О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.0381
EUR ЦБ 90.0063
 
Погода:
+12
°C
облачно
 
Пробки:
1 
На дорогах свободно
18:19 / 14.02.2011

Китайские тигры переходят в наступление

Может быть, бизнес-школы Поднебесной еще не достигли уровня Harvard, но многие зарубежные студенты уже вносят их в список наиболее предпочтительных

A A A
Китайские тигры переходят в наступление

Еще десять лет назад целеустремленному специалисту из Китая, который хотел получить степень МВА, ничего не оставалось, кроме поездки за рубеж. Но китайские программы МВА с потрясающей скоростью поднимают планку и теперь не только позволяют талантливым студентам учиться дома, но и привлекают иностранных кандидатов, заинтересованных в получении работы в Китае. Хотя эти школы еще не получили признания во всем мире, не стоит удивляться, если в течение следующих 10 лет вы увидите, что в рейтинге лучших бизнес-школ China Europe International Business School (CEIBS) и Tsinghua University идут сразу за Kellogg и Duke.

В 1991 году китайское правительство официально одобрило программы МВА в девяти школах. Ожидается, что к концу 2011 года их число достигнет 236, что на 25% больше, чем в 2010.

Каждый год в Китае степень МВА получает 20 тысяч студентов, но лишь немногие школы предлагают серьезные международные программы на английском языке, где работают преподаватели из Massachusetts Institute of Technology Sloan School of Management, Harvard Business School или Stanford Graduate School of Business. Этих программ слишком мало, чтобы удовлетворить спрос. Согласно прогнозам компании DHD Consulting, в течение следующих 10 лет экономике Китая понадобятся 75 тысяч специалистов со степенью MВА, которые знают хотя бы один иностранный язык.

Выпускники китайских бизнес-школ не стремятся работать в международных компаниях. И вот почему. Еще до финансового кризиса многие ТНК провели сокращения и приостановили набор новых сотрудников. В результате китайские студенты переключились на частный бизнес и передовые государственные компании Китая, например, Cofco и ICBC, повернувшись спиной к западным корпорациям, посчитав их ненадежными. Согласно опубликованному в августе опросу ChinaHR. com, в котором приняли участие более 200 тысяч студентов, только три иностранные компании, Google, Microsoft и Procter & Gamble, попали в список 50 наиболее предпочтительных фирм.

Стабильная работа

В то время как иностранные студенты программ МВА выбирают финансы и консалтинг, сферы, где главенствуют международные компании, у китайских магистров делового администрирования другие предпочтения. Только студенты, которые уже работали в транснациональных компаниях, могут выбрать их после выпуска. Но даже они могут туда не вернуться по причине культурных различий и нестабильности«.

Все больше иностранных студентов предпочитает международные программы МВА в Китае ведущим западным школам. Это свидетельствует о том, что ценность китайского образования в мире растет.

Имея за плечами опыт работы в KPMG и диплом бакалавра Brigham Young University, Кларк Шоманн наверняка был бы принят в одну из ведущих бизнес-школ США. Но он понимал, что его профессиональная деятельность все равно будет связана с Китаем. Именно поэтому он не стал подавать заявку в западные университеты, а поступил на в шанхайскую CEIBS. И Шоманн не одинок. В каждой китайской бизнес-школе, с которой мы связались, наблюдается рост числа иностранных кандидатов, здесь лидируют Guanghua, Tsinghua и CEIBS, где около 40% — иностранцы.

Ценные знания о китайском бизнесе

Несмотря на то, что все иностранные студенты приезжают в бизнес-школы Китая, чтобы получить навыки ведения местного бизнеса и установить связи с местными компаниями, со временем китайские программы МВА получат международный статус.

Лидия Прайс, помощник декана CEIBS, сообщила нам, что небольшой процент студентов устраивается в многонациональные компании в Китае, а затем их отправляют за рубеж. Те, кто знает китайский язык, нужны этим компаниям в других частях света — иногда даже в головном офисе. Эта тенденция проявилась в прошлом году. Но мы понимаем, что это лишь верхушка айсберга, ведь примеров пока немного.

Пока международные компании посылают выпускников китайских бизнес-школ за границу, компании Китая нанимают все больше иностранцев, получивших МВА. На данный момент лишь нескольким китайским государственным компаниям удалось создать условия, привлекательные для иностранцев, но Лидия Прайс прогнозирует дальнейшее развитие тенденции по мере того, как государственные компании будут стремиться на мировой рынок.

Связи с западными школами

Китайские бизнес-школы бросают вызов признанным школам США и Европы, но они не могут этого делать поодиночке. Практически все бизнес-школы Китая сотрудничают с MIT Sloan School of Management. Sloan работает совместно с Shanghai Jiaotong, Tsinghua и Fudan с середины 1990 годов.

Есть и другие примеры. Школа BiMBA при Peking University была основана при помощи Fordham University (США), а присуждает ученые степени посредством Vlerick Leuven Gent Management, ведущей программы МВА в Бельгии. Поэтому в школах Китая чувствуется сильное западное влияние, однако они не являются копиями зарубежных партнеров. ольшинство преподавателей на программах full-time— китайцы, каждая школа тратит обширные ресурсы на создание кейсов, касающихся местных проблем, которые являются ключевым компонентом бизнес-образования.

Помощь отстающим регионам

Ведущие китайские школы следуют примеру иностранных партнеров. Tsinghua и Fudan оказывают поддержку мелким школам в менее развитых провинциях через программы обмена преподавателями и учебными планами, которые основываются на опыте сотрудничества со Sloan.

Беспокоит ли ведущие китайские школы тот факт, что они помогают будущим конкурентам? По нашему опыту, — нет. Они твердо заявляют: как и все остальное в Китае, этот рынок настолько обширный, что небольшое количество школ просто не сможет удовлетворить спрос. Так что они рассматриваем другие программы МВА, скорее, в качестве друзей.
Ведущие китайские школы понимают, что в условиях быстрого развития, которое идет от побережья в западные и центральные регионы, таким учебным заведениям, как Tsinghua и Fudan будет лучше иметь друзей, а не врагов.

Одним словом, китайские школы следуют известной российской пословице «Один в поле не воин».

Виктория Пралич, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 994
 
A A A
Оценка материала:
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Роман Масленников
_MG_4139
Мария Кобзева и Геннадий Чернецов
Александр Попович, коммерческий директор Brainity
Гости
Спикеры Мастер-класса Networking
Представитель компании IABC
Группа Метро
 
Rambler's Top100