О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 79.9667
EUR ЦБ 85.9190
 
 
Пробки:
2 
Дороги почти свободны
10:51 / 09.02.2012

Как изменить систему образования?

Частный вопрос, из категории вечных вопросов, подобных,  например, таким: что лучше в России: дороги или люди? Или, допустим, кто прав и что  делать?

A A A
Как изменить систему образования?

Большая страна, большие вопросы. Расстояния у нас большие и задачи масштабные. Cтало быть, решениям тоже следует быть масштабными. И такими, чтобы один раз решить и делать, делать и делать.

Традиции

В условиях стабильной, закрытой, многолетней и устойчивой, максимально контролируемой системы так оно и было: детский сад, потом начальная школа, за ней средняя школа с ответвлением в профессию (училище после восьмого класса). Далее институт (с перерывом или задержкой на службу в армии), распределение и работа или учеба. Вот такая стройная, линейная система образования существовала. Она соответствовала темпу жизни, обеспечивала сохранность идеологии, создавала относительно предсказуемое будущее.

В конце прошлого века началась эпоха перемен. Если же смотреть на все еще продолжающиеся изменения, в том числе и системы образования, то можно увидеть ее продолжение. Далее не будет хронологического описания перехода на одиннадцатилетнее образование, введение ЕГЭ, разрешения подачи документов в несколько вузов и т.д. Анализа плюсов и минусов, последствий изменений экзамена тоже не будет.

Изменения

Изменения могут затеваться по двум причинам: для достижения определенных целей, для того, чтобы привести систему в новое качественное и/или количественное состояние. Или же для имитация такого перевода. 

Чтобы изменить систему, важно представлять цель этих изменений, иметь описание будущего, желаемого состояния. Закон об образовании содержит следующее определение:  «Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

Достаточно сформулировать интересы общества и государства, и сразу станет понятно, образование какого качества и в каком количестве будет желаемо и желательно. Любой учащийся уже сам сможет определить свои интересы сообразно своим способностям и устремлениям и решить, как их можно реализовать в заданных рамках. 

Для того, чтобы произвести изменения, важно хорошо знать «внутреннее устройство» системы: элементы, взаимосвязи, центры принятия решений, их ответственность, полномочия, качество взаимодействия, общность ценностей и т.д. В масштабных системах, когда изменения одновременно производятся на разных уровнях, очень важна согласованность действий участников. 

Изменения

Согласованность участников может быть построена на общих ценностях, понимании этих ценностей и следовании им. То, что в разное время называют идеологией, национальной идеей, менталитетом и т.п. Сейчас общими ценностями называют инновации. Чем больше и сложнее система, тем сложнее согласование. Тогда должен быть «центр» координации работы по согласованию. Экспертный совет, например. И его формирование — задача очень сложная.

Проблемы еще и в том, что на пути к желаемому состоянию на систему действуют, зачастую, разнонаправленные силы. Как внутри системы, так и являющиеся условно внешними по отношению к ней. Возникает потребность в постоянном регулировании движения, в сверке текущего состояния системы с желаемым. Это и делают участники изменений. 

Продолжаются изменения системы образования: укрупнение университетов, образование на базе лабораторий коммерческих предприятий, переход школ на самоокупаемость. Может, это и есть действия по приведению системы образования в желаемые, ранее спроектированные структуру и качество?

Например, в целях ограничения доступа к качественному образованию возможностями кошелька, пробуждения предпринимательской инициативы родителей, поощрения настойчивости и активности, способностей использовать в качестве социального лифта «Сапсан», а не сани рыбного обоза. Или скоростные лифты башни «Федерация».

Действия

Может, и так. Тогда школьникам, студентам, а также их родителям, всем ныне учащимся в эпоху перемен, остается приспосабливаться. И здесь только одно средство: действовать. А значит, отстаивать свои интересы, с уверенностью и достоинством. 

Действовать, действовать и действовать. Ведь дальше действовать будете Вы.

Денис Загребиль, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 3158
 
A A A
Оценка материала:
(1)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Radio City
Анна Левина (3)
Вручение  премии
_MG_4032
Любимые гости
Татьяна Корсакова, директор специальных  проектов Public.ru
Юлия Солодова и Тамара Циклаури
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
 
Rambler's Top100