О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 74.4373
EUR ЦБ 90.3743
 
Погода:
-1
°C
облачно
 
Пробки:
1 
На дорогах свободно
21:31 / 11.10.2011

Концепция организации образовательного процесса

Основные недостатки современного образования связаны с тем, что система образования сохранила бюрократический характер и не приспособилась к изменениям общественных отношений и быстро изменяющимся условиям

A A A
Концепция организации образовательного процесса

Основные недостатки современного образования связаны с тем, что система образования сохранила бюрократический характер и не приспособилась к изменениям общественных отношений и быстро изменяющимся условиям. 

Для повышения эффективности системы необходимо, прежде всего, изменить структуру, а именно, перейти от иерархической структуры к самоорганизующейся. В соответствии с законами развития, в основе которых лежит закон единства и борьбы противоположностей, а также закон сохранения энергии или стоимости, организация должна строиться на базе взаимодействия двойственных систем с замкнутым циклом обмена. В связи с этим, в системе образования должны выделяться две независимые двойственные системы:

1. Система обучения (СО).
2. Система управления качеством специалистов (СК).

s4.jpg

Независимость заключается в том, что каждая система использует свои критерии работы. СО использует материальные критерии: часы, оборудование, аудитории. СК использует качественные критерии: зачетные единицы, полезность, знания.

Цель системы обучения (СО) — обучение установленным компетенциям, навыкам за заданное время с минимальными затратами ресурса.
В состав системы обучения входят кафедры и отделы, занимающиеся планированием ресурсов для обучения. СО в своей работе ориентируется, в основном, на интересы преподавателей.

СО для выполнения заданной цели, разрабатывает учебные планы, рабочие программы, календарные планы, расписание занятий. В целом, система обучения должна обосновать затраты времени и других ресурсов для достижения согласованных компетенций обучаемых.

СО должна быть связана внешним циклом с системой подготовки преподавательских кадров, источниками знаний и методик обучений. В процессе работы во внутреннем и внешнем циклах, СО образует базу данных из преподавателей и методик обучения, для обоснования затрат на обучение.
Цель системы управления качеством специалистов (СК) — получение максимальной прибыли при реализации специалистов.

В состав системы управления качеством специалистов входят деканаты и методические отделы. СК ориентируется, в основном, на интересы студентов, как получаемый продукт, поэтому целесообразно в состав СК включить деканаты.

Для выполнения поставленной цели СК должна разрабатывать стан-дарты качества, методики оценки качества. В целом, система обеспечения качества специалистов должна обосновать получаемую прибыль при реализации специалистов данного профиля и качества.

СК должна быть связана внешним циклом со школами и предприятиями для отбора абитуриентов и поставки специалистов. В процессе работы во внутреннем и внешнем циклах СК создает базу знаний для обоснования стоимости компетенций.

Таким образом, СО оперирует затратами, связанными с получением заданного качества, а СК оперирует показателями качества при заданных затратах. Стоимость подготовки специалиста является двойственной характеристикой материальных затрат и полученного качества.

Так как качество связано с затратами неявным образом или другими словами, качество специалиста нельзя определить по часам прочитанных лекций и практикам, то согласование качества происходит на так называемых «рынках», на которых стоимость определяется как спросом, так и предложением. На так называемом «рынке ресурсов» согласуется стоимость обучения со стоимостью качества, а на так называемом «рынке товаров» согласуется стоимость выпускников со стоимостью специалиста. Максимум достигается когда стоимость затрат соответствует стоимости качества.

По результатам согласования руководство СО и СК планирует и корректирует работу систем в цикле управления, руководствуясь своими критериями.
За работу рынков, т.е. процедуры согласования различных точек зрения двойственных систем, отвечает высшее руководство в ректорате. Задача рынков — обеспечить адекватную оценку затрат и качества.

Затраты на обучение соответствуют выполнению одной элементарной работы за единицу времени

s1.jpg

т.е. эффективности денежных затрат за работу. Часто элементарную работу преподавателей измеряют в учебных часах. За каждый час преду-смотрена соответствующая оплата, поэтому учебный час соответствует ко-личеству денег, необходимых для оплаты труда преподавателей.
Качество обучения необходимо измерять полученными знаниями, которые условно можно измерить зачетными единицами

s2.jpg

Зачетная единица показывает, какую стоимость может производить специалист в единицу времени.
Производительность системы обучения в целом оценивается как

s3.jpg

Фактически, производительность показывает, как эффективно тратятся учебные часы. СО дает оценку цены своей работы за учебный час, а СК дает оценку времени, необходимого для такой цены.

