения в практику ряда тесно взаимосвязанных, вытекающих друг из друга экономических, политических, технических и других мер, которые действительность не позволит осуществить одновременно, отдавая предпочтений лишь одной мере, остро назревшей, вынужденной, не терпящей отлагательства. Эта единичная мера, направленная, как правило, на переориентацию собственности и стимулов, искажается людьми, которые всячески цепляются за привычные ценности, идеи и убеждения, верования и заблуждения.

К тому времени, когда внедрится в жизнь последняя по цепочке благая мера, первая уже приходит в негодность в условиях поглотившей или изменившей ее действительности, которая точно так же начинает изменять вторую, третью и т. д. благую меру. Поэтому реформы и не идут. Усилия кучки людей, желающих что-либо изменить немедленно или «за 500 дней» тщетны перед этой грозной действительностью и напоминают ироническую сцену сражения Дон Кихота с ветряными мельницами. Постоянно меняющаяся стихия действительности вынуждает людей возвращаться к той условно первоначальной идее, обновлять и вновь бросать ее в «кругосветное путешествие». Этим спиралям обновления нет конца.

Широта и глубина политэкономических знаний этой практической философии со временем позволит людям выработать ряд последовательных мер, внедрение которых в жизнь будет осуществляться не «шоковыми терапиями» для общества, а безболезненно. До такого бережного и осторожного отношения общества к своему росту и развитию, к своему нравственному и физическому здоровью лежит долгий путь проб и ошибок, путь органической связи между политэкономическими и философскими категориями, которые определяются:
1. Степенью истинности предлагаемых идей, т. е. степенью их необходимости для общества и глубины их разработки авторами.
2. Степенью убежденности, когда идея становится материальной силой.
3. Желанием и способностью правящих кругов эту идею воплотить в жизнь.

Экономику и политику можно только плавно совершенствовать, никаким радикальным влияниям она не поддается. Революции и шоковые терапии перестройки не решают эту задачу, избежать кризиса можно, если не спеша делать может быть частые, но частные (т. е. малые) ошибки. Большие ошибки в политэкономии ведут к большим кризисам во всей жизни общества, о чем свидетельствует новейшая история и Востока, и Запада, но прежде всего — России.

Леон Ива, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 504
 
A A A
Оценка материала:
Все материалы


Комментарии
Dominov 23.09.2010 21:51:47

Цитата
Точно так же и состояние людских масс и каждого человека в отдельности в каждое последующее мгновение тоже будет другое, мало предсказуемое и слабо прогнозируемое
Насколько я знаю, главным стимулом прогресса человечества является "единство и борьба противоположностей". А люди по сути своей инертны и боязливы. Поэтому и воспринимают столь необходимые реформы с осторожностью.

Iris 24.09.2010 23:48:37

Цитата
Dominov пишет:
Насколько я знаю, главным стимулом прогресса человечества является "единство и борьба противоположностей". А люди по сути своей инертны и боязливы. Поэтому и воспринимают столь необходимые реформы с осторожностью.

Инертность - двигатель прогресса, наравне с новаторством. Экспериментальный материал природы отрабатывается на новаторах, а инертность производит отбор наилучшего, удавшегося новаторства. Тем более, что события имеют свойство повторяться. И хотя история обычно никого и ничему не учит, и грабли каждый раз видятся другими только потому что стоят в другом углу сарая, кое-что всё-таки удаётся...если совпадает с исторической необходимостью.

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Яна Федорова, главный редактор Brainity, руководитель проекта
Наша аудитория
Геннадий Чернецов
Дарья Богачкина
Жанна Волкова (4)
DSC_4508
IMG_2381
Обсуждение
 
Rambler's Top100