Цикл подготовки специалистов

1 этап — Разработка учебных планов, программ, требований, стандартов.

СК на основе указаний, стандартов министерства образования, руководства ВУЗа, анализа потребностей в специалистах, прогнозе набора, достигнутых показателей качества в предыдущие периоды обучения, выдает требования по качеству подготовки специалистов заданного профиля в виде стандартов качества и схемы связи компетенций с указанием затрат в виде зачетных единиц или других установленных измерителей.

СО на основе анализа требуемых компетенций, имеющихся примерных учебных планов, программ, разрабатывает рабочие учебные планы, осуществляет подбор преподавателей, составляет рабочие программы, обосновывает трудозатраты в учебных часах или других измерителях, формирует заявки на дополнительное оборудование, наем, при необходимости, сторонних преподавателей.

2 этап — Согласование материальных затрат на подготовку специали-стов с заданными компетенциями.

На втором этапе происходит согласование стоимостей обучения и ка-чества по установленным процедурам. Согласование осуществляется на так называемом «рынке ресурсов». Этот рынок ограничивается не только рамками ВУЗа. Вполне возможно использовать по договору других более компетентных преподавателей для повышения качества или запросить больше средств, так как подготовка набранных студентов до уровня заданного качества требует дополнительных затрат. В результате согласования должны быть подписаны обеими сторонами и утверждены руководством рабочие учебные планы, рабочие учебные программы, схемы компетенций и другие необходимые документы. По ходу и результатам согласования руководители СО и СК корректируют работу своих подразделений в цикле управления.

3 этап — Процесс обучения и контроля качества.

В процессе обучения СО и СК находятся в тесном контакте и работают над совершенствованием методик обучения и контроля качества. СК в процесс контроля компетенций и имеющейся базы знаний, выявляет слабые места в процедурах обучения, разрабатывает предложения по совершенствованию процедур и подготовки преподавателей. СО выявляет недостатки в схемах компетенций и действительной компетенции обучаемых, разрабатывает предложения по совершенствованию связей компетенций, набору студентов и зачетным единицам. Например, изучение теории информации предполагает знание теории вероятности и случайных процессов, однако в схеме компетенций изучение случайных процессов не значится. В других случаях выявится целесообразность объединения изучаемых тем для уменьшения материальных затрат, например, объединить операторные методы решения дифференциальных уравнений, изучаемое в курсе математики, и преобразование Лапласа, изучаемое в теории управления.

4 этап — Согласование качества специалиста с его стоимостью.

По результатам контроля качества и анализа действительных компе-тенций происходит оценка стоимости подготовки и стоимости качества в целом. Согласование происходит на так называемом «рынке товаров». Этот рынок также открыт и в процессе согласования и сравнительного анализа может быть выявлена низкая стоимость подготовленного специалиста по сравнению с другими ВУЗами и, соответственно, его невостребованность. По стоимости специалиста определяется качество работы СО и СК.

В результате согласования, происходит корректировка примерных учебных планов, программ и схем компетенций. Руководство СО и СК корректируют работу своих подразделений в цикле управления. 

Преимущества предлагаемой системы

Для работы системы требуется минимальная перестройка существующей. Перестройка будет связана лишь с привязкой бумажной работы с действительными потребностями. Для этого необходимо уточнить функциональные обязанности и порядок составления документов.

Система будет постоянно обновляться и совершенствоваться, исходя из возрастающей потребности в образовании и специалистах, а не формально, путем раздувания штатов и увеличения расходов.

Прекращается бесполезный кругооборот бумаг, в котором задействовано множество людей, следящих за соблюдением формальных признаков, а в действительности не разбирающихся в проблемах.

Примерные, рабочие программы, планы и другие документы форми-руются по действительным потребностям, трудозатраты преподавателей определяются не только по затраченным часам, но и по их компетенциям и компетенциям обучаемых.

Формальная отчетность о проделанной работе заменяется самой работой.

Направленность работы смещается на качество подготовки, контроль качества становится не формальным, улучшается согласованность обучения, знания даются исходя из достигнутых результатов.

При утверждении концепции, будут разработаны соответствующие процедуры и формы документов.

Вадим Советов, ДТН, профессор, полковник в отставке, автор Brainity

 
Количество просмотров: 1613
 
A A A
Оценка материала:
(2)
(2)
(4)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Гости Brainity
_MG_4105
Участница Пикника
Наталья Макарова, алексей Кекулов и михаил сапенюк
Антошкина Екатерина .....
Аудитория
Вопросы от Аудитории
Гости Brainity
 
Rambler's Top